Нефтяники пошли на снижение цен на бензин

Чиновники антимонопольного ведомства, выступающие за влияние биржевого механизма на ценообразование на российском топливном рынке, могут быть довольны. Всю прошлую неделю бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) дешевел: дополнительные объемы топлива обеспечили белорусские НПЗ. В итоге на изменение биржевых индексов отреагировали российские заводы в Центральной России, снизив мелкооптовые цены на бензин. Впрочем, на розничном рынке это падение не отразится.

Согласно данным ИАЦ «Кортес», биржевые цены на бензин АИ-92 за неделю с 4 по 7 марта снизились на 1119 руб. за тонну, до 29 623 руб. На СПбМТСБ падение индекса Регуляр-92 составило 218 руб., до 30 548 руб. за тонну, указано в материалах биржи.

Эксперты связывают снижение цен с увеличением предложения за счет роста поставок белорусских нефтепродуктов. Сейчас между Россией и Белоруссией действует нефтяной баланс: согласно ему российская нефть поступает на белорусские НПЗ и возвращается на отечественный рынок. За год поставки могут составить около 2 млн т бензина, но пока действие этого механизма согласовано только на первый квартал 2013 года. В итоге сейчас белорусские производители вступают в ценовую конкуренцию с российскими заводами, которые расположены ближе к белорусскому рынку.

По словам заместителя гендиректора «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктора Костюкова, объем сделок на СПбМТСБ по белорусскому АИ-92 составил 30% от сделок на ярославском и рязанском заводах, а цены на базисе Злынка-экспорт за четыре дня снизились примерно на 400—450 руб. за тонну. В итоге мелкооптовые цены пришлось снижать и российским заводам: Московский НПЗ на АИ-95 скинул 700 руб. за тонну, Ярославский НПЗ на АИ-95 (-700 руб. за тонну) и АИ-92 (-1100 руб. за тонну).

Г-н Костюков отмечает, что никогда московский завод не проводил в марте снижение цен на бензин. Обычно цены в преддверии наступающей весны только росли, в лучшем случае оставались неизменными до середины апреля. Он связывает это с влиянием формируемых биржевых индикаторов на мелкооптовый рынок.

Это влияние должно иметь долгосрочную тенденцию — не меньше месяца, поэтому пока рано говорить о том, что биржевые индексы стали реальным рыночным показателем, считает исполнительный директор Российского топливного рынка Григорий Сергиенко.

Регуляторы давно хотели создать биржевой индикатор цен на нефтепродукты, который признавался бы рынком. А ФАС могла бы использовать их для того, чтобы определять, кто из нефтяников завышает цены на топливо. В итоге в феврале был подписан совместный приказ ФАС и Минэнерго, согласно которому крупные нефтяные компании должны продавать на бирже не менее 10% производимого в месяц бензина (в феврале на СПбМТСБ компании реализовали 9,9%), 5% дизеля, 10% топлива для реактивных двигателей и 2% мазута. Впрочем, г-н Сергиенко сомневается, что этих объемов топлива достаточно, чтобы обеспечить ликвидность торгов.