ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ

Категория отчета:

 

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении заказов осуществляется  Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России) и ее территориальными органами путем проведения плановых и внеплановых проверок.

  1. Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путём проведения проверок

В соответствии с положениями статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

В течение III квартала 2010 года органами Федеральной антимонопольной службы России проведено:

  • 112  плановых проверок;
  • 2 477 внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд;
  • 2 003 внеплановые проверки размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации;
  • 2 828 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд.

 

ДИНАМИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАС РОССИИ ПРОВЕРОК

РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ

ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ

III КВАРТАЛА 2009 ГОДА

Как видно из приведённой диаграммы, количество проведённых органами ФАС России внеплановых контрольных мероприятий в отчётном периоде 2010 года возросло на 12 %. Данное обстоятельство объясняется выработкой общего подхода к проведению проверок и усилившимся контролем за выполнением планов проверочных мероприятий.

В ходе проведения контрольных мероприятий в III квартале 2010 года проверено 59 106  случаев размещения заказов, из них в 7 039 случаях (12 %) выявлены нарушения законодательства о размещении заказов. По результатам проведения плановых проверок заказчикам выдано 52 предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. При проведении внеплановых проверок выдано 816 предписаний об устранении нарушений федеральным заказчикам, заказчикам субъектов Российской Федерации и муниципальным заказчикам выдано соответственно 862 и 1441 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

ДИНАМИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕРОК

РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ

ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ 2009 ГОДА

Как видно из приведённой диаграммы, в III квартале 2010 года значительно увеличилось количество заказов (на 109 %), проверяемых в рамках проводимых контрольных мероприятий, что объясняется выработкой единых подходов к организации таких проверок.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9% снизилось количество нарушений, выявленных в результате проведения проверок размещения государственных и муниципальных заказов, что  свидетельствует  о повышении навыков  заказчиков, уполномоченных органов,  членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий при проведении процедур размещения государственных и муниципальных заказов. 

 

2. Обжалование результатов размещения заказов

 

В целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности размещения государственных и муниципальных заказов органами ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.

За III квартал 2010 года в ФАС России поступило 7 322 жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. 1 828 из поступивших жалоб поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 2 311 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, 3 183 - при размещении заказов для муниципальных нужд. На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами ФАС России заявителям     возвращено 1 266 жалоб. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов  574 жалобы отозвано самими заявителями. В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2 524 жалобы (46 % от общего количества рассмотренных). По результатам рассмотрения жалоб выдано 2 656 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.

Основной причиной возврата жалоб явилось невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов. В частности распространенными нарушениями указанной статьи является отсутствие в материалах жалоб необходимых в соответствии с требованиями закона сведений, а именно отсутствие доводов жалобы и документов, подтверждающих обоснованность жалобы.

 

ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ  ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ В III КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА
И III КВАРТАЛЕ 2010 ГОДА

Приведённые в данной таблице показатели наглядно свидетельствуют о сохранении количества поступающих жалоб в ФАС России.

3. Состав нарушений, выявленных органами ФАС России в  процессе рассмотрения  жалоб и  проведения  контрольных  мероприятий  в  III  квартале  2010  года 

По итогам осуществления контрольной деятельности в сфере размещения заказов во III квартале 2010 года ФАС России выявлено 15 198 нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе:

  • 147 случаев выбора заказчиками неправильного способа размещения заказа;
  • 69 случаев непроведения торгов;
  • 145 случаев проведения конкурса в случае, если должен проводится аукцион или аукцион в электронной форме;
  • 40  случаев  проведения аукциона, если должен проводится аукцион в электронной форме;
  • 762 случая размещения информации с грубыми нарушениями;
  • 201 случай нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий;
  • 13 834  иных нарушения.

 

             

              4. Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

 

С 2006 года согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется ФАС России в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124.

При рассмотрении обращений, поступающих от государственных заказчиков на согласование возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) ФАС России осуществляет проверку на предмет соблюдения государственными заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедуры размещения заказа в форме торгов, ставшей основанием для обращения.

За III квартал 2010 года органами ФАС России рассмотрено 2 093 обращения о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в 1 873 (89%) случаях. В остальных случаях Комиссией ФАС России выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, которые привели к отказу в таком согласовании.

 

 

ДИНАМИКА СОГЛАСОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА

У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА) ПО СРАВНЕНИЮ С  АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ II КВАРТАЛА  2010 ГОДА

 

Из анализа обращений государственных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)  следует, что решение об отказе в согласовании возможности заключения государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) принимается в основном по следующим причинам:

  • отсутствие обоснования того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) соответствует требованиям Закона о размещении заказов и конкурсной документации (документации об аукционе);
  • согласуемая цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта, установленную в извещении о проведении конкурса (аукциона);
  • отсутствие в представленных документах согласия предполагаемого поставщика (исполнителя, подрядчика) на заключение государственного или муниципального контракта на условиях конкурсной документации (документации об аукционе);
  • несоответствие конкурсной документации (документации об аукционе) требованиям Закона о размещении заказов;
  • установлены неправомерные требования к участникам размещения заказа в конкурсной документации (документации об аукционе);
  • заказчиком не представлены сведения о повторном размещении заказа путём запроса котировок.

В течение III квартала 2010 года органами ФАС России рассмотрено 1912 уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В 86 (4%) случаях заказы размещены с нарушением Закона о размещении заказов.

В III квартале 2010 года Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых торгов и аукционов  рассмотрено 4 обращения о согласовании размещении заказа путем проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона). По результатам рассмотрения 1 обращение удовлетворено, остальные возвращены по формальным основаниям.

Резкое снижение обращений о согласовании проведения закрытых торгов обусловлено передачей Федеральной службе по оборонному заказу полномочий по согласованию проведения закрытых торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну (Указ Президента РФ от 12.02.2008 № 187 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 56С».

 

5. Административная практика

ДИНАМИКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И  ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ШТРАФОВ ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ III КВАРТАЛА 2009 ГОДА

В III квартале 2010 года ФАС России возбуждено 3 813  дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения вынесено 2 332  постановления о наложении административных штрафов на общую сумму
54 571 тыс. рублей. Из указанной суммы в течение III квартала 2010 года органами ФАС России взыскано 29 142 тыс. рублей (53 % от общей суммы наложенного штрафа).

Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (1 396) выдано, привлечённым к ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть наиболее распространённым нарушением является принятие членами конкурсной (аукционной) комиссии незаконного решения в рамках проведения процедур рассмотрения конкурсных (аукционных) заявок, а также процедур торгов.

 

6. Ведение реестра недобросовестных поставщиков

С момента выхода постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» Федеральной антимонопольной службой осуществляется ведение единого реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются недобросовестные участники размещения заказов и поставщики, выявляемые в соответствии с нормами Закона при размещении заказов или в ходе реализации контрактов заказчиками всех трех уровней власти (федеральный, региональный, муниципальный).

В III квартале 2010 года органами ФАС России рассмотрено 1 031 обращение заказчиков о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты государственные или муниципальные контракты, в реестр недобросовестных поставщиков в III квартале 2010 года ФАС России включены сведения о 655 недобросовестных поставщиках.

Всего на отчетный период в реестре недобросовестных поставщиков содержатся сведения о 4 356   участниках размещения заказа.

 

  1. Обжалование решений ФАС России в судах

 

В III квартале 2010 года зафиксировано 1 447 случаев  обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (постановлений) органов ФАС России. Общее количество принятых в отчётном периоде актов составляет 11 403. Таким образом, в течение III квартала 2010  года судебному обжалованию подверглись только 13 % актов, принятых органами ФАС России.

 

 

Как видно из приведенной диаграммы,  количество выигранных органами ФАС России дел, в которых Заявителям отказано в удовлетворении заявленных требований,   возросло на 5 % по сравнению со II кварталом 2010 года и составило на отчетную дату 677 дел (47 % от общего количества обжалованных актов).

 

  1. Итоги

 

Из результатов анализа показателей работы ФАС России за отчетный период следует, что нагрузка на уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения государственных  и муниципальных заказов федеральный орган исполнительной власти по сравнению с показателями 2009 года возросла.