Дело «перетоп»: почти два года судебных разбирательств

Арбитражный суд Республики Хакасия принял решение по делу, с легкой руки журналистов названным «Перетоп».

Дело, что называется, давнее. Три года назад, несмотря на то, что за окном стояла относительно теплая для сибирской зимы погода, батареи в квартирах полыхали жаром. Настолько, что абаканцы вынуждены открывать форточки и балконы, в общем, «отапливать улицу». Как результат – платежки с круглой суммой за тепло. Куда только не обращались абаканцы с просьбой понизить температуру в квартирах – бесполезно. И только одно ведомство встало на защиту интересов горожан.

Подробности этого дела напомнила врио руководителя Хакасского УФАС России Ольга Широкова.

– С заявлением в антимонопольную службу обратилась одна из управляющих компаний Абакана. К тому же достаточно много было телесюжетов, публикаций в газетах и на местных сайтах по перетопу в домах. Дело было возбуждено в интересах неопределенного круга лиц в отношении действий ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в лице филиала «Абаканская ТЭЦ» и ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания». Мы увидели нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением) в части несоблюдения температурного графика и гидравлического режима при снабжении теплом многоэтажные дома в Абакане.

Но компании не согласились с решением антимонопольного органа. В феврале 2017 года обжаловали его в Арбитражный суд Республики Хакасия.

– И все это время шел суд?

– Да, 1 год 11 месяцев и 22 дня шли судебные разбирательства по делу. За это время состоялось 23 заседания суда, 26 томов составляют материалы арбитражного дела.

– В чем сложность этого процесса?

– Компании отказывались признавать свою неправоту. Дело с юридической точки интересное, грамотные, сильные специалисты защищали интересы компаний. А вот некоторые управляющие компании, чьи заявления легли в основу антимонопольного дела, не только пренебрегли правом участия в процессе в качестве третьих лиц, но даже отказались от своих подписей на документах, представленных в антимонопольный орган.

– На вашей стороне была администрация города, весомая поддержка.

– Представители администрации только на первых заседаниях были с нами. Затем они устранились от участия в судебных заседаниях, объясняя, что интересы города в данном случае никоим образом не затрагиваются.

– Странно… Горожане жалуются, а администрация в стороне?

–Управлению пришлось доказывать законность и обоснованность своего решения в одиночку.

– О чем гласит решение?

Признать действия ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания» (в том числе не соблюдение параметров качества тепловой энергии, теплоносителя на границе балансовой принадлежности с потребителями, не соблюдение утвержденного температурного графика регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, нарушение теплового и гидравлического режимов в системе теплоснабжения Абакана) как нарушающие нормы отраслевого законодательства. А также не совершение необходимых действий, направленных на урегулирование отношений, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Суд подтвердил правомерность принятого решения Хакасским УФАС России. ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания» понесут административное наказание в виде административного штрафа в совокупном размере, превышающем 6 миллионов рублей. У ответчиков есть право оспорить решение Арбитражного суда Республики Хакасия.

– Отмечу, что после того, как вмешалось антимонопольная служба, температура в квартирах стала нормальной.

– Действительно, с того времени массовых обращений в управление не поступало. На судебном процессе представители сбытовых компаний говорили, что регулировать температуру в домах должна только управляющая компания. Наше мнение: обязанность по соблюдению теплового режима несут все – и управляющая компания, и теплоснабжающая, и теплосетевая организации. Как показали дальнейшие события: можно подавать комфортное тепло в батареи без дополнительного регулирующего оборудования в домах. Оно нужно. Вопрос: кто будет оплачивать его установку? И с существующей системой отопления в домах старой постройки это реально? Нужно учитывать все аспекты, что и сделал суд.

– Но будет ли сделан перерасчет?

– Правильный вопрос – нам нужно защищать свои права. Одна из приоритетных задач антимонопольного органа – формирование института коллективных исков и механизма возмещения ущерба лицам, пострадавшим от нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции» лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду.

Следует знать еще об одном документе. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Этим же документом установлен и срок исковой давности – три года. А вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги.

АДИ 19 от 15 февраля 2019 года