РЕШЕНИЕ по делу № 75-А-14

Номер дела: 75-А-14
Дата публикации: 1 августа 2014, 10:20

Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район

Рабочая  ул., д. 9, пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия, 655100

 

<…>

<…>, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 75-А-14

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 29 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 августа 2014 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: 

Франскевич О.П. –  заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии:

Алехина А.А. – главный специалист- эксперт отдела АЗР;

 

Чиж Д.А. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;

 

Марова О.О. – старший специалист 3 разряда отдела АЗР.

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

в присутствии:

 

представителя ответчика – от Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия – <…> по доверенности от 28.07.2014 года сроком до 31.12.2014 года; <…> по доверенности от 10.01.2014 года сроком до 31.12.2014 года,

 

в отсутствии заинтересованного лица: <…>, надлежащим образом уведомленной о времени  и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев материалы дела № 75-А-14, возбужденного по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок,

 

УСТАНОВИЛА:

        

На основании Приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 04 сентября 2013 года № 258, проведена проверка Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район. Приказом от 08 октября 2013 года № 313, срок проведения проверки был продлен по 10 декабря 2013 года. 

Предметом проводимой проверки являлся: контроль за соблюдением Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район антимонопольного законодательства при выделении земельных участков под строительство, а также при согласовании продажи имущества ГУПов и МУПов.

Комиссией Хакасского УФАС России просмотрены документы по  договорам аренды земельных участков от 18.01.2012, 05.03.2012, 26.03.2012, 28.03.2012, 10.04.2012, 11.05.2012, 12.05.2012, 18.07.2012, 14.09.2012, 25.09.2012, 25.01.2013, 04.06.2013.

По результатам проверки был составлен акт от 18.11.2013, в котором нашли отражение ряд нарушений антимонопольного законодательства.

Хакасское УФАС России, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия приказом от 10.06.2014 года № 284 возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок.

Определением от 10.06.2014 года рассмотрение дела было назначено на 08.07.2014 года.

Определением от 08.07.2014 года рассмотрение настоящего дела было отложено на 29.07.2014 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

 

Представители ответчика на заседании Комиссии от 29 июля 2014 года пояснили следующее.

Главой Усть-Абаканского района были вынесены постановления, на основании которых в том числе был заключен договор аренды земельного участка 11.05.2012 года (<…>). Согласно п.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства через торги (конкурсы, аукционы) осуществляется только в отношении земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов.

В данном случае, земельный участок был предоставлен в аренду вышеуказанному лицу с предварительным согласованием места размещения объектов. Администрация Усть-Абаканского района полагает, что исходя из толкования ст. 30 ЗК РФ акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу без публичного информирования. А также полагает, что подготовленные на начальном этапе муниципальным органом Акты выбора в соответствии действующим законодательством приняты без нарушений процедуры формирования испрашиваемого земельного участка. В связи с чем, они стали основанием для принятия главой Усть-Абаканского района постановлений о предоставлении земельных участков. Вышеуказанная информация и пояснения предоставлялись ранее в возражении на Ваш акт проверки (наш исх. от 24.02.2014г. № 77).

Только с сентября 2011 года Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия начала публиковать информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

На сегодняшний день в связи с переездом в г. Сорск <…> подано заявление о расторжении договора аренды земельного участка.

Кроме того, представители ответчика пояснили, что сделали вывод о том, что опубликование информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства  не является необходимой процедурой на основании того, что, имея неутвержденный акт выбора земельного участка, невозможно определить, возможность строительства объекта на данном земельном участке.

 

Основываясь на материалах дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.

11.05.2012 года между Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район и <…> заключён договор аренды земельного участка б/н. Основанием для заключения данного договора послужило заявление от указанного лица.

Как установлено статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в пункте 5 статьи 30 Кодекса и состоит из выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными в статье 32 названного Кодекса.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (выбор земельных участков для строительства) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии со статьей 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Из приведенных выше положений закона следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления обязаны проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку, для чего должен быть определен разумный срок. Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков.

Как следует из материалов проверки, 14.02.2012 года <…> обратилась в Администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 10 лет, площадью 100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район <…>,  для строительства торгового павильона.

28.10.2011 года Администрацией Усть-Абаканского района было вынесено Постановление № 1828-п «О согласовании места размещения объекта строительства <…>», в соответствии с которым <…> был утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 05.10.2011 для строительства торгового павильона, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>.

11.03.2012 года Администрацией Усть-Абаканского района было вынесено Постановление № 331-п «О предоставлении земельного участка в аренду <…>», в соответствии с которым было принято решение об образовании земельного участка площадью 100 кв. м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, из земель населенных пунктов, для строительства торгового павильона и предоставлении указанного земельного участка <…> сроком на 10 лет.

11.05.2012 года между Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район и <…> заключён договор аренды земельного участка б/н.

При этом, как указано Администрацией Усть-Абаканского района в ответе на запрос от 10.10.2013 (вх. № 5498) извещения о возможном предоставлении земельных участков в газете «Усть-Абаканские известия» не публиковались. Кроме того, как указано в возражениях на Акт проверки Хакасского УФАС России от 03.12.2013 (вх. № 203 от 28.05.2014) Администрация Усть-Абаканского района полагает, что исходя из толкования ст. 30 Земельного Кодекса России акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу без публичного информирования. По мнению Администрации Усть-Абаканского района статья 30 Земельного Кодекса России не предусматривает формы и сроки информирования населения органами местного самоуправления.

 

Вместе с тем, как было отмечено выше, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления обязаны проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Антимонопольным органом установлено, что Администрацией Усть-Абаканского района нарушен установленный пунктом 3 статьи 31 порядок выбора земельного участка под строительство.

Информирование органами местного самоуправления о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок, то есть оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.

Строительство торгового павильона подразумевает использование земельного участка в целях осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, в связи с чем его предоставление конкретному лицу без надлежащего предварительного информирования о предоставлении земельного участка нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает преимущества отдельным лицам и ограничивает конкуренцию между субъектами предпринимательской деятельности в соответствующей сфере.

Действия администрации нарушают права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере землепользования, которые по смыслу подпунктов 4, 11 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 15, пункта 3 статьи 31 Земельного Кодекса России считаются равными и предполагают обязанность органов местного самоуправления обеспечить гарантии доступа населения к участию в принятии решений о предоставлении прав на землю и к ее получению.

Кроме того, как установлено антимонопольным органом, предварительное согласование места размещения объекта строительства, а именно принятие Постановления № 1828-п «О согласовании места размещения объекта строительства <…>» от 28.10.2011, осуществлено Администрацией Усть-Абаканского района без заявления <…> (заявление  <…> поступило в Администрацию Усть-Абаканского района только 14.02.2012). Таким образом, Администрацией нарушены требования статьи 31 Земельного Кодекса России.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.  

Таким образом, описанными выше действиями (бездействием) Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район нарушаются положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Комиссия считает установленным нарушение Администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия (бездействие) Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок.

2. Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

Председатель комиссии

О.П. Франскевич

 

 

Члены комиссии

А.А. Алехина

 

 

 

Д.А. Чиж

 

 

 

О.О. Марова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 11776 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 75-А-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11776 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406859712 [changed] => 1406859712 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406859712 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район

Рабочая  ул., д. 9, пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия, 655100

 

<…>

<…>, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 75-А-14

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 29 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 августа 2014 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: 

Франскевич О.П. –  заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии:

Алехина А.А. – главный специалист- эксперт отдела АЗР;

 

Чиж Д.А. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;

 

Марова О.О. – старший специалист 3 разряда отдела АЗР.

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

в присутствии:

 

представителя ответчика – от Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия – <…> по доверенности от 28.07.2014 года сроком до 31.12.2014 года; <…> по доверенности от 10.01.2014 года сроком до 31.12.2014 года,

 

в отсутствии заинтересованного лица: <…>, надлежащим образом уведомленной о времени  и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев материалы дела № 75-А-14, возбужденного по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок,

 

УСТАНОВИЛА:

        

На основании Приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 04 сентября 2013 года № 258, проведена проверка Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район. Приказом от 08 октября 2013 года № 313, срок проведения проверки был продлен по 10 декабря 2013 года. 

Предметом проводимой проверки являлся: контроль за соблюдением Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район антимонопольного законодательства при выделении земельных участков под строительство, а также при согласовании продажи имущества ГУПов и МУПов.

Комиссией Хакасского УФАС России просмотрены документы по  договорам аренды земельных участков от 18.01.2012, 05.03.2012, 26.03.2012, 28.03.2012, 10.04.2012, 11.05.2012, 12.05.2012, 18.07.2012, 14.09.2012, 25.09.2012, 25.01.2013, 04.06.2013.

По результатам проверки был составлен акт от 18.11.2013, в котором нашли отражение ряд нарушений антимонопольного законодательства.

Хакасское УФАС России, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия приказом от 10.06.2014 года № 284 возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок.

Определением от 10.06.2014 года рассмотрение дела было назначено на 08.07.2014 года.

Определением от 08.07.2014 года рассмотрение настоящего дела было отложено на 29.07.2014 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

 

Представители ответчика на заседании Комиссии от 29 июля 2014 года пояснили следующее.

Главой Усть-Абаканского района были вынесены постановления, на основании которых в том числе был заключен договор аренды земельного участка 11.05.2012 года (<…>). Согласно п.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства через торги (конкурсы, аукционы) осуществляется только в отношении земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов.

В данном случае, земельный участок был предоставлен в аренду вышеуказанному лицу с предварительным согласованием места размещения объектов. Администрация Усть-Абаканского района полагает, что исходя из толкования ст. 30 ЗК РФ акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу без публичного информирования. А также полагает, что подготовленные на начальном этапе муниципальным органом Акты выбора в соответствии действующим законодательством приняты без нарушений процедуры формирования испрашиваемого земельного участка. В связи с чем, они стали основанием для принятия главой Усть-Абаканского района постановлений о предоставлении земельных участков. Вышеуказанная информация и пояснения предоставлялись ранее в возражении на Ваш акт проверки (наш исх. от 24.02.2014г. № 77).

Только с сентября 2011 года Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия начала публиковать информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

На сегодняшний день в связи с переездом в г. Сорск <…> подано заявление о расторжении договора аренды земельного участка.

Кроме того, представители ответчика пояснили, что сделали вывод о том, что опубликование информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства  не является необходимой процедурой на основании того, что, имея неутвержденный акт выбора земельного участка, невозможно определить, возможность строительства объекта на данном земельном участке.

 

Основываясь на материалах дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.

11.05.2012 года между Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район и <…> заключён договор аренды земельного участка б/н. Основанием для заключения данного договора послужило заявление от указанного лица.

Как установлено статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в пункте 5 статьи 30 Кодекса и состоит из выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными в статье 32 названного Кодекса.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (выбор земельных участков для строительства) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии со статьей 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Из приведенных выше положений закона следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления обязаны проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку, для чего должен быть определен разумный срок. Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков.

Как следует из материалов проверки, 14.02.2012 года <…> обратилась в Администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 10 лет, площадью 100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район <…>,  для строительства торгового павильона.

28.10.2011 года Администрацией Усть-Абаканского района было вынесено Постановление № 1828-п «О согласовании места размещения объекта строительства <…>», в соответствии с которым <…> был утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 05.10.2011 для строительства торгового павильона, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>.

11.03.2012 года Администрацией Усть-Абаканского района было вынесено Постановление № 331-п «О предоставлении земельного участка в аренду <…>», в соответствии с которым было принято решение об образовании земельного участка площадью 100 кв. м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, из земель населенных пунктов, для строительства торгового павильона и предоставлении указанного земельного участка <…> сроком на 10 лет.

11.05.2012 года между Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район и <…> заключён договор аренды земельного участка б/н.

При этом, как указано Администрацией Усть-Абаканского района в ответе на запрос от 10.10.2013 (вх. № 5498) извещения о возможном предоставлении земельных участков в газете «Усть-Абаканские известия» не публиковались. Кроме того, как указано в возражениях на Акт проверки Хакасского УФАС России от 03.12.2013 (вх. № 203 от 28.05.2014) Администрация Усть-Абаканского района полагает, что исходя из толкования ст. 30 Земельного Кодекса России акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу без публичного информирования. По мнению Администрации Усть-Абаканского района статья 30 Земельного Кодекса России не предусматривает формы и сроки информирования населения органами местного самоуправления.

 

Вместе с тем, как было отмечено выше, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления обязаны проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Антимонопольным органом установлено, что Администрацией Усть-Абаканского района нарушен установленный пунктом 3 статьи 31 порядок выбора земельного участка под строительство.

Информирование органами местного самоуправления о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок, то есть оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.

Строительство торгового павильона подразумевает использование земельного участка в целях осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, в связи с чем его предоставление конкретному лицу без надлежащего предварительного информирования о предоставлении земельного участка нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает преимущества отдельным лицам и ограничивает конкуренцию между субъектами предпринимательской деятельности в соответствующей сфере.

Действия администрации нарушают права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере землепользования, которые по смыслу подпунктов 4, 11 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 15, пункта 3 статьи 31 Земельного Кодекса России считаются равными и предполагают обязанность органов местного самоуправления обеспечить гарантии доступа населения к участию в принятии решений о предоставлении прав на землю и к ее получению.

Кроме того, как установлено антимонопольным органом, предварительное согласование места размещения объекта строительства, а именно принятие Постановления № 1828-п «О согласовании места размещения объекта строительства <…>» от 28.10.2011, осуществлено Администрацией Усть-Абаканского района без заявления <…> (заявление  <…> поступило в Администрацию Усть-Абаканского района только 14.02.2012). Таким образом, Администрацией нарушены требования статьи 31 Земельного Кодекса России.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.  

Таким образом, описанными выше действиями (бездействием) Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район нарушаются положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Комиссия считает установленным нарушение Администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия (бездействие) Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок.

2. Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

Председатель комиссии

О.П. Франскевич

 

 

Члены комиссии

А.А. Алехина

 

 

 

Д.А. Чиж

 

 

 

О.О. Марова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район

Рабочая  ул., д. 9, пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия, 655100

 

<…>

<…>, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 75-А-14

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 29 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 августа 2014 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: 

Франскевич О.П. –  заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии:

Алехина А.А. – главный специалист- эксперт отдела АЗР;

 

Чиж Д.А. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;

 

Марова О.О. – старший специалист 3 разряда отдела АЗР.

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

в присутствии:

 

представителя ответчика – от Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия – <…> по доверенности от 28.07.2014 года сроком до 31.12.2014 года; <…> по доверенности от 10.01.2014 года сроком до 31.12.2014 года,

 

в отсутствии заинтересованного лица: <…>, надлежащим образом уведомленной о времени  и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев материалы дела № 75-А-14, возбужденного по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок,

 

УСТАНОВИЛА:

        

На основании Приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 04 сентября 2013 года № 258, проведена проверка Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район. Приказом от 08 октября 2013 года № 313, срок проведения проверки был продлен по 10 декабря 2013 года. 

Предметом проводимой проверки являлся: контроль за соблюдением Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район антимонопольного законодательства при выделении земельных участков под строительство, а также при согласовании продажи имущества ГУПов и МУПов.

Комиссией Хакасского УФАС России просмотрены документы по  договорам аренды земельных участков от 18.01.2012, 05.03.2012, 26.03.2012, 28.03.2012, 10.04.2012, 11.05.2012, 12.05.2012, 18.07.2012, 14.09.2012, 25.09.2012, 25.01.2013, 04.06.2013.

По результатам проверки был составлен акт от 18.11.2013, в котором нашли отражение ряд нарушений антимонопольного законодательства.

Хакасское УФАС России, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия приказом от 10.06.2014 года № 284 возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок.

Определением от 10.06.2014 года рассмотрение дела было назначено на 08.07.2014 года.

Определением от 08.07.2014 года рассмотрение настоящего дела было отложено на 29.07.2014 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

 

Представители ответчика на заседании Комиссии от 29 июля 2014 года пояснили следующее.

Главой Усть-Абаканского района были вынесены постановления, на основании которых в том числе был заключен договор аренды земельного участка 11.05.2012 года (<…>). Согласно п.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства через торги (конкурсы, аукционы) осуществляется только в отношении земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов.

В данном случае, земельный участок был предоставлен в аренду вышеуказанному лицу с предварительным согласованием места размещения объектов. Администрация Усть-Абаканского района полагает, что исходя из толкования ст. 30 ЗК РФ акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу без публичного информирования. А также полагает, что подготовленные на начальном этапе муниципальным органом Акты выбора в соответствии действующим законодательством приняты без нарушений процедуры формирования испрашиваемого земельного участка. В связи с чем, они стали основанием для принятия главой Усть-Абаканского района постановлений о предоставлении земельных участков. Вышеуказанная информация и пояснения предоставлялись ранее в возражении на Ваш акт проверки (наш исх. от 24.02.2014г. № 77).

Только с сентября 2011 года Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия начала публиковать информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

На сегодняшний день в связи с переездом в г. Сорск <…> подано заявление о расторжении договора аренды земельного участка.

Кроме того, представители ответчика пояснили, что сделали вывод о том, что опубликование информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства  не является необходимой процедурой на основании того, что, имея неутвержденный акт выбора земельного участка, невозможно определить, возможность строительства объекта на данном земельном участке.

 

Основываясь на материалах дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.

11.05.2012 года между Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район и <…> заключён договор аренды земельного участка б/н. Основанием для заключения данного договора послужило заявление от указанного лица.

Как установлено статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в пункте 5 статьи 30 Кодекса и состоит из выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными в статье 32 названного Кодекса.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (выбор земельных участков для строительства) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии со статьей 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Из приведенных выше положений закона следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления обязаны проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку, для чего должен быть определен разумный срок. Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков.

Как следует из материалов проверки, 14.02.2012 года <…> обратилась в Администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 10 лет, площадью 100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район <…>,  для строительства торгового павильона.

28.10.2011 года Администрацией Усть-Абаканского района было вынесено Постановление № 1828-п «О согласовании места размещения объекта строительства <…>», в соответствии с которым <…> был утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 05.10.2011 для строительства торгового павильона, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>.

11.03.2012 года Администрацией Усть-Абаканского района было вынесено Постановление № 331-п «О предоставлении земельного участка в аренду <…>», в соответствии с которым было принято решение об образовании земельного участка площадью 100 кв. м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, из земель населенных пунктов, для строительства торгового павильона и предоставлении указанного земельного участка <…> сроком на 10 лет.

11.05.2012 года между Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район и <…> заключён договор аренды земельного участка б/н.

При этом, как указано Администрацией Усть-Абаканского района в ответе на запрос от 10.10.2013 (вх. № 5498) извещения о возможном предоставлении земельных участков в газете «Усть-Абаканские известия» не публиковались. Кроме того, как указано в возражениях на Акт проверки Хакасского УФАС России от 03.12.2013 (вх. № 203 от 28.05.2014) Администрация Усть-Абаканского района полагает, что исходя из толкования ст. 30 Земельного Кодекса России акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу без публичного информирования. По мнению Администрации Усть-Абаканского района статья 30 Земельного Кодекса России не предусматривает формы и сроки информирования населения органами местного самоуправления.

 

Вместе с тем, как было отмечено выше, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления обязаны проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Антимонопольным органом установлено, что Администрацией Усть-Абаканского района нарушен установленный пунктом 3 статьи 31 порядок выбора земельного участка под строительство.

Информирование органами местного самоуправления о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок, то есть оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.

Строительство торгового павильона подразумевает использование земельного участка в целях осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, в связи с чем его предоставление конкретному лицу без надлежащего предварительного информирования о предоставлении земельного участка нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает преимущества отдельным лицам и ограничивает конкуренцию между субъектами предпринимательской деятельности в соответствующей сфере.

Действия администрации нарушают права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере землепользования, которые по смыслу подпунктов 4, 11 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 15, пункта 3 статьи 31 Земельного Кодекса России считаются равными и предполагают обязанность органов местного самоуправления обеспечить гарантии доступа населения к участию в принятии решений о предоставлении прав на землю и к ее получению.

Кроме того, как установлено антимонопольным органом, предварительное согласование места размещения объекта строительства, а именно принятие Постановления № 1828-п «О согласовании места размещения объекта строительства <…>» от 28.10.2011, осуществлено Администрацией Усть-Абаканского района без заявления <…> (заявление  <…> поступило в Администрацию Усть-Абаканского района только 14.02.2012). Таким образом, Администрацией нарушены требования статьи 31 Земельного Кодекса России.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.  

Таким образом, описанными выше действиями (бездействием) Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район нарушаются положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Комиссия считает установленным нарушение Администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия (бездействие) Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, <…>, под строительство торгового павильона, а именно в отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, вследствие чего информация о праве на заключение договора аренды такого земельного участка была скрытой от части потенциальных участников, претендующих  на указанный земельный участок.

2. Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

Председатель комиссии

О.П. Франскевич

 

 

Члены комиссии

А.А. Алехина

 

 

 

Д.А. Чиж

 

 

 

О.О. Марова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 75-А-14 [format] => [safe_value] => 75-А-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-01 02:20:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-29 02:20:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406859712 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )