ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 1-Т-14-АП

Номер дела: 1-Т-14-АП
Дата публикации: 20 марта 2014, 14:26

Президенту, Председателю Правления ОАО «Сбербанк России»

<…>

ул. Вавилова, д. 19, Москва, 117997

 

Управляющему Абаканским отделением № 8602 ОАО «Сбербанк России»

<…>

ул. Пушкина, д. 165, литер А, пом. 2Н, г. Абакан, 655012

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 1-Т-14-АП

 

19 марта 2014 года                                                                                     г. Абакан

 

Я, Широкова Ольга Владимировна, и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 1-Т-14-АП, возбужденного в отношении юридического лица – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России (далее также Сбербанк России, Общество),

основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1027700132195,

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 77 № 014896837,

место нахождения общества: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19,

почтовый адрес Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России: РХ, г. Абакан, ул. Пушкина, 165, литер А, пом. 2Н,

ИНН/КПП 7707083893/190103001,

квалифицируемом по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии защитника  Сбербанка России <…> на основании доверенности от 03.06.2013

Права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, разъяснены (см. ниже),

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ).

_______________                                                                      _________________

(подпись)                                                                                                (расшифровка подписи)

Ходатайств и отводов не поступило,

 

УСТАНОВИЛ:

 

20 августа 2012 года Хакасским УФАС России по собственной инициативе было возбуждено дело № 17-А-Т-12 в отношении Сбербанка России ОАО в лице Абаканского отделения № 8602.

В ходе рассмотрения дела комиссия пришла к выводу, что действия Сбербанка России по установлению для граждан-заемщиков в рамках кредитного договора платы за каждый бланк справки о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту и за каждый бланк справки о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету ущемляют экономические интересы граждан-заемщиков. Право кредитной организации устанавливать плату за справки о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту, и за справки о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету в рамках кредитного договора прямо не предусмотрено нормами ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Комиссия в соответствии с Правилами установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 N 409, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, установила доминирующее положение Сбербанка России на рынке кредитования физических лиц в географических границах Республики Хакасия в период 2010 – 1 квартал 2012 года.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

30 мая 2013 года совместной комиссией Хакасского УФАС России и Национального банка РХ Центрального банка РФ по рассмотрению дела о нарушении кредитными организациями антимонопольного законодательства было принято решение  о признании Сбербанка России ОАО в лице Абаканского отделения № 8602 нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части  злоупотребления доминирующим положением на рынке кредитования физических лиц в географических границах Республики Хакасия путем установления и взимания с граждан-заемщиков в рамках кредитного договора в период 2010 – 01.04.2012 платы за выдачу справок о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту, о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету, непредусмотренных законодательством РФ. В связи с отменой с 01.04.2012 взимания платы за выдачу вышеназванных справок рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в связи с добровольным устранением Сбербанком России ОАО нарушения антимонопольного законодательства, предписание Сбербанку России ОАО не выдавалось.

Указанное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действия не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении № 1-Т-14-АП явилось решение Комиссии Хакасского УФАС России по делу № 17-А-Т-12 от 30 мая 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, 27 февраля 2014 года в присутствии защитника Общества <…> в отношении юридического лица – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Копии протокола об административном правонарушении № 1-Т-14-АП от 27.02.2014, а также определения о продлении срока рассмотрения дела и назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 1-Т-14-АП от 27.02.2013 вручены представителю Общества <…>, о чем свидетельствуют ее подписи на указанных документах.

Следовательно, ОАО «Сбербанк России» надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела № 1-Т-14-АП.

При рассмотрении дела защитником представлены письменные пояснения о признании в качестве смягчающих обстоятельств: 1) прекращения дела № 17-А-Т-12 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением; 2) об исполнении предписания Курганского УФАС России до вынесения постановления по настоящему делу.

Кроме того, представитель Банка со ссылкой на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами ООО "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", ОАО "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", ЗАО "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики" Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» просила о снижении суммы административного штрафа до ста тысяч рублей.

Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.31 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).

Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.

Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы общества не нарушены. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение юридического лица обо всех процессуальных действиях Хакасского УФАС России, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступало. Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, предусмотрена административная ответственность, в том числе, юридических лиц.

В силу требований части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, я прихожу к выводу, что вина юридического лица – Сбербанка России заключается в том, что у общества имелась возможность не допускать нарушение антимонопольного законодательства, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Состав административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами дела.

Лицо, совершившее административное правонарушение: юридическое лицо – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России.

Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации – установление и взимание с граждан-заемщиков в рамках кредитного договора платы за выдачу справок о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту, о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету, непредусмотренных законодательством РФ.

Место совершения административного правонарушения: Республика Хакасия.

Время совершения административного правонарушения: период 2010 – 01.04.2012.

Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела об административном правонарушении, имеющие значение для принятия решения, я прихожу к выводу, что совершено виновное административное правонарушение. Оснований для прекращения дела не имеется.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1  статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена санкция, которая предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

 

При исчислении административного штрафа по правилам пункта 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа, подлежащего назначению обществу, в случае отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, составит 650 000 рублей, исходя из расчета: (1 000 000 – 300 000)/2 + 300 000 = 650 000.

Отягчающих ответственность обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Рассматривая вопрос о наличии смягчающих обстоятельств прихожу к выводу о возможности учесть в качестве смягчающих следующие обстоятельства.

  1. Добровольное прекращение 01.04.2012 противоправного поведения Сбербанком России.
  2. Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении Сбербанком России предписания об устранении допущенного нарушения, выданного Курганским УФАС России.

Одна восьмая разности максимального и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ составляет 87 500 рублей (1 000 000 – 300 000)/8 = 87 500).

Учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность Сбербанка России, размер базового административного штрафа надлежит в соответствии с пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ уменьшить на 175 000 рублей.

Таким образом, размер штрафа составит: 650 000 – 175 000 = 475 000 рублей.

Оценивая доводы привлекаемого к ответственности лица о снижении размера административного штрафа до ста тысяч рублей, учитываю следующее.

В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П до внесения в Кодекс РФ об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Таким образом, у должностного лица антимонопольного органа отсутствуют полномочия по снижению размера административного штрафа ниже низшего предела.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 1 статьи 14.31, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России административное наказание в виде административного штрафа в размере 475 000 рублей (четыреста семьдесят пять тысяч рублей).

Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

Должник: ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России.

Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана 19 марта 2014 года.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную в силу 31 марта 2013 года.

Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 2 лет со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумму штрафа необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКТМО 957010001, код бюджетной классификации 16111602010016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа юридическому лицу – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России следует представить в Хакасское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

И.о. руководителя управления                                                       О.В. Широкова

stdClass Object ( [vid] => 11122 [uid] => 5 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 1-Т-14-АП [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11122 [type] => solution [language] => ru [created] => 1395296944 [changed] => 1395296944 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1395296944 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Президенту, Председателю Правления ОАО «Сбербанк России»

<…>

ул. Вавилова, д. 19, Москва, 117997

 

Управляющему Абаканским отделением № 8602 ОАО «Сбербанк России»

<…>

ул. Пушкина, д. 165, литер А, пом. 2Н, г. Абакан, 655012

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 1-Т-14-АП

 

19 марта 2014 года                                                                                     г. Абакан

 

Я, Широкова Ольга Владимировна, и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 1-Т-14-АП, возбужденного в отношении юридического лица – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России (далее также Сбербанк России, Общество),

основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1027700132195,

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 77 № 014896837,

место нахождения общества: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19,

почтовый адрес Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России: РХ, г. Абакан, ул. Пушкина, 165, литер А, пом. 2Н,

ИНН/КПП 7707083893/190103001,

квалифицируемом по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии защитника  Сбербанка России <…> на основании доверенности от 03.06.2013

Права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, разъяснены (см. ниже),

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ).

_______________                                                                      _________________

(подпись)                                                                                                (расшифровка подписи)

Ходатайств и отводов не поступило,

 

УСТАНОВИЛ:

 

20 августа 2012 года Хакасским УФАС России по собственной инициативе было возбуждено дело № 17-А-Т-12 в отношении Сбербанка России ОАО в лице Абаканского отделения № 8602.

В ходе рассмотрения дела комиссия пришла к выводу, что действия Сбербанка России по установлению для граждан-заемщиков в рамках кредитного договора платы за каждый бланк справки о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту и за каждый бланк справки о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету ущемляют экономические интересы граждан-заемщиков. Право кредитной организации устанавливать плату за справки о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту, и за справки о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету в рамках кредитного договора прямо не предусмотрено нормами ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Комиссия в соответствии с Правилами установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 N 409, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, установила доминирующее положение Сбербанка России на рынке кредитования физических лиц в географических границах Республики Хакасия в период 2010 – 1 квартал 2012 года.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

30 мая 2013 года совместной комиссией Хакасского УФАС России и Национального банка РХ Центрального банка РФ по рассмотрению дела о нарушении кредитными организациями антимонопольного законодательства было принято решение  о признании Сбербанка России ОАО в лице Абаканского отделения № 8602 нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части  злоупотребления доминирующим положением на рынке кредитования физических лиц в географических границах Республики Хакасия путем установления и взимания с граждан-заемщиков в рамках кредитного договора в период 2010 – 01.04.2012 платы за выдачу справок о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту, о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету, непредусмотренных законодательством РФ. В связи с отменой с 01.04.2012 взимания платы за выдачу вышеназванных справок рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в связи с добровольным устранением Сбербанком России ОАО нарушения антимонопольного законодательства, предписание Сбербанку России ОАО не выдавалось.

Указанное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действия не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении № 1-Т-14-АП явилось решение Комиссии Хакасского УФАС России по делу № 17-А-Т-12 от 30 мая 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, 27 февраля 2014 года в присутствии защитника Общества <…> в отношении юридического лица – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Копии протокола об административном правонарушении № 1-Т-14-АП от 27.02.2014, а также определения о продлении срока рассмотрения дела и назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 1-Т-14-АП от 27.02.2013 вручены представителю Общества <…>, о чем свидетельствуют ее подписи на указанных документах.

Следовательно, ОАО «Сбербанк России» надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела № 1-Т-14-АП.

При рассмотрении дела защитником представлены письменные пояснения о признании в качестве смягчающих обстоятельств: 1) прекращения дела № 17-А-Т-12 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением; 2) об исполнении предписания Курганского УФАС России до вынесения постановления по настоящему делу.

Кроме того, представитель Банка со ссылкой на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами ООО "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", ОАО "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", ЗАО "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики" Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» просила о снижении суммы административного штрафа до ста тысяч рублей.

Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.31 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).

Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.

Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы общества не нарушены. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение юридического лица обо всех процессуальных действиях Хакасского УФАС России, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступало. Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, предусмотрена административная ответственность, в том числе, юридических лиц.

В силу требований части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, я прихожу к выводу, что вина юридического лица – Сбербанка России заключается в том, что у общества имелась возможность не допускать нарушение антимонопольного законодательства, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Состав административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами дела.

Лицо, совершившее административное правонарушение: юридическое лицо – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России.

Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации – установление и взимание с граждан-заемщиков в рамках кредитного договора платы за выдачу справок о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту, о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету, непредусмотренных законодательством РФ.

Место совершения административного правонарушения: Республика Хакасия.

Время совершения административного правонарушения: период 2010 – 01.04.2012.

Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела об административном правонарушении, имеющие значение для принятия решения, я прихожу к выводу, что совершено виновное административное правонарушение. Оснований для прекращения дела не имеется.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1  статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена санкция, которая предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

 

При исчислении административного штрафа по правилам пункта 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа, подлежащего назначению обществу, в случае отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, составит 650 000 рублей, исходя из расчета: (1 000 000 – 300 000)/2 + 300 000 = 650 000.

Отягчающих ответственность обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Рассматривая вопрос о наличии смягчающих обстоятельств прихожу к выводу о возможности учесть в качестве смягчающих следующие обстоятельства.

  1. Добровольное прекращение 01.04.2012 противоправного поведения Сбербанком России.
  2. Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении Сбербанком России предписания об устранении допущенного нарушения, выданного Курганским УФАС России.

Одна восьмая разности максимального и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ составляет 87 500 рублей (1 000 000 – 300 000)/8 = 87 500).

Учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность Сбербанка России, размер базового административного штрафа надлежит в соответствии с пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ уменьшить на 175 000 рублей.

Таким образом, размер штрафа составит: 650 000 – 175 000 = 475 000 рублей.

Оценивая доводы привлекаемого к ответственности лица о снижении размера административного штрафа до ста тысяч рублей, учитываю следующее.

В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П до внесения в Кодекс РФ об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Таким образом, у должностного лица антимонопольного органа отсутствуют полномочия по снижению размера административного штрафа ниже низшего предела.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 1 статьи 14.31, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России административное наказание в виде административного штрафа в размере 475 000 рублей (четыреста семьдесят пять тысяч рублей).

Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

Должник: ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России.

Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана 19 марта 2014 года.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную в силу 31 марта 2013 года.

Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 2 лет со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумму штрафа необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКТМО 957010001, код бюджетной классификации 16111602010016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа юридическому лицу – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России следует представить в Хакасское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

И.о. руководителя управления                                                       О.В. Широкова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Президенту, Председателю Правления ОАО «Сбербанк России»

<…>

ул. Вавилова, д. 19, Москва, 117997

 

Управляющему Абаканским отделением № 8602 ОАО «Сбербанк России»

<…>

ул. Пушкина, д. 165, литер А, пом. 2Н, г. Абакан, 655012

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 1-Т-14-АП

 

19 марта 2014 года                                                                                     г. Абакан

 

Я, Широкова Ольга Владимировна, и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 1-Т-14-АП, возбужденного в отношении юридического лица – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России (далее также Сбербанк России, Общество),

основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1027700132195,

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 77 № 014896837,

место нахождения общества: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19,

почтовый адрес Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России: РХ, г. Абакан, ул. Пушкина, 165, литер А, пом. 2Н,

ИНН/КПП 7707083893/190103001,

квалифицируемом по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии защитника  Сбербанка России <…> на основании доверенности от 03.06.2013

Права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, разъяснены (см. ниже),

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ).

_______________                                                                      _________________

(подпись)                                                                                                (расшифровка подписи)

Ходатайств и отводов не поступило,

 

УСТАНОВИЛ:

 

20 августа 2012 года Хакасским УФАС России по собственной инициативе было возбуждено дело № 17-А-Т-12 в отношении Сбербанка России ОАО в лице Абаканского отделения № 8602.

В ходе рассмотрения дела комиссия пришла к выводу, что действия Сбербанка России по установлению для граждан-заемщиков в рамках кредитного договора платы за каждый бланк справки о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту и за каждый бланк справки о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету ущемляют экономические интересы граждан-заемщиков. Право кредитной организации устанавливать плату за справки о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту, и за справки о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету в рамках кредитного договора прямо не предусмотрено нормами ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Комиссия в соответствии с Правилами установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 N 409, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, установила доминирующее положение Сбербанка России на рынке кредитования физических лиц в географических границах Республики Хакасия в период 2010 – 1 квартал 2012 года.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

30 мая 2013 года совместной комиссией Хакасского УФАС России и Национального банка РХ Центрального банка РФ по рассмотрению дела о нарушении кредитными организациями антимонопольного законодательства было принято решение  о признании Сбербанка России ОАО в лице Абаканского отделения № 8602 нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части  злоупотребления доминирующим положением на рынке кредитования физических лиц в географических границах Республики Хакасия путем установления и взимания с граждан-заемщиков в рамках кредитного договора в период 2010 – 01.04.2012 платы за выдачу справок о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту, о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету, непредусмотренных законодательством РФ. В связи с отменой с 01.04.2012 взимания платы за выдачу вышеназванных справок рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в связи с добровольным устранением Сбербанком России ОАО нарушения антимонопольного законодательства, предписание Сбербанку России ОАО не выдавалось.

Указанное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действия не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении № 1-Т-14-АП явилось решение Комиссии Хакасского УФАС России по делу № 17-А-Т-12 от 30 мая 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, 27 февраля 2014 года в присутствии защитника Общества <…> в отношении юридического лица – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Копии протокола об административном правонарушении № 1-Т-14-АП от 27.02.2014, а также определения о продлении срока рассмотрения дела и назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 1-Т-14-АП от 27.02.2013 вручены представителю Общества <…>, о чем свидетельствуют ее подписи на указанных документах.

Следовательно, ОАО «Сбербанк России» надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела № 1-Т-14-АП.

При рассмотрении дела защитником представлены письменные пояснения о признании в качестве смягчающих обстоятельств: 1) прекращения дела № 17-А-Т-12 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением; 2) об исполнении предписания Курганского УФАС России до вынесения постановления по настоящему делу.

Кроме того, представитель Банка со ссылкой на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами ООО "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", ОАО "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", ЗАО "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики" Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» просила о снижении суммы административного штрафа до ста тысяч рублей.

Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.31 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).

Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.

Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы общества не нарушены. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение юридического лица обо всех процессуальных действиях Хакасского УФАС России, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступало. Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, предусмотрена административная ответственность, в том числе, юридических лиц.

В силу требований части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, я прихожу к выводу, что вина юридического лица – Сбербанка России заключается в том, что у общества имелась возможность не допускать нарушение антимонопольного законодательства, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Состав административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами дела.

Лицо, совершившее административное правонарушение: юридическое лицо – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России.

Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации – установление и взимание с граждан-заемщиков в рамках кредитного договора платы за выдачу справок о суммах, уплаченных в погашение основного долга и процентов по кредиту, о наличии ссудной задолженности, движении по счету и операциях по счету, непредусмотренных законодательством РФ.

Место совершения административного правонарушения: Республика Хакасия.

Время совершения административного правонарушения: период 2010 – 01.04.2012.

Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела об административном правонарушении, имеющие значение для принятия решения, я прихожу к выводу, что совершено виновное административное правонарушение. Оснований для прекращения дела не имеется.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1  статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена санкция, которая предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

 

При исчислении административного штрафа по правилам пункта 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа, подлежащего назначению обществу, в случае отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, составит 650 000 рублей, исходя из расчета: (1 000 000 – 300 000)/2 + 300 000 = 650 000.

Отягчающих ответственность обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Рассматривая вопрос о наличии смягчающих обстоятельств прихожу к выводу о возможности учесть в качестве смягчающих следующие обстоятельства.

  1. Добровольное прекращение 01.04.2012 противоправного поведения Сбербанком России.
  2. Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении Сбербанком России предписания об устранении допущенного нарушения, выданного Курганским УФАС России.

Одна восьмая разности максимального и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ составляет 87 500 рублей (1 000 000 – 300 000)/8 = 87 500).

Учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность Сбербанка России, размер базового административного штрафа надлежит в соответствии с пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ уменьшить на 175 000 рублей.

Таким образом, размер штрафа составит: 650 000 – 175 000 = 475 000 рублей.

Оценивая доводы привлекаемого к ответственности лица о снижении размера административного штрафа до ста тысяч рублей, учитываю следующее.

В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П до внесения в Кодекс РФ об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Таким образом, у должностного лица антимонопольного органа отсутствуют полномочия по снижению размера административного штрафа ниже низшего предела.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 1 статьи 14.31, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России административное наказание в виде административного штрафа в размере 475 000 рублей (четыреста семьдесят пять тысяч рублей).

Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

Должник: ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России.

Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана 19 марта 2014 года.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную в силу 31 марта 2013 года.

Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 2 лет со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумму штрафа необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКТМО 957010001, код бюджетной классификации 16111602010016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа юридическому лицу – ОАО «Сбербанк России» в лице Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России следует представить в Хакасское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

И.о. руководителя управления                                                       О.В. Широкова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1-Т-14-АП [format] => [safe_value] => 1-Т-14-АП ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-20 06:26:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-19 06:26:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1395296944 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )