Сколько стоит проехать в автобусе по дорогам Хакасии

Стоимость проезда на многих автобусных маршрутах повысилась. И не в первых днях нового года, как ожидали многие, а ещё в декабре 2018. Это касается перевозок не только между населенными пунктами. Пассажироперевозчики в Абакане, Черногорске подняли цену до 20 рублей, жители Хакасии делились: в некоторых автобусах кондуктор просил 25 рублей. Можно ли контролировать стоимость проезда и к кому обращаться, чтобы убавить аппетиты жаждущих быстрого обогащения?

На эту тему – разговор корреспондента сайта «АДИ19» с заместителем руководителя антимонопольной службы Хакасии Татьяной Темеревой.

– В каждой администрации населенного пункта обязательно есть подразделение, которое отвечает за организацию пассажироперевозок. В столице Хакасии это направление координирует транспортно-технический отдел Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации Абакана. Он же организует и проводит конкурс на право заключения договора на осуществление коммерческих перевозок по городским маршрутам. Предвижу очередной вопрос: чем отличается регулируемые и нерегулируемые тарифы, к которым, по сути, относятся коммерческие перевозки.

В 2015 году принят федеральный закон об организации регулярных перевозок пассажиров. Действительно, согласно этому документу, пассажироперевозчик, без согласования, может устанавливать, так сказать, свою цену проезда. Но для этого у него должен быть пакет документов, разрешающих пользоваться нерегулируемым тарифом. И такой пакет есть у многих пассажироперевозчиков Хакасии.

– Получается – ситуация неконтролируемая?

– Количество маршрутов с нерегулируемыми тарифами устанавливает администрация населенного пункта. И поэтому, когда говорят, в том же транспортно-технический отделе Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации Абакана что «таков закон», немного лукавят. Администрация может вообще отказаться от нерегулируемых перевозок. Но ей это экономически невыгодно. Поэтому муниципальных маршрутов в разы меньше.

– А нельзя подкорректировать федеральный закон об организации регулярных перевозок пассажиров?

– По требованию времени федеральные законы изменяются и дополняются. Со стороны Хакасского УФАС России в отношении ФЗ 220 было внесено предложение об установлении процентного соотношения маршрутов с регулируемыми и нерегулируемыми тарифами, например, 30 на 70. В Абакане есть маршруты, на которых нет ни одного (!) муниципального автобуса. Если бы федеральным законом муниципалитеты обязали из десяти маршрутов

пустить семь по нерегулируемыми тарифами, а три по регулируемым тарифам, у жителей городов и районов был выбор – на каком автобусе и за какую цену доехать до нужного места. Пока внесенное предложение только рассматривается. Но, надеемся, что эти изменения, так необходимые для населения, – дело времени.

– Татьяна Владимировна, кто определяет стоимость проезда на маршрутах с регулируемыми тарифами?

– Цена проезда на таких маршрутах установлена Постановлением правительства республики. Такая стоимость фиксирована. Специалисты ранее госкомтарифа при региональном правительстве делали полный анализ, по итогам которого и выводили окончательную сумму. Сегодня это Департамент тарифного регулирования при Министерстве экономического развития Хакасии.

– Предприниматели, которые занимаются пассажироперевозками, повышая стоимость проезда, говорят о удорожании бензина, запасных частей. Тем не менее, на муниципальных маршрутах довольно продолжительное время держится 16 рублей.

– Дело в том, что цифра не выводится, что называется, с потолка. Необходимы экономически обоснованные расчёты. На каком основании должна подняться стоимость проезда? Документы по затратам должны предоставить пассажироперевозчики.

– Как говорится, – выводы делайте сами… Много жалоб поступает в антимонопольную службу на пассажироперевозчиков?

– Несколько лет назад в Абакане автобусы не вышли на маршруты. Кстати, в их объяснениях звучало, что это не так пресса представила, хотя журналисты констатировали факт невыхода автобусов на маршруты. Тогда антимонопольная служба возбудила дело по сговору пассажироперевозчиков.

Кстати, пару лет назад, когда в первых числах нового года одновременно поднялась стоимость у разных пассажироперевозчиков, также было возбуждено дело по сговору, виновные понесли наказание – заплатили штраф.

На сегодняшний момент в производстве Хакасского УФАС России находятся на рассмотрении несколько заявлений о завышении стоимости проезда на общественном транспорте. Их рассмотрение продолжается, проверяется обоснованность поднятия цены проезда. Ни одна жалоба не остается без внимания.