Антимонопольщики рассказали о результатах контрольной деятельности в сфере рекламы и о том, как не нарушать закон при публикациях

ФАС И СМИ: ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Кировской и Томской областям провели пресс-конференцию и брифинг по итогам работы за предыдущий период; Хакасское УФАС организовало для представителей региональных СМИ обучающий семинар; руководитель Челябинского УФАС дала интервью одному из телеканалов (предыдущую подборку см. здесь).

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Об основных показателях работы ведомства за 2022 год и первое полугодие 2023 года, о тенденциях в сфере антимонопольного регулирования и выявленных нарушениях сообщила на пресс-конференции заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС Ирина Мищихина.

Так, управление в 2022 году рассмотрело 405 обращений по статьям закона «О защите конкуренции», это больше на 19%, чем в 2021 году. Возбуждено и рассмотрено 15 дел  по признакам нарушения антимонопольного законодательства (на 25% больше, чем в 2021-м). Большинство дел возбуждено по поступившим заявлениям. Принято 10 решений о наличии нарушения ФЗ «О защите конкуренции» – это на 25% больше, чем в 2021 году. Злоупотребление доминирующим положением остаётся одним из самых распространённых нарушений антимонопольного законодательства.

За первое полугодие 2023 года рассмотрено 135 обращений по признакам нарушения  закона «О защите конкуренции» Возбуждено пять дел. Принято два решения о наличии нарушения.

Также спикер рассказала о результатах контрольной деятельности в сфере рекламы. Так, основными видами нарушений требований рекламного законодательства, выявленные Кировским УФАС в 2022 году и первой половине 2023-го, являются: распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого на внешних стенах зданий; реклама финансовых услуг; реклама, распространяемая по сетям электросвязи в отсутствие согласия абонента на её получение; отсутствие в рекламе существенной информации о товаре и условиях его приобретения, что приводит к введению потребителей в заблуждение; реклама табачной продукции; реклама медицинских услуг в отсутствие предупреждающей надписи.

Заместитель руководителя управления сообщила о контроле за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, привела наиболее значимые и интересные примеры в области применения Кировским УФАС мер антимонопольного реагирования, ярких дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В конце мероприятия Ирина Мищихина ответила на вопросы журналистов.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС провело обучающий семинар для представителей региональных средств массовой информации. Темой стало наболевшее и актуальное – «Реклама в СМИ». В мероприятии в режиме ВКС участвовал представитель Енисейского управления Роскомнадзора Василий Антонов.

«Размещая рекламу в газетах, на радио, на телевидении, в электронных СМИ, необходимо знать, как это делать без нарушения закона о рекламе. В частности, нужно отличать просто информацию для граждан от рекламы. Реклама адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и продвижения его на рынке. Не реклама – вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, а также объявления, не связанные с предпринимательской деятельностью»,

– сказала, открывая семинар, Ксения Лебедева, руководитель региональной антимонопольной службы.

Ксения Александровна рассказала, что ФАС России уполномочена проверять рекламу на соответствие действующему законодательству. В частности, проверяется её достоверность, запрет бранных слов или оскорбительных образов, соблюдение спецтребований к рекламе.

«Ни при каких условиях нельзя рекламировать товары, которые запрещено продавать и производить в нашей стране. Это наркотики, психотропы, табачные изделия, взрывчатые вещества, медпрепараты по искусственному прерыванию беременности, услуги по подготовке выпускных квалификационных работ»,

– подчеркнула Ксения Лебедева.

Ольга Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС, акцентировала внимание журналистов на недопустимости размещения важной, существенной информации о рекламируемом товаре/услуге мелким нечитаемым шрифтом. К этому же приравнивается чрезмерно быстрое, неразборчивое проговаривание в радийной рекламе.

«Реклама БАДов, в которой используются такие слова, как «помогает», «избавляет», «улучшает», не только обещает невозможное, но и нарушает закон. Речь о рекламе биологически активных добавок, в которой указывается на конкретное заболевание или симптоматику»,

– пояснила она.

Больше всего вопросов у журналистов Хакасии вызвало размещение знаков информационной продукции. В ответ антимонопольщики сообщили, что знаки классификации по возрасту устанавливаются во избежание вреда детям. Они используются при рекламе зрелищных мероприятий, в том числе это касается информации о проведении дней города, городских или сельских гуляний, праздников. За неразмещение знака информационной продукции законом предусмотрен штраф – для организаций от 100 тысяч рублей.

Много вопросов вызвали изменения в законе о рекламе, вступившие в силу год назад и касающиеся рекламы в интернете. И не случайно: ответственность за нарушения по ним действует уже с 1 сентября 2023 года. Как отметили представители СМИ, сетевые издания озабочены порядком размещения рекламы, предписанным статьёй 18.1. Закон теперь требует от электронных СМИ, прежде чем размещать на своих сайтах рекламу, зарегистрироваться в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). Работу реестра контролирует Роскомнадзор. Василий Антонов предложил СМИ направить свои вопросы на электронную почту ведомства. В ближайшее время специалисты Роскомнадзора ответят каждому. Информация по порядку включения в ЕРИР будет размещена на сайте организации.