Введение тахографов отсрочено на год. Но впереди новая напасть: лицензирование

Сфера деятельности: Транспорт и связь

Российский рынок грузоперевозок продолжает лихорадить. Обязательная установка тахографов отложена: законопроект, приостанавливающий на год штрафы за их отсутствие, принят Госдумой в первом чтении. Минтранс его поддержал, что неудивительно ввиду возбужденного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) дела против ведомства. Но есть еще один игрок - страховщики, которые тоже не прочь получить кусочек пирога.

А расплачиваться будут обычные граждане через рост цен в магазинах и на транспорте, в том числе общественном.

Идея внедрения тахографов в целом здравая. Умный прибор позволяет следить, сколько времени грузовик провел в пути.

Тахографы бывают аналоговые и цифровые. Последние дают возможность с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС (или ей подобной) всегда знать, где находится грузовик или автобус. Это снижает риск криминала. Оборудованные цифровыми тахографами транспортные средства на порядок сложнее угнать или ограбить. Отклонился с маршрута или встал? А почему?

Сигнал о странном поведении транспортного средства направляется владельцу грузовика (автобуса) и в полицию. И прибор не обманешь; его "заявление" не положишь под сукно. Получив сообщение, владелец техники, как правило, звонит по сотовому водителю. Не получив ответа или услышав фразу о криминале, он начинает обрывать полицейские телефоны. И горе доблестным правоохранителям, если не пошевелятся: сигнал с прибора зафиксирован, что дает юридическое основание для их обвинения (как минимум) в халатности. Честным же полицейским (а их большинство) сигнал с электронного тахографа дает оперативную информацию о месте предполагаемого преступления; это маяк.

Когда криминала нет, информация о местонахождении транспортного средства бывает не лишней для его владельцев. Водители любят "срезать", огородами ездить. Себе в карман, хозяину в ущерб. А пассажиры автобусов и маршруток часто сталкиваются с тем, что транспорт почему-то отклоняется от маршрута или подолгу стоит, ожидая заполнения. С электронным тахографом не забалуешь: весь пройденный маршрут расписан по секундам; любое нарушение можно доказать. И наказать.

В России решили сразу ввести электронные тахографы. Аналоговый прибор стоит 23 тыс. руб. (поискав, можно купить и дешевле, за 9 тыс. руб.). Электронный тахограф стоит от 45 тыс. руб. (на деле около 50 тыс. руб.). Как говорится, почувствуйте разницу: в 5 (!) раз.

Но это полбеды. Вторая половина заключалась в том, что внедрить решили за год. У нас ведь темпы стахановские: "пятилетку за три дня". С 1 апреля соответствующий закон и поправки в КоАП вступили в силу. ГИБДД начала штрафовать водителей за отсутствие тахографов либо за их устаревшие модели. Законопослушные водители, добровольно установившие аналоговые приборы (электронных тогда еще не было, а что побуждало к сознательности - см. ниже), оказались в проигрыше. Все это вызвало волну возмущения, вплоть до (дальнобойщики - народ горячий) драк с применением монтировок.

Власть отреагировала: в мае ФАС возбудила дело против Минтранса. "Утвержденные Минтрансом требования к тахографам могут ограничить круг их производителей и исключают возможность оснащения транспортных средств тахографами, произведенными до 1 апреля 2013 года, вне зависимости от их функциональных характеристик. Более того, возможности участников рынка по производству тахографов напрямую будут зависеть от наличия доступа к СКЗИ (электронный блок. - "МК"), которые на сегодняшний день имеет возможность производить только одна компания-монополист", - говорится в сообщении ФАС.

В ответ Минтранс "включил заднюю передачу". Ведомство попросило МВД водителей не штрафовать. А 22 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект, откладывающий введение штрафов на год. Минтранс его поддержал и даже поблагодарил депутатов за оперативность. Почти нет сомнений, что документ будет принят и вступит в силу уже с 1 июля. Правда, в нем указано, что мораторий на штрафы действует год: до 1 апреля 2014-го. Пока примут, от "года" отпадет месяца три. Не исключено, что поправки во втором чтении перенесут введение штрафов с 1 апреля на 1 июля 2014-го. Хотя бы для того, чтобы не позориться с документом, введенным в действие задним числом.

И все-таки электронные тахографы в России будут внедрены. Новшество поддерживают сами водители. И вот почему: без тахографов российские перевозчики дискриминированы по сравнению с европейскими. Серб или поляк может привезти груз в Россию, загрузиться и укатить обратно в Европу. Российский водитель не может привезти груз в Италию, загрузиться и вернуться обратно: без тахографа грузовику в Европе нельзя ездить даже пустым. Именно это побуждало водителя добровольно ставить аналоговые тахографы. Все машины, работающие на международных рейсах, давно ими оснащены.

Грозит опасность гораздо серьезнее, чем введение тахографов: лицензирование. Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев подтвердил "МК": "Комитет Госдумы по транспорту планирует в сентябре или октябре внести на рассмотрение законопроект о лицензировании грузоперевозок, как это уже сделано в сфере пассажирских перевозок".

Сколько будет стоить лицензия и каковы технические требования, которым должно отвечать автопредприятие, депутат уточнить отказался. По непроверенной информации, стоимость составит 30 тыс. руб. (непонятно, в год или разово). Для грузовиков станет обязательным не только ОСАГО, но и КАСКО плюс регулярное прохождение техосмотра (да здравствуют лоббисты-страховщики!).

По оценкам участников рынка, введение лицензирования в таком виде вызовет массовое разорение малого бизнеса в сфере грузоперевозок. И удорожание всего и вся процентов на 10 (вспомним про транспортную составляющую). Борьба обещает быть жаркой. В итоге лицензирование грузоперевозок, видимо, будет подобно лицензированию пассажирского сегмента. Если так, ничего особо страшного не произойдет. Тем более что опыт борьбы и отстаивания своих прав уже приобретен в истории с тахографами.