Подорожание товаров по госзакупке втрое опережает инфляцию

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

По данным Росстата, стоимость товаров при закупке по государственным тендерам в 2012 году значительно выросла. В частности, отмечается, что в реальном выражении – за вычетом инфляции – расходы госбюджета на госзакупки за прошлый год увеличились на 12%, при этом в физических объемах они не изменились. Если прибавить к этой величине официальный индекс инфляции за прошлый год (6,7%), получается, что стоимость закупаемых по государственным конкурсам товаров и услуг увеличилась на 18,7%. Между тем, потребительские товары для населения за год подорожали на 5,1%, а промышленные - на 6,8%. Получается, что в номинальном выражении темпы подорожания товаров на государственных тендерах в три с лишним раза превысили рост цен на эти же товары на внутрироссийском рынке! 

Этот разрыв нельзя объяснить скачками валютных курсов при покупке импортных товаров. Ведь среднегодовой реальный курс рубля остался фактически неизменным.

Эксперты указывают, что и прежде бюджетные траты на госконтракты не слишком-то отличались скупостью. Достаточно вспомнить совместно учрежденную редакцией "Новой газеты" и Санкт-Петербургским молодежным отделением "Яблока" премию "Золотой ерш". В 2009 году она, в частности, была присуждена питерским чиновникам за покупку партии простых шапок-ушанок по 9 тыс. рублей за штуку.

Да и в этом году скандалов подобного толка уже достаточно. Так, Общественная палата Свердловской области готова заплатить 450 тысяч рублей за то, что социологи зададут жителям области вопрос: "Слышали ли они об Общественной палате своего региона?"

Отличились и чиновники администрации Брянской области, выделившие 6,3 миллиона рублей из казны региона на покупку только одного автомобиля для собственной езды. Тендер назначен на 17 февраля этого года.

По сообщению юриста проекта "Роспил" Анатолия Шашкина, только в Санкт-Петербурге с начала этого года опротестовано 37 конкурсов на общую сумму 22 млрд рублей. Три жалобы подано от имени "Роспила", а еще 34 поступили от участников петербургского проекта "Муниципальная пила". Как пояснил юрист, все жалобы касаются нарушения положений 94-го федерального закона о госзакупках, согласно которым запрещено размещение конкурсов без документации. В опротестованных заявках отсутствуют проект контракта, информационная карта и техническое задание. В результате никто из потенциальных претендентов на основе опубликованной информации реально подать заявку на участие не может.

Между тем, речь идет о довольно крупных проектах: ремонте за 3,7 млрд рублей автодорог, строительстве за 11,4 млрд уже спроектированной транспортной развязки. Также опротестован конкурс по возведению за 6,5 млрд. рублей участка трассы М-49 между Приморским шоссе и ЗСД.

Как же удается чиновникам безнаказанно завышать цены по госзакупкам? Несколько дней назад блогер Алексей Навальный раскрыл наиболее распространенные среди чиновников способы отсечения от государственных тендеров "не своих" претендентов.

Предположим, указывает он, некий жулик намерен закупить молоко для школы. Потенциальные поставщики молока легко найдут этот заказ на сайте госзакупок и выставят маленькую цену. Чтобы их отсечь, при размещении заказа пишете не слово "молоко" полностью русскими буквами, а "мoлoкo", где все три буквы "о" написаны в латинском регистре. В результате через поиск по сайту госзакупок потенциальные поставщики "со стороны" этот заказ попросту не найдут.

Поэтому знать о контракте на поставку молока будет только нужный поставщик, который получит заказ по максимальной цене и принесет жулику денежную "благодарность".

Об этой лазейке еще в 2009 году сообщалось в блоге тогда президента страны Дмитрия Медведева, который дал задание Игорю Шувалову искоренить эту проблему. В том же году после проверки правильности размещения информации о заказах на официальном сайте www.zakupki.gov.ru начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Михаил Евраев заявил: "Нарушения, связанные с использованием в наименовании заказа латинских букв, цифры "0" и других знаков в русскоязычных словах, считается грубейшим нарушением законодательства о размещении заказов и в ряде случаев может привести к привлечению должностных лиц заказчиков к уголовной ответственности".

При этом за подобными схемами не стоят крупные лоббисты или высокопоставленные чиновники, считает Навальный: "Это способ наживы для самого низа пищевой цепочки чиновничества". Более того, во всех случаях, когда решение подобных дел доходило до суда, суд вставал на сторону антимонопольщиков. Тем не менее, за четыре прошедших года ничего не изменилось. И даже статистика Росстата свидетельствует, что цены на государственных конкурсах заметно дороже средних по экономике. Получается, даже федеральным министрам не удается прекратить "шалости" чиновников на местах.

Алексей Навальный считает, что это – следствие "общей неэффективности государства", тотального безразличия к решению этой проблемы. Ведь решить ее, по мнению блогера, очень просто. Надо лишь доработать электронный поиск официального сайта госзакупок, чтобы он легко находил нужные слова с учетом трюков с латинскими буквами. Примечательно, впрочем, что создание самого сайта госзакупок обошлось российской казне в 1 миллиард 138 миллионов рублей - примерно в 30 раз больше, чем создание и ведение портала Wikipedia, указывает блогер.

Кроме того, он предлагает увеличить штраф за подобные нарушения с 15 тысяч до 50 тысяч рублей и ввести дисквалификацию до 1 года за повторное нарушение. Как видно из приведенных примеров, борьба с коррупционерами может быть довольно эффективной. Непонятно лишь, почему контроль расходования государственных средств больше заботит общественные структуры, а не государственные органы, ведь речь идет о деньгах налогоплательщиков, то есть всех нас.