Нужен критерий, иначе рекламу признают недостоверной

ФАС И «ХВАСТЛИВАЯ» РЕКЛАМА. Использование в рекламе без документального на то подтверждения слов «лучший», «самая низкая» стало поводом для возбуждения дел о нарушениях рекламного законодательства, закона о защите конкуренции территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Хакасия, Пермскому и Приморскому краям, Оренбургской и Челябинской областям (предыдущую подборку на данную тему см. здесь).

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Баннер магазина «Караван» с «самыми низкими ценами в городе» был обнаружен жительницей Оренбурга. Она обратилась в Оренбургское УФАС, указав, что в торгово-развлекательном центре «Новый мир» размещена информация с нарушением законодательства.

Управление провело анализ, установило рекламодателя и возбудило дело по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Комиссия Оренбургского УФАС признала рекламу магазина «Караван» ненадлежащей, так как владелец торговой точки не смог документально подтвердить обоснованность своих «самых низких цен». Материалы дела переданы должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административного производства.

ПЕРМСКИЙ КРАЙ. В ходе мониторинга за соблюдением законодательства о рекламе специалисты Пермского УФАС обнаружили в интернете подозрительную рекламу. Она распространялась на страницах электронного справочника «2ГИС» и содержала информацию, привлекающую внимание к услугам пермской юридической компании ООО «Правовая группа «Банкротовъ». В тексте рекламы, направленной на продвижение организации на рынке, среди прочего указано:

«Гарантия лучшей цены».

Согласно законодательству реклама должна быть добросовестной и достоверной, то есть в ней не должна содержаться информация, не соответствующая действительности, или сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые производятся другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Использование в рекламе сравнительной характеристики путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один» возможно в том случае, если указан конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. В противном случае реклама считается недостоверной.

«Рассматриваемая реклама юридической компании содержит сравнительную формулировку «гарантия лучшей цены». При этом отсутствует указание на критерий, по которому производится сравнение, а также объективное подтверждение данного утверждения. Поэтому мы считаем, что в рекламе компании содержатся признаки нарушения закона о рекламе»,

– пояснила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Пермского УФАС Мария Герасимова.

Управление возбудило дело в отношении ООО «Правовая группа «Банкротовъ» по факту распространения рекламы с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе (см. «Справку»).

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ. В Приморское УФАС поступили сведения от одной из крупнейших аптечных сетей региона, указывающие на признаки недобросовестного поведения со стороны ООО «Госаптека» по отношению к своим конкурентам.

Так, на сайте аптеки размещена информация о поиске сотрудников на замещение вакантных должностей со следующим утверждением:

«Работаешь на дядю? Работай на тетю. У нее лучше!», «Крупная сеть аптек ГОСАПТЕКА создает для своих сотрудников лучшие условия труда».

Поскольку данные выражения не содержат указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, заявитель обратился в Приморское УФАС. Рассмотрев действия аптеки с точки зрения недобросовестной конкуренции, ведомство выдало ООО «Госаптека» предупреждение, которое общество исполнило, внеся изменения в информацию о вакансиях фармацевтов и провизоров.

В соответствии с выданным предупреждением аптека прекратила использовать фразу «у нее лучше». Вместо неё появилась фраза «работа по душе». А фразу «лучшие условия труда» заменили на «улучшает условия труда».

В связи с исполнением предупреждения у Приморского УФАС отсутствуют основания для возбуждения дела в отношении ООО «Госаптека».

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС вынесло решение по делу о ненадлежащей рекламе кафе в Абакане. Речь о рекламном штендере, до недавнего времени размещавшемся на улице Ленина. Предприниматель рекламировал превосходство своих бургеров без конкретных характеристик и параметров сравнения. Реклама утверждала:

«Зато у нас вкуснее»,

а также содержала информацию, что восемь из 10 человек считают бургеры этого кафе «лучшими». Рядом с этим кафе находится другое кафе, также предлагающее бургеры.

«Экспертный совет при Хакасском УФАС признал эту рекламу некорректной. По закону, говорить о преимуществах своего товара можно, но только в случае, если такое преимущество подтверждено документально. На штендере абаканского ИП такое подтверждение отсутствует. На заседании комиссии УФАС абаканский бизнесмен сказал, что вывод о превосходстве бургеров сделан в результате «слепого анкетирования продукции кафе среди своих работников. А выражение «зато у нас вкуснее» не является сравнением с товарами соседствующего конкурента. Это лишь креативный подход, речь идёт о названии сета из меню кафе». Тем не менее, признав нарушение рекламного законодательства, абаканский владелец бургерной демонтировал спорный штендер. Действующее законодательство запрещает вводить потенциальных потребителей в заблуждение о товаре, его свойствах и качественных характеристиках. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности. Касательно «слепого анкетирования», необходимо было указать, что вывод о превосходстве бургеров сделан на основании решения внутренней комиссии кафе»,

– пояснила Ольга Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Юридическая компания Курилина «Квадрат» исполнила предупреждение Челябинского УФАС. С сайта ООО «Юридическая компания Курилина «Квадрат» удалена спорная информации о деятельности организации.

Ранее управление установило в действиях юридической компании признаки недобросовестной конкуренции. Так, на сайте неоднократно упоминалось, что директор компании является одним из авторов действующего закона о банкротстве. При этом директор компании действительно ведёт активную деятельность по обсуждению положений данного закона, предложений по изменению и информированию широкого круга лиц об особенностях процедуры банкротства. Однако отсутствуют какие-либо подтверждения о роли директора в качестве автора закона о банкротстве, а также о наличии у него права законодательной инициативы.

Сведения

«команда Курилина – это не просто лучшие специалисты в своих областях юридической науки», «юридическая компания Курилина «Квадрат» – лидер рынка личных банкротств на Урале» также указывают на недобросовестные конкурентные действия: объективных подтверждений заявленных преимуществ по запросу Челябинского УФАС представлено не было.

В связи с исполнением требований ведомства об удалении или замене размещённой информации дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено не будет.

Справка

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)