РЕШЕНИЕ № 23-А-14

Номер дела: 23-А-14
Дата публикации: 26 мая 2014, 09:44

Администрация Муниципального образования город Сорск

 

ул. Кирова, 3, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

ОАО «Хакасэнергосбыт»

 

ул. Крылова, 41а, г. Абакан, Республика Хакассия, 655017

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 № 23-А-14

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть оглашена  22 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: Франскевич О.П. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии:              Алехина А.А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;

Чиж Д.А.– ведущий специалист - эксперт отдела АЗР;

Марова О.О. - старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.

 

       в присутствии Представителя Администрации города Сорска, в  отсутствие Представителя ОАО «Хакасэнергосбыт», надлежащим образом уведомлённого о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев материалы дела № 23-А-14, возбужденного по признакам нарушения Администрацией муниципального образования город Сорск (ул. Кирова, 3, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в бездействии администрации, в результате чего на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» получало незаконное преимущество в использовании  муниципального имущества без проведения процедуры торгов, в передаче муниципального имущества в аренду ООО «Хакресводоканал» без проведения процедуры торгов и в предоставлении муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа,

 

УСТАНОВИЛА:

  В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту – Хакасское УФАС России) поступило письмо Прокуратуры Усть-Абаканского района с дислокацией в городе Сорске (от 24.01.2014г. № 123ж-2013) по обращению ОАО «Хакасэнергосбыт» о нарушении Администрацией города Сорска действующего законодательства, выраженного в передаче муниципального имущества без наличия договорных правоотношений.

 В своем обращении ОАО «Хакасэенргосбыт» указал на неправомерные действия Администрации города Сорска, нарушающие антимонопольное законодательство и принцип стабильности гражданских правоотношений. По мнению ОАО «Хакасэнергосбыт», нарушение выразилось в незаконной передаче Администрацией города Сорска прав владения муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры хозяйствующему субъекту – ООО «Хакресводоканал».

       В связи с этим, 27 марта 2014 года Хакасским УФАС России возбуждено дело № 23-А-14 в отношении Администрации города Сорска по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

       На заседании комиссии Представитель Ответчика согласился с нарушением антимонопольного законодательства, подтвердил факты, в связи с которыми настоящее дело было возбуждено. Представитель Ответчика подтвердил, что на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» пользовалось муниципальным имуществом без проведения процедуры торгов. Администрацией неоднократно были направлены письма в адрес ООО «Хакресводоканал» с целью возврата переданного имущества, однако возврата так и не последовало. ООО «Хакресводоканал» была единственной организацией, которая снабжало население теплом, горячей и холодной водой и в период осени-зимы, город мог остаться без отопления в случае возврата имущества. Прокуратура Республики Хакасия неоднократно обращалась в Администрацию с целью предотвращения нарушения действующего законодательства, выносились представления Прокуратуры об устранении нарушений.        

        Представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» на заседание Комиссии не явился, до заседания письменных пояснений по рассматриваемым обстоятельствам не предоставил.

 

       Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.

 01 августа 2013 года, между Администрацией города Сорска и ООО «Хакасресводоканал», на основании пункта 11 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" был заключен договор № 191/13 безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

Согласно пункта 1.1. указанного выше договора, Администрация города Сорска передала ООО «Хакасресводоканал» муниципальное имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, на срок не более чем тридцать календарных дней с момента передачи данных объектов.

Согласно акта приема-передачи (приложение № 1 к договору № 191/13 от 01.08.2013г.) объекты коммунальной инфраструктуры были переданы ООО «Хакасресводоканал» 01 августа 2013 года.

Согласно пункта 11 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", без процедуры проведения торгов  муниципальное имущество может быть передано в пользование на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Таким образом, после 31 августа 2013 года,  использование ООО «Хакресводоканал» имущества, переданного по договору № 191/13 от 01.08.2013г. без проведения процедуры торгов запрещается.

Между тем, Администрации города Сорск объекты коммунальной инфраструктуры, переданные по  договору № 191/13 от 01.08.2013г., ООО «Хакресводоканал» не возвратило, и продолжило использование его без проведения процедуры торгов.

В письме от 28 февраля 2014 года исх. № 739, Администрация города Сорска пояснила, что условия договора № 191/13 от 01.08.2013г. исполнены.

В письме от 05 марта 2014 года исх. № б/н, Администрация города Сорска пояснила, что до настоящего времени имущество, переданное по вышеназванному договору не возвращено Администрации.

03 октября 2013 года, Администрация города Сорска обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия (письмо от 03.10.2013г. исх. № 2962) с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

31 октября 2013 года, Решением № 34-13-П указанное заявление Администрации Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия удовлетворено.

 

        Исследовав материалы дела, комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

        В период с 31 августа 2013 года по 31 октября 2013 года, ООО «Хакресводоканал» пользовался муниципальным имуществом – объектами коммунальной инфраструктуры без проведения процедуры торгов.

        В свою очередь Администрация города Сорска никаких действий по возврату данного муниципального имущества не предпринимала. Для возврата имущества в судебные инстанции Администрация также не обращалась.

       Таким образом, Администрация города Сорска в данном случае бездействовала, в результате чего на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» получало незаконное преимущество в использовании  муниципального имущества без проведения процедуры торгов.

        Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).

        В соответствии со статьей 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

       Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

       Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

       Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет собственнику право совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.

        На основании части 2 статьи 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

        Системный анализ приведенных норм права в совокупности со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности заключения договора на торгах свидетельствует об установленном законодательством о защите конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.

       Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной помощи приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

       Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

        Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на бездействие органов местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

        В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

        В соответствии с пунктом 3 статьи 19 и пунктом 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут предоставляться на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации только с предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме. Причем органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции этих органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

        В период (с 31.08.2013 по 31.10.2013) пользования на без конкурсной основе ООО «Хакасресводоканал» рассматриваемого муниципального имущества, Администрация города Сорска с заявлением о согласовании предоставления муниципальной преференции в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не обращалась.

 

  В связи с этим, обобщая вышеизложенные факты, Комиссия считает установленным нарушение Администрацией города Сорска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Поскольку по состоянию на сегодняшний день рассматриваемое в  настоящем деле муниципальное имущество передано в аренду ООО «Горизонт» на основании открытого конкурса на право заключения договора аренды (протокол № 3 от 27 января 2014 года), Комиссия приходит к выводу о невозможности устранения Администрацией последствий допущенных правонарушений, и в связи с этим, об отсутствии необходимости выдачи Администрации города Сорска предписания.

          На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию города Сорска нарушившей часть 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  в  части бездействия администрации, в результате которого на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» получало незаконное преимущество в использовании  муниципального имущества без проведения процедуры торгов, в передаче муниципального имущества в аренду ООО «Хакресводоканал» без проведения процедуры торгов и в предоставлении муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа;
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

 

Председатель комиссии:                                                      О.П. Франскевич

 

Члены комиссии:                                                                  А.А. Алехина

 

                                                                                               Д.А. Чиж

                                                                                    

                                                                                               О.О. Марова    

 

                                                             

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

stdClass Object ( [vid] => 11524 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 23-А-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11524 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401155152 [changed] => 1401170511 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401170511 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Администрация Муниципального образования город Сорск

 

ул. Кирова, 3, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

ОАО «Хакасэнергосбыт»

 

ул. Крылова, 41а, г. Абакан, Республика Хакассия, 655017

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 № 23-А-14

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть оглашена  22 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: Франскевич О.П. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии:              Алехина А.А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;

Чиж Д.А.– ведущий специалист - эксперт отдела АЗР;

Марова О.О. - старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.

 

       в присутствии Представителя Администрации города Сорска, в  отсутствие Представителя ОАО «Хакасэнергосбыт», надлежащим образом уведомлённого о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев материалы дела № 23-А-14, возбужденного по признакам нарушения Администрацией муниципального образования город Сорск (ул. Кирова, 3, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в бездействии администрации, в результате чего на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» получало незаконное преимущество в использовании  муниципального имущества без проведения процедуры торгов, в передаче муниципального имущества в аренду ООО «Хакресводоканал» без проведения процедуры торгов и в предоставлении муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа,

 

УСТАНОВИЛА:

  В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту – Хакасское УФАС России) поступило письмо Прокуратуры Усть-Абаканского района с дислокацией в городе Сорске (от 24.01.2014г. № 123ж-2013) по обращению ОАО «Хакасэнергосбыт» о нарушении Администрацией города Сорска действующего законодательства, выраженного в передаче муниципального имущества без наличия договорных правоотношений.

 В своем обращении ОАО «Хакасэенргосбыт» указал на неправомерные действия Администрации города Сорска, нарушающие антимонопольное законодательство и принцип стабильности гражданских правоотношений. По мнению ОАО «Хакасэнергосбыт», нарушение выразилось в незаконной передаче Администрацией города Сорска прав владения муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры хозяйствующему субъекту – ООО «Хакресводоканал».

       В связи с этим, 27 марта 2014 года Хакасским УФАС России возбуждено дело № 23-А-14 в отношении Администрации города Сорска по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

       На заседании комиссии Представитель Ответчика согласился с нарушением антимонопольного законодательства, подтвердил факты, в связи с которыми настоящее дело было возбуждено. Представитель Ответчика подтвердил, что на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» пользовалось муниципальным имуществом без проведения процедуры торгов. Администрацией неоднократно были направлены письма в адрес ООО «Хакресводоканал» с целью возврата переданного имущества, однако возврата так и не последовало. ООО «Хакресводоканал» была единственной организацией, которая снабжало население теплом, горячей и холодной водой и в период осени-зимы, город мог остаться без отопления в случае возврата имущества. Прокуратура Республики Хакасия неоднократно обращалась в Администрацию с целью предотвращения нарушения действующего законодательства, выносились представления Прокуратуры об устранении нарушений.        

        Представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» на заседание Комиссии не явился, до заседания письменных пояснений по рассматриваемым обстоятельствам не предоставил.

 

       Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.

 01 августа 2013 года, между Администрацией города Сорска и ООО «Хакасресводоканал», на основании пункта 11 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" был заключен договор № 191/13 безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

Согласно пункта 1.1. указанного выше договора, Администрация города Сорска передала ООО «Хакасресводоканал» муниципальное имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, на срок не более чем тридцать календарных дней с момента передачи данных объектов.

Согласно акта приема-передачи (приложение № 1 к договору № 191/13 от 01.08.2013г.) объекты коммунальной инфраструктуры были переданы ООО «Хакасресводоканал» 01 августа 2013 года.

Согласно пункта 11 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", без процедуры проведения торгов  муниципальное имущество может быть передано в пользование на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Таким образом, после 31 августа 2013 года,  использование ООО «Хакресводоканал» имущества, переданного по договору № 191/13 от 01.08.2013г. без проведения процедуры торгов запрещается.

Между тем, Администрации города Сорск объекты коммунальной инфраструктуры, переданные по  договору № 191/13 от 01.08.2013г., ООО «Хакресводоканал» не возвратило, и продолжило использование его без проведения процедуры торгов.

В письме от 28 февраля 2014 года исх. № 739, Администрация города Сорска пояснила, что условия договора № 191/13 от 01.08.2013г. исполнены.

В письме от 05 марта 2014 года исх. № б/н, Администрация города Сорска пояснила, что до настоящего времени имущество, переданное по вышеназванному договору не возвращено Администрации.

03 октября 2013 года, Администрация города Сорска обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия (письмо от 03.10.2013г. исх. № 2962) с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

31 октября 2013 года, Решением № 34-13-П указанное заявление Администрации Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия удовлетворено.

 

        Исследовав материалы дела, комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

        В период с 31 августа 2013 года по 31 октября 2013 года, ООО «Хакресводоканал» пользовался муниципальным имуществом – объектами коммунальной инфраструктуры без проведения процедуры торгов.

        В свою очередь Администрация города Сорска никаких действий по возврату данного муниципального имущества не предпринимала. Для возврата имущества в судебные инстанции Администрация также не обращалась.

       Таким образом, Администрация города Сорска в данном случае бездействовала, в результате чего на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» получало незаконное преимущество в использовании  муниципального имущества без проведения процедуры торгов.

        Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).

        В соответствии со статьей 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

       Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

       Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

       Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет собственнику право совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.

        На основании части 2 статьи 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

        Системный анализ приведенных норм права в совокупности со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности заключения договора на торгах свидетельствует об установленном законодательством о защите конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.

       Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной помощи приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

       Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

        Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на бездействие органов местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

        В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

        В соответствии с пунктом 3 статьи 19 и пунктом 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут предоставляться на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации только с предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме. Причем органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции этих органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

        В период (с 31.08.2013 по 31.10.2013) пользования на без конкурсной основе ООО «Хакасресводоканал» рассматриваемого муниципального имущества, Администрация города Сорска с заявлением о согласовании предоставления муниципальной преференции в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не обращалась.

 

  В связи с этим, обобщая вышеизложенные факты, Комиссия считает установленным нарушение Администрацией города Сорска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Поскольку по состоянию на сегодняшний день рассматриваемое в  настоящем деле муниципальное имущество передано в аренду ООО «Горизонт» на основании открытого конкурса на право заключения договора аренды (протокол № 3 от 27 января 2014 года), Комиссия приходит к выводу о невозможности устранения Администрацией последствий допущенных правонарушений, и в связи с этим, об отсутствии необходимости выдачи Администрации города Сорска предписания.

          На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию города Сорска нарушившей часть 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  в  части бездействия администрации, в результате которого на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» получало незаконное преимущество в использовании  муниципального имущества без проведения процедуры торгов, в передаче муниципального имущества в аренду ООО «Хакресводоканал» без проведения процедуры торгов и в предоставлении муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа;
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

 

Председатель комиссии:                                                      О.П. Франскевич

 

Члены комиссии:                                                                  А.А. Алехина

 

                                                                                               Д.А. Чиж

                                                                                    

                                                                                               О.О. Марова    

 

                                                             

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Администрация Муниципального образования город Сорск

 

ул. Кирова, 3, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

ОАО «Хакасэнергосбыт»

 

ул. Крылова, 41а, г. Абакан, Республика Хакассия, 655017

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 № 23-А-14

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть оглашена  22 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: Франскевич О.П. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии:              Алехина А.А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;

Чиж Д.А.– ведущий специалист - эксперт отдела АЗР;

Марова О.О. - старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.

 

       в присутствии Представителя Администрации города Сорска, в  отсутствие Представителя ОАО «Хакасэнергосбыт», надлежащим образом уведомлённого о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев материалы дела № 23-А-14, возбужденного по признакам нарушения Администрацией муниципального образования город Сорск (ул. Кирова, 3, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в бездействии администрации, в результате чего на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» получало незаконное преимущество в использовании  муниципального имущества без проведения процедуры торгов, в передаче муниципального имущества в аренду ООО «Хакресводоканал» без проведения процедуры торгов и в предоставлении муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа,

 

УСТАНОВИЛА:

  В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту – Хакасское УФАС России) поступило письмо Прокуратуры Усть-Абаканского района с дислокацией в городе Сорске (от 24.01.2014г. № 123ж-2013) по обращению ОАО «Хакасэнергосбыт» о нарушении Администрацией города Сорска действующего законодательства, выраженного в передаче муниципального имущества без наличия договорных правоотношений.

 В своем обращении ОАО «Хакасэенргосбыт» указал на неправомерные действия Администрации города Сорска, нарушающие антимонопольное законодательство и принцип стабильности гражданских правоотношений. По мнению ОАО «Хакасэнергосбыт», нарушение выразилось в незаконной передаче Администрацией города Сорска прав владения муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры хозяйствующему субъекту – ООО «Хакресводоканал».

       В связи с этим, 27 марта 2014 года Хакасским УФАС России возбуждено дело № 23-А-14 в отношении Администрации города Сорска по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

       На заседании комиссии Представитель Ответчика согласился с нарушением антимонопольного законодательства, подтвердил факты, в связи с которыми настоящее дело было возбуждено. Представитель Ответчика подтвердил, что на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» пользовалось муниципальным имуществом без проведения процедуры торгов. Администрацией неоднократно были направлены письма в адрес ООО «Хакресводоканал» с целью возврата переданного имущества, однако возврата так и не последовало. ООО «Хакресводоканал» была единственной организацией, которая снабжало население теплом, горячей и холодной водой и в период осени-зимы, город мог остаться без отопления в случае возврата имущества. Прокуратура Республики Хакасия неоднократно обращалась в Администрацию с целью предотвращения нарушения действующего законодательства, выносились представления Прокуратуры об устранении нарушений.        

        Представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» на заседание Комиссии не явился, до заседания письменных пояснений по рассматриваемым обстоятельствам не предоставил.

 

       Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.

 01 августа 2013 года, между Администрацией города Сорска и ООО «Хакасресводоканал», на основании пункта 11 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" был заключен договор № 191/13 безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

Согласно пункта 1.1. указанного выше договора, Администрация города Сорска передала ООО «Хакасресводоканал» муниципальное имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, на срок не более чем тридцать календарных дней с момента передачи данных объектов.

Согласно акта приема-передачи (приложение № 1 к договору № 191/13 от 01.08.2013г.) объекты коммунальной инфраструктуры были переданы ООО «Хакасресводоканал» 01 августа 2013 года.

Согласно пункта 11 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", без процедуры проведения торгов  муниципальное имущество может быть передано в пользование на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Таким образом, после 31 августа 2013 года,  использование ООО «Хакресводоканал» имущества, переданного по договору № 191/13 от 01.08.2013г. без проведения процедуры торгов запрещается.

Между тем, Администрации города Сорск объекты коммунальной инфраструктуры, переданные по  договору № 191/13 от 01.08.2013г., ООО «Хакресводоканал» не возвратило, и продолжило использование его без проведения процедуры торгов.

В письме от 28 февраля 2014 года исх. № 739, Администрация города Сорска пояснила, что условия договора № 191/13 от 01.08.2013г. исполнены.

В письме от 05 марта 2014 года исх. № б/н, Администрация города Сорска пояснила, что до настоящего времени имущество, переданное по вышеназванному договору не возвращено Администрации.

03 октября 2013 года, Администрация города Сорска обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия (письмо от 03.10.2013г. исх. № 2962) с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

31 октября 2013 года, Решением № 34-13-П указанное заявление Администрации Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия удовлетворено.

 

        Исследовав материалы дела, комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

        В период с 31 августа 2013 года по 31 октября 2013 года, ООО «Хакресводоканал» пользовался муниципальным имуществом – объектами коммунальной инфраструктуры без проведения процедуры торгов.

        В свою очередь Администрация города Сорска никаких действий по возврату данного муниципального имущества не предпринимала. Для возврата имущества в судебные инстанции Администрация также не обращалась.

       Таким образом, Администрация города Сорска в данном случае бездействовала, в результате чего на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» получало незаконное преимущество в использовании  муниципального имущества без проведения процедуры торгов.

        Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).

        В соответствии со статьей 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

       Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

       Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

       Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет собственнику право совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.

        На основании части 2 статьи 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

        Системный анализ приведенных норм права в совокупности со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности заключения договора на торгах свидетельствует об установленном законодательством о защите конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.

       Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной помощи приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

       Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

        Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на бездействие органов местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

        В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

        В соответствии с пунктом 3 статьи 19 и пунктом 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут предоставляться на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации только с предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме. Причем органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции этих органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

        В период (с 31.08.2013 по 31.10.2013) пользования на без конкурсной основе ООО «Хакасресводоканал» рассматриваемого муниципального имущества, Администрация города Сорска с заявлением о согласовании предоставления муниципальной преференции в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не обращалась.

 

  В связи с этим, обобщая вышеизложенные факты, Комиссия считает установленным нарушение Администрацией города Сорска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Поскольку по состоянию на сегодняшний день рассматриваемое в  настоящем деле муниципальное имущество передано в аренду ООО «Горизонт» на основании открытого конкурса на право заключения договора аренды (протокол № 3 от 27 января 2014 года), Комиссия приходит к выводу о невозможности устранения Администрацией последствий допущенных правонарушений, и в связи с этим, об отсутствии необходимости выдачи Администрации города Сорска предписания.

          На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию города Сорска нарушившей часть 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  в  части бездействия администрации, в результате которого на протяжении двух месяцев ООО «Хакресводоканал» получало незаконное преимущество в использовании  муниципального имущества без проведения процедуры торгов, в передаче муниципального имущества в аренду ООО «Хакресводоканал» без проведения процедуры торгов и в предоставлении муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа;
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

 

Председатель комиссии:                                                      О.П. Франскевич

 

Члены комиссии:                                                                  А.А. Алехина

 

                                                                                               Д.А. Чиж

                                                                                    

                                                                                               О.О. Марова    

 

                                                             

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 23-А-14 [format] => [safe_value] => 23-А-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-26 01:44:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-23 01:44:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401155152 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )