Антимонопольная служба наступает на нефтяников

Сумма штрафов по новому делу «Газпром нефти», одной из четверки крупнейших нефтяных компаний России, которую Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже официально признала нарушителем законодательства, может значительно превысить штрафные санкции по предыдущим делам, — рассказали центральным СМИ в надзорном ведомстве. То же самое касается и еще одного нефтяного гиганта — компании ТНК-BP.

ФАС на прошлой неделе вынесла решение относительно «Газпром нефти», в вину которой вменяется необоснованное повышение оптовых цен на нефтепродукты в первой половине этого года. Однако на этот раз при определении суммы штрафа может быть учтен уже имевший место факт нарушения компанией антимонопольного законодательства (по закону на нарушителя налагается штраф в размере от 1 до 15 процентов от выручки компании за год).

Накануне глава ФАС Игорь Артемьев, за спиной которого стоят миллионы недовольных автомобилистов, сообщил, что в настоящее время его ведомство готовит документ, по которому сумма штрафных санкций будет определяться по специальной формуле. «В целом цифры уже очень большие — полуторамиллиардные штрафы по первому делу, более крупные штрафы, размеры которых сейчас не скажу, будут вынесены в ближайшие две недели. Плюс еще на каждую компанию от 30 до 50 дел в регионах, измеряемых десятками, сотнями миллионов рублей. Такие вещи беспрецедентны», — подчеркнул Игорь Артемьев.

Собственно, антимонопольная служба перешла в широкомасштабное наступление на нефтяников еще в прошлом году: от них потребовали снизить цены на нефтепродукты. Тогда в ФАС посчитали, что компании — «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-BP и «Газпром нефть» — установили «монопольно высокие цены» на авиакеросин, бензин, дизельное топливо и мазут. На компании были наложены взыскания на сумму от 1,1 до 1,6 миллиарда рублей. «Газпром нефть» оштрафовали на 1,3 миллиарда рублей.

Проблема, которой занимается ФАС, состоит в том, что россияне только наблюдают, как цены на топливо во всем мире следуют вниз за ценами на нефть. Однако в нашей стране этого не происходит. Ранее замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин пояснил «РГ», что топлива в России производится достаточно, однако крупными компаниями искусственно создается дефицит. В первую очередь его ощущают независимые организации, а таких на рынке до половины. А в результате страдают конечные потребители. С начала лета стоимость топлива на АЗС начала скакать (причем исключительно вверх) рублевыми интервалами. На ряде автозаправок цены в один момент выросли на 1—1,5 рубля за литр бензина. Наиболее популярный 92-й бензин, еще в июне продававшийся по 18 рублей за литр, стоит уже почти 23 рубля.