Реклама вводила потребителя в заблуждение относительно предлагаемой услуги

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. Нарушения требований рекламного законодательства, закона о защите конкуренции со стороны банков, комиссионных магазинов и ряда других участников финансового рынка выявлены Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России и её территориальными управлениями по Санкт-Петербургу, Республике Марий Эл и Республике Хакасия, Амурской и Челябинской областям (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФАС. Ведомство возбудило дело по признакам нарушения закона о рекламе в отношении АО «Альфа-банк». В рекламном ролике банк размещал всю существенную информацию в поясняющих сносках мелким шрифтом в течение короткого времени.

В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе кредитной карты АО «Альфа-банк». В ролике крупным шрифтом указывалась информация о возможности годового беспроцентного использования карты. Кроме того, в рекламе озвучивалось и крупным шрифтом сообщалось о предоставлении кешбэка 100% за первую покупку. При этом существенная информация об условиях получения беспроцентного периода, максимальной сумме кешбека, а также минимальной сумме первой покупки для его получения сообщалась в поясняющих сносках трудным для восприятия способом в течение короткого времени. В результате форма и время размещения текста в поясняющих сносках не позволяли потребителям получить всю необходимую для осознанного выбора информацию. По мнению ФАС России, если существенные условия предоставления финансовой услуги формально присутствуют в рекламе, но не могут быть восприняты потребителем, то они не доведены до него надлежащим образом. Таким образом реклама вводит потребителя в заблуждение относительно предлагаемой услуги. Кроме того, в рекламе утверждалось, что «Альфа-банк – лучший мобильный банк», а далее следовала поясняющая сноска: «по версии Markswebb». Однако она приводилась трудным для восприятия способом в течение короткого времени и не могла рассматриваться как объективный критерий сравнения рекламируемого продукта с продуктами других банков.

ФАС России оценит ролик АО «Альфа-банк» на предмет нарушения рекламного законодательства. В случае установления вины банку грозит ответственность в соответствии с законом о рекламе.

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Амурское УФАС поступило обращение Центрального банка РФ по факту распространения услуг ломбарда с признаками нарушения статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На территории Белогорска размещалась реклама ювелирного салона с текстом:

«Ювелирный салон <…> Продажа и изготовление ювелирных изделий Обмен старых украшений на новые Скупка золота ЛОМБАРД».

При этом в тексте не было указано наименования юридического лица, оказывающего такие услуги. Кроме того, реклама создаёт впечатление, что финансовыми услугами можно воспользоваться непосредственно в ювелирном салоне, однако услуги ломбарда предоставляет совершенно иное юридическое лицо, в другом отделе торгового помещения. Таким образом потенциальные потребители были введены в заблуждение относительно предоставляемых услуг.

По итогам рассмотрения дела комиссия Амурского УФАС признала данную рекламу нарушающей требования пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Теперь должностное лицо антимонопольного органа рассмотрит вопрос о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении.

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ. Марийское УФАС оштрафовало ПАО «Совкомбанк» на 400 тысяч рублей за незаконную рекламу на ТВ-3. Спорная информация размещалась в нарушение статей 5 и 28 закона о рекламе.

В марте 2023 года специалисты управления установили, что в эфире телеканала ТВ-3 ПАО «Совкомбанк» разместило следующую информацию:

«Кредит до 5 млн рублей 6,9%».

Комиссия Марийского УФАС изучила рекламный ролик банка и выявила следующие нарушения закона о рекламе: ролик содержал четыре слайда с поясняющим текстом в сносках, длительность видео 10 секунд, в то время как чтение одного слайда занимает более 10 секунд; сноски выполнены мелким нечитаемым шрифтом, неудобным для восприятия, невозможность прочитать текст в сносках в данной ситуации равнозначно не размещению условий кредитования в принципе; реклама предлагает к ознакомлению потребителям только выгодные условия кредитования, при этом о других существенных условиях, влияющих на траты граждан, банк не сообщает (по закону банк должен был указать в рекламе суммы и сроки кредита, платежи и комиссии, дополнительные расходы заёмщика читаемым шрифтом).

В ходе рассмотрения дела ПАО «Совкомбанк» представило комиссии УФАС опрос граждан, в котором подтверждалось высокое качество и понятность спорной рекламы. Однако в опросе нет информации об устройствах, с которых граждане смотрели видео, о расстоянии до экрана, а также имелась ли у опрашиваемых возможность остановить воспроизведение видео. Поэтому положительное отношение граждан к спорной рекламе не является доказательством её достоверности.

Марийское УФАС изучило материалы дела и привлекло ПАО «Совкомбанк» к административной ответственности и назначило ему штраф.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС возбудило дело в отношении барнаульского бизнесмена. Он подозревается в распространении недобросовестной и ненадлежащей рекламы услуг, касающихся банкротства граждан.

«Видеоролики с обещаниями защитить жителей Хакасии от коллекторов, списать долги и даже оплатить судебные расходы на процедуру банкротства транслировались на ТВ. Мы подозреваем рекламодателя в нарушении закона о рекламе. В частности, речь идёт о введении в заблуждение. Из рекламных роликов следует, что процедура банкротства доступна любому человеку и при этом не трудозатратна. Реклама создаёт впечатление, что, подав на банкротство, гражданин освобождается от

долгов без каких-либо расчётов с кредиторами и без последствий для себя. Однако решение о введении в отношении гражданина процедуры банкротства принимает суд, который также может и отказать в этом. В спорной рекламе отсутствует существенная информация о рекламном продукте – в данном случае о предоставлении услуг юриста. Мы подозреваем его в недобросовестности и введении в заблуждение жителей Хакасии»,

– рассказала Ольга Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС.

Рассмотрение дела назначено на 25 декабря.