Реклама с важной информацией, выполненной мелким шрифтом, признана ненадлежащей

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Алтай, Республике Мордовия и Республике Хакасия, Алтайскому и Пермскому краям, Ивановской, Ростовской и Челябинской областям возбудили и в большинстве случаев уже рассмотрели дела по признакам нарушения рекламного законодательства в денежно-кредитной сфере, включая рекламу услуг по банкротству физических лиц (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. Реклама Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ) признана Алтайским краевым УФАС ненадлежащей. Банк распространял рекламу кредита без указания существенных условий, определяющих его полную стоимость.

Факт нарушения установлен управлением при рассмотрении жалобы гражданина на смс-сообщение от абонента АТБ с рекламой услуг по предоставлению кредита. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что рекламную рассылку банк направлял с согласия заявителя на получение рекламы, оформленного при подаче заявки на кредитование в АО «АТБ». Однако  реклама услуг по  предоставлению кредита содержала только одно условие выдачи займа – выгодную процентную ставку 6,5%. Все остальные важные условия, определяющие полную стоимость кредита, такие, как минимальная и максимальная суммы, срок возврата кредита, а также дополнительные требования к заёмщику, в рекламе отсутствовали. Упущенная в рекламе информация является существенной для принятия заёмщиком решения о кредитовании, в связи с чем такая неполная реклама вводит потребителей в заблуждение и противоречит положениям части 3 статьи 28 закона о рекламе (см. «Справку»).

По итогам рассмотрения дела комиссия Алтайского краевого УФАС признала рекламу АО «АТБ» ненадлежащей. Нарушение прекращено банком в процессе разбирательства. В ближайшее время будет решён вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности по КоАП РФ.

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Внимание Ивановского УФАС привлекла озвученная в рекламе на телеканале «Россия-1» фраза:

«Государство каждому гражданину, который платит кредит, даёт право раз в пять лет списать кредитный долг».

Требования к гражданам, которые хотят пройти процедуру банкротства, установлены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Как минимум, не у каждого гражданина, который платит кредит, возникает такое право. Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что даже признание гражданина банкротом не влечёт за собой автоматически освобождение от долгов. Рассмотрение вопроса отнесено исключительно к компетенции судебной инстанции.

Учитывая изложенное, Ивановское УФАС даст оценку указанной рекламе услуг по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. В случае признания нарушения закона о рекламе (пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5, см. «Справку») видеоролик не только может быть снят с эфира, но и рекламодателю будет грозить административная ответственность за введение потребителей в заблуждение.

Рассмотрение дела назначено на 26 декабря.

ПЕРМСКИЙ КРАЙ. Пермское УФАС признало рекламу финансовых услуг АО «Альфа-банк» нарушающей часть 3 статьи 28 закона о рекламе (см. «Справку»).

Распространение ненадлежащей рекламы в эфире пермской радиостанции, направленной на привлечение внимания потребителей к финансовым услугам АО «Альфа-банк» по предоставлению ипотечного кредита, сотрудники антимонопольного ведомства обнаружили в ходе государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе на территории края. Согласно законодательству, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то такая реклама должна содержать все остальные условия, влияющие на полную стоимость займа и определяющие её для потребителя. По мнению специалистов УФАС, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, относятся сумма потребительского кредита, срок действия договора и срок его возврата, а также валюта, в которой предоставляется потребительский кредит, процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок её определения. В рекламе АО «Альфа-банк» содержалось указание на процентную ставку, но отсутствовала информация о сумме займа, сроке, ежемесячном платеже, комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заёмщика, связанных с получением кредита, что не позволяет потребителю сделать объективный вывод о полной стоимости кредита.

Пермское УФАС признало рекламу финансовых услуг АО «Альфа-банк» нарушающей требования закона о рекламе и выдало банку предписание о необходимости прекратить нарушение. АО «Альфа-банк» будет оштрафовано на сумму в размере от 300 тысяч до 800 тысяч рублей.

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ. Алтайское республиканское УФАС выдало предписание микрокредитной организации за нарушение закона о рекламе.

Управление рассмотрело материалы, полученные из отделения Национального банка по Республике Алтай Сибирского главного управления ЦБ РФ о размещении в Горно-Алтайске рекламных щитов, содержащих информацию о займах ООО «МКК «Авантаж» с признаками нарушений закона о рекламе. Текст гласил:

«ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ OTLNAL.RU 8 800 700 3635 150 м 5/1 0%* ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ».

Вся остальная информация была указана мелким шрифтом под знаком «*». Таким образом комиссия управления установила, что информация, содержащая существенные условия оказания финансовых услуг, выполнена нечитаемым мелким шрифтом. Рассмотрев все обстоятельства дела, Алтайское республиканское УФАС признало рекламу ООО «МКК «Авантаж» ненадлежащей и выдало обществу предписание об устранении нарушений. Материалы переданы уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении.

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ. Мордовское УФАС возбудило в отношении АО «Россельхозбанк» дело по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

Поводом послужило заявление жителя Саранска, сообщившего о наружной рекламе со словами:

«РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется»,

из которой заявитель не смог узнать больше сведений о привлекательно низком кредитном проценте. Реклама была рассмотрена на заседании экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС. Эксперты единогласно выразили мнение, что привлекательные сведения об условиях кредита указаны крупным шрифтом – наименование банка и процентная ставка по кредиту. А другая важная информация – мелким и нечитаемым. Таким образом из содержания рекламы не было возможности увидеть и понять все условия кредитования. Между тем действующим законодательством запрещено распространение рекламы, в которой нет части существенной информации о товаре или об условиях его использования.

Рассмотрение дела назначено на январь будущего года.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС возбудило дело в отношении красноярского ООО. Компания рекламирует свои услуги по местному телевидению. Так как из визуального ряда и текста неясно, что именно предлагает рекламодатель, и какие последствия ожидать потенциальному потребителю от этой помощи, специалисты УФАС подозревают ООО в недобросовестной рекламе.

Спорные рекламные ролики транслируются в течение 7 – 12 секунд. На них изображены солидные мужчины в костюмах. Звуковой ряд призывает успевать списать долги и получить миллион рублей. И только в нижней части видеоролика на тёмном фоне мелким текстом дана существенная информация по рекламе. А именно: что это предложение юридической услуги для граждан, признанных банкротами; что оно действует до 31 декабря; что работать с такими гражданами красноярские юристы будут только через «личный кабинет», условия гарантии услуг можно узнать по телефону.

«Чтобы прочесть существенные условия рекламной акции, да и вообще понять, о чём речь в рекламе, специалистам региональной антимонопольной службы пришлось записать ролик и поставить на паузу, а затем увеличить надпись. По закону, формальное наличие (мелкий шрифт) существенной информации в рекламе приравнивается к её отсутствию. По закону о банкротстве не так просто «списать все долги». Реклама же создаёт впечатление, что гражданин, подав на банкротство, освобождается от долгов без каких-либо расчётов с кредиторами и без каких-то последствий. Нужно понимать, что решение о банкротстве принимает только суд, который, кстати, может и отказать во введении этой процедуры. Согласно закону о банкротстве освобождение от долгов возможно только после завершения расчётов с кредиторами. При этом всё имущество банкрота включается в конкурсную массу для его последующей реализации. Иными словами, гражданин не сможет распоряжаться своим имуществом. Последствия признания гражданина банкротом – ограничение его выезда из страны, запрет на предпринимательскую деятельность в течение пяти лет, запрет на кредиты и займы, на открытие банковских счетов и так далее – необходимо понимать и учитывать потенциальным потребителям рекламы»,

– рассказала Ольга Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС.

За введение в заблуждение потребителей недобросовестной рекламой законом предусмотрен штраф – для ООО от 100 тысяч рублей.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ростовское УФАС признало ненадлежащей рекламу банкротства, размещённую в социальной сети «ВКонтакте».

Всё началось с того, что ИП разместил в сообществе «Искусство и культура» информацию, согласно которой все граждане России могут обнулить кредиты, кредитные карты, микрозаймы и долги по ЖКХ. При этом процедура банкротства предлагалась в качестве решения всех обозначенных проблем. В действительности, помимо списания долгов банкротство влечёт за собой негативные последствия для человека, главным из которых является лишение возможности распоряжаться собственным имуществом, о чём не было указано в рекламе. Таким образом сообщения, размещённые ИП, не содержали существенных условий предоставления рекламируемой услуги и вводили потребителей в заблуждение, представляя банкротство в качестве лёгкого и быстрого способа избавления от долгов без последствий.

Ростовское УФАС признало рекламу ненадлежащей. В настоящее время ведётся работа по привлечению предпринимателя к административной ответственности.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС признало ненадлежащей рекламу «Альфа-банка» на экране банкомата. Речь идёт о рекламе услуги по накопительному счёту. Антимонопольная служба предписала прекратить распространение рекламы без указания существенных для потребителей условий данной услуги.

В рекламном предложении на экране банкомата содержалась информация о процентной ставке по накопительному «Альфа-счёту» в размере 20%. При этом иные условия, влияющие на изменение размера данной процентной ставки и периоде её действия, в рекламе отсутствовали. Банкомат расположен в ТРК «Родник» в Челябинске.

За нарушение требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 закона о рекламе (см. «Справку») банк будет привлечён к административной ответственности.

Справка

Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заёмщика и влияющие на неё.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)