РЕШЕНИЕ по делу № 62-А-11

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: № 62-А-11
Дата публикации: 26 июля 2012, 16:58

РЕШЕНИЕ

по делу № 62-А-11

г. Абакан

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2012 г.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии:              Жукова И.И. - ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;

                                          Лесниченко Н.В. – специалист-эксперт отдела АЗР;

                                          Северина Е.С.- старший специалист 3-го разряда отдела АЗР;

рассмотрев дело № 62-А-11 по признакам нарушения Комитетом муниципальной экономики Администрации г. Абакана (далее - КМЭ г.Абакана) и обществом с ограниченной ответственностью «Гамма» (далее – ООО «Гамма») статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

- представителя ООО «Гамма» Любимовой Л.В. (доверенность от 06 марта 2012 г. № б/н),

- представителя КМЭ г.Абакана Приходько О.Ф. (доверенность № 140 от 24.01.2012 года),

 

УСТАНОВИЛА:

 

  Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова, данного на заседании рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 22 июля 2010 года, Хакасским УФАС России 18 октября (исх.№ 04-3731) и 02 ноября 2011 года (исх.№ 04-4003) в адрес ООО «Гамма» были направлены запросы о представлении информации, касающейся условий предоставления торговых площадей в торговой сети в субаренду.

Проанализировав полученные от ООО «Гамма» ответы на вышеуказанные запросы Хакасское УФАС России обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в следующем.

Часть встроенного нежилого помещения 97Н, расположенного в г. Абакане по адресу: пр.Дружбы Народов, 33 находится у ООО «Гамма» в аренде по договору № 401 от 27 февраля 2010 г. Указанный договор аренды был заключен с ООО «Гамма» по результатам проведенного 24 февраля 2010 года КМЭ г. Абакана аукциона.

Из содержания договора аренды № 401 и дополнительного соглашения к данному договору от 31 марта 2010 года  следует, что ООО «Гамма» вправе с письменного согласия Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана передавать арендованное имущество в субаренду.

27 января 2010 года ООО «Гамма» обратилось в КМЭ г.Абакана с заявлением о согласовании передачи арендованных нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Абакан, ул.Дружбы Народов, 33, в субаренду путем проведения аукциона.

Письмом от 01.02.2010 № 809 КМЭ г.Абакана дал согласие на проведение открытого аукциона за право заключения договора субаренды в указанном выше помещении, находящемся у ООО «Гамма» по договору аренды № 401 от 27.02.2010 г. (согласие КМЭ г.Абакана дано ранее заключения договора аренды № 401).   

В указанном согласии КМЭ г.Абакана перечисляет условия, при соблюдении которых возможна передача арендованного муниципального имущества в субаренду, в том числе: 

- в течение пяти рабочих дней после проведения аукциона за право заключения договоров субаренды, подписанные сторонами договоры субаренды, в обязательном порядке представляются на согласование в Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана. Не представленные на согласование договоры субаренды считаются не согласованными Комитетом, а нахождение третьих лиц в помещении является незаконным.

 - КМЭ г. Абакана вправе отказаться от согласования договоров субаренды, в случае если аукцион проведен с нарушением порядка, установленного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. № 67, либо с нарушением вышеперечисленных условий, на которых дано согласие.

- организатор торгов обязан предоставить в Комитет текст информационного сообщения до размещения его на официальном сайте торгов.

Вышеперечисленные условия свидетельствуют о том, что КМЭ г.Абакана было информировано о предмете и условиях планируемого аукциона на право заключения договоров субаренды, в частности о делении нежилого помещения на отдельные лоты с учетом его назначения, определении начальной цены каждого лота.

Пунктом 2.2.13 договора аренды № 401 в обязанности арендатора включено письменное согласование с арендодателем условий каждого заключаемого договора субаренды. 

С учетом указанного согласования ООО «Гамма» приняло решение о передаче вышеуказанного арендованного муниципального имущества в субаренду.

16 июня 2010 года ООО «Гамма» разместило на сайте www.abakan.ru,  а также в газете «Абакан» (№ 24) извещение о проведении открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о цене за право заключения договора субаренды в нежилом помещении, расположенном по пр. Дружбы Народов 33-97Н в г.Абакане, согласно которому определена дата начала приема заявок: 16 июня 2010 г. с 09 часов, дата окончания приема заявок: 27 июля 2010 г. до 17 часов, дата определения участников аукциона: 02 августа 2010 г., дата проведения аукциона: 09 августа 2010 г.

Из документации по проведению открытого аукциона на право заключения договора субаренды в нежилом помещении, расположенном по улице Дружбы Народов 33-97Н в городе Абакане, разработанной ООО «Гамма» следует, что указанное нежилое помещение было разделено на  17 лотов, исходя из наименования товара:

  1. Для торговли рыбой торговой площадью 26,35 кв.м., вспомогательной площадью 7.7 кв.м, общая площадь 34.05 кв.м.
  2. Для торговли мясом кур торговой площадью 34,6 кв.м., вспомогательной площадью 11.7 кв.м, общей площадью 46.3 кв.м.
  3. Для торговли медом торговой площадью 6,45 кв.м. вспомогательной площадью 8 кв.м., общей площадью 14.45 кв.м.
  4. Для торговли бытовой химией общей площадью 50 кв.м.
  5. Для торговли конфетами, печеньем торговой площадью 13,3 кв.м.,  вспомогательной площадью 8,4 кв.м., общей площадью 21,7 кв.м.
  6. Для установки платежного терминала общей площадью 1.3 кв.м.
  7. Для торговли овощами, фруктами торговой площадью 9,35 кв.м., вспомогательной площадью 9,2 кв.м., общей площадью 18,55 кв.м.
  8. Для торговли нижним бельем общей площадью 20,8 кв.м.
  9. Для торговли аудио, видео продукцией торговой площадью 2,75 кв.м., вспомогательной площадью 2 кв.м., общей площадью 4,75 кв.м.
  10. Для торговли тканями торговой площадью 7,4 кв.м., вспомогательной площадью 5,43 кв.м., общей площадью 12,83 кв.м.
  11. Для торговли мясом торговой площадью 15,9 кв.м., вспомогательной площадью 10,3 кв.м., общей площадью 26,2 кв.м.
  12. Для торговли текстилем торговой площадью 13,2 кв.м., вспомогательной площадью 8,4 кв.м., общей площадью 21,6 кв.м.
  13. Для торговли продуктами общей площадью 226 кв.м.
  14. Для торговли журналами, газетами торговой площадью 2,46 кв.м., вспомогательной площадью 1,6 кв. м , общей площадью 4,06 кв.м.
  15. Для торговли кислородными коктейлями торговой площадью 1 кв.м., вспомогательной площадью 0,5 кв.м., общей площадью 1,5 кв.м.
  16. Для торговли салатами торговой площадью 9,8 кв.м., вспомогательной площадью 7,5 кв.м., общей площадью 17,3 кв.м.
  17. Для торговли пивом общей площадью 90 кв.м.

        На каждый лот на основании Отчета № С50-10 об оценке рыночной стоимости ежемесячной арендной платы части нежилых помещений, подготовленном ООО «Бизнес-Консалтинг» (далее – Отчет № С50-10) организатором торгов была определена начальная цена субарендной платы с учетом коммунальных услуг: Лот №1 - 18720 рублей (549,80 руб./кв.м.), Лот №2 - 31200 рублей (673,90 руб./кв.м.), Лот №3 - 21600 рублей (1494,80 руб./кв.м.), Лот №4 - 65000 рублей (1300 руб./кв.м.), Лот №5 - 43200 рублей (1990,80 руб./кв.м.), Лот №6 - 3150 рублей (2423,10 руб./кв.м.)

Лот №7 - 24960 рублей (1345,60 руб./кв.м.), Лот №8 - 21000 рублей (1009,60 руб./кв.м.), Лот №9 - 4320 рублей (909,50 руб./кв.м.), Лот №10 - 10500 рублей (818,40 руб./кв.м.), Лот №11 - 18720 рублей (714,50 руб./кв.м.), Лот №12 - 21000 рублей (972,30 руб./кв.м.), Лот №13 - 200000 рублей (885,0 руб./кв.м.), Лот №14 - 8640 рублей (2128,10 руб./кв.м.), Лот №15 - 3150 рублей (2100,0 руб./кв.м.), Лот №16 - 6000 рублей (346,90 руб./кв.м.), Лот №17 - 99750 рублей (1108,40 руб./кв.м.).

10 августа 2010 года по результатам вышеуказанного аукциона ООО «Гамма» заключило договоры субаренды с  ООО «Молпром» (субарендная плата 210 000 рублей в  месяц, 929,20 руб./кв.м.), индивидуальным предпринимателем Бобел Е.А. (субарендная плата 68 250 рублей в  месяц, 1365,0 руб./кв.м.),  ООО «Форт» (субарендная плата 9 072 рублей в месяц, 2234,50 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Семиренко В.П. (субарендная плата 10 500 рублей в месяц, 818,40 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Шафеевой И.Л. (субарендная плата 21 000 рублей в месяц, 972,30 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Ломакиной Н.А. (субарендная плата 22 680 рублей в месяц, 1569,60 руб./кв.м.),  ООО «Ривьера» (субарендная плата 6 000 рублей в месяц, 346,90 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Репиным О.П. (субарендная плата 26 208 рублей в месяц, 1412,80 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Жуковой Т.В. (субарендная плата 32 760 рублей в месяц, 707,60 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Вывденко А.В. (субарендная плата 19 656 рублей в месяц, 577,30 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Юрчиком И.П. (субарендная плата 19 656 рублей в месяц, 750,30 руб./кв.м.), 

индивидуальным предпринимателем Тужаковым И.В. (субарендная плата 3 150 рублей в месяц, 2423,10 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Сергеевым О.М. (субарендная плата 4 536 рублей в месяц, 954,90 руб./кв.м.),  

индивидуальным предпринимателем Юрковец А.В. (субарендная плата 99 750 рублей в месяц, 1108,40 руб./кв.м.).   

По лоту № 15, согласно протоколу №1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 02 августа 2010 г., аукцион признан несостоявшимся в связи с неподачей ни одной заявки.

Заключенные с вышеперечисленными хозсубъектами договоры субаренды, согласованы 30.08.2010 года Комитетом муниципальной экономики Администрации г. Абакана.

Все торговые площади, переданные ООО «Гамма» в субаренду находятся в одном нежилом помещении по адресу г. Абакан, пр.Др.Народов, 33-97Н и по техническим характеристикам не отличаются друг от друга (коммунальные услуги, состояние помещения (ремонт) и др.). При этом начальная цена 1 квадратного метра площади нежилого помещения, выставленного на аукцион, по всем лотам различная и варьируется от 346,90 руб./кв.м. (min) до 2423,10 руб./кв.м. (max).

ООО «Гамма», руководствуясь Отчетом № С50-10, приняла за основу установления размера субарендной платы категорию товаров, а не технические характеристики помещения, передаваемого в субаренду. Вместе с тем, арендная плата за указанное муниципальное имущество для ООО «Гамма» была установлена единым платежом без учета раздела указанной торговой площади на отделы (данные отделы существовали в указанном магазине до заключения с ООО «Гамма» договора аренды).  

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 39 Закон о защите конкуренции 24 ноября 2011 года в отношении Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана  и ООО «Гамма» возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель КМЭ г.Абакана не согласилась с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, пояснив следующее.

1. ООО «Гамма» как организатор торгов имело право самостоятельно определить начальную цену аукциона за право субаренды нежилых помещений.

2. Комитет не имеет установленных действующим законодательством полномочий, позволяющих ему каким-либо образом контролировать, давать указания по формированию цены договоров субаренды, либо запрещать совершение сделок по причине не согласия с ценой договоров.

Представитель ООО «Гамма» просит дело производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства исходя из следующего.

Пунктом 2.2.12. и 2.2.13 Договора № 401 от 27 февраля 2010 года установлена обязанность не передавать арендуемое помещение или его часть в пользование третьим лицам без предварительного письменного согласия Арендодателя.

При проведении аукциона на право заключения договоров субаренды в нежилом помещении по проспекту Дружбы народов, 33 в г. Абакане под торговлю ООО «Гамма» согласовала предмет аукциона с КМЭ г. Абакан, что подтверждается письмом № 809 от 26.01.2010.

Указанным письмом определены обязательные условия проведения аукциона, которые в полном объеме соблюдены ООО «Гамма».

  Полномочия КМЭ г. Абакана не входит осуществление контроля за определением ценовой политики и деятельностью ООО «Гамма».

Поскольку Правила проведения торгов не регулируют порядок определения начальной цены договора, она устанавливается организатором торгов самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в РФ.

Для определения начальной цены аукциона ООО «Гамма», руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, обратилось в ООО «Бизнес-Консалтинг».

В соответствие с отчетом № С 50-10 по состоянию на 05.03.2010 года была определена рыночная стоимость ежемесячной арендной платы части нежилых помещений. До настоящего времени указанный отчет ни кем не оспорен, в установленном законом порядке не признан недействительным.

Кроме того, представитель ООО «Гамма» считает, что  нормы пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» не распространяются на ООО «Гамма», поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на указанном рынке. С учетом изложенного представитель ООО «Гамма» считает, что в действиях ООО «Гамма» и КМЭ г. Абакана не имеется признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ли, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 11.1 Положения «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан» в новой редакции», утвержденным Решением Абаканского городского Совета депутатов от 14.04.2009 № 139 (ред. от 28.06.2011) нежилые помещения могут быть переданы арендаторами в субаренду при наличии письменного согласования Комитета. Согласование осуществляется путем визирования договоров субаренды Комитетом. Срок действия согласования устанавливается равным сроку действия договора субаренды, представленного на согласование.

Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено правовыми актами. К договорам субаренды применяются правила, установленные для договоров аренды.

Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения, в том числе, между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 указанного закона соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Вышеуказанное определение соглашения освобождает антимонопольный орган от необходимости доказывать, ограничение конкуренции (ограничение конкуренции таким соглашением является презумпцией).

Материалами дела подтверждается, что спорное нежилое помещение по адресу: г.Абакан, ул.Дружбы Народов, 33  по договору аренды № 401 от 27 февраля 2010 г. (с учетом дополнительного соглашения от 20 апреля 2010 года) передано ООО «Гамма» единым помещением по единой арендной плате в размере 290876,0 рублей в год (24 240,0 рублей в месяц без учета НДС).

Заключенные договоры на энергоснабжение, проведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий,  оказание охранных услуг и техническое обслуживание, управление многоквартирным домом также действуют в отношении вышеуказанного имущества в целом, без деления на отделы.

Общее техническое состояние данного помещения, согласно Отчету № С50-10 отвечает принятым нормам. Конструктивные  элементы: фундамент, стены, перегородки, оконные, дверные проемы находятся в удовлетворительном состоянии, инженерное оборудование требует текущего ремонта, наружная и внутренняя отделка соответствует требованиям офисного помещения.

На странице 25 Отчета № С50-10  перечислены факторы, влияющие на постоянные и переменные расходы по содержанию площадей в зданиях, включающие налоги (на имущество, целевой     сбор на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и др. цели -3%), платежи (плата за земельный участок, содержание ремонтно-строительного персонала, содержание охраны, содержание благоустроенной территории), амортизация имущества, затраты на подготовку помещений к аренде, коммунальные расходы (телефон, отопление, водопровод, канализация, электроэнергия). Перечисленные факторы касаются всего помещения, следовательно, в равной мере присущи любому отделу, находящемуся в данном помещении. Вместе с тем, на странице 44 вышеназванного Отчета рыночная стоимость арендной платы в руб./мес. дифференцирована в зависимости от категории товаров (рыба, мясо кур, мед, бытхим, конфеты, печенье, стойка МТС, овощи, фрукты, стойка Мегафон, пиво, ткани, мясо, текстиль, продукты, журналы, газеты, платежные терминалы, стойка Билайн, салаты, банкоматы).

ООО «Гамма», поясняя о причинах установления разных цен по лотам, руководствуется исключительно выводами Отчета № С50-10. Проанализировав указанный Отчет, Комиссия Хакасского УФАС России не нашла в нем обоснования целесообразности деления спорного помещения на лоты исходя из категории (наименования) товара, реализуемого в конкретном отделе, в связи с чем пришла к выводу об отсутствии экономических, технологических и иных оснований для установления различных цен на один и тот же товар.

Товар, исходя из определения в пункте 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В данном случае товаром является нежилое помещение, передаваемое в субаренду. Следовательно, при расчете размера платы за указанный товар необходимо учитывать технические характеристики помещения, а не категорию (наименование) товаров, реализуемых в отделе (пиво, фрукты, платежный терминал, и т.д.).     

Установление экономически, технологически и иным образом не обоснованной различной субарендной платы за площади в магазине приводит к  ограничению конкуренции на рынке субаренды муниципального имущества.  

КМЭ г. Абакана согласовал договоры субаренды от 30.08.2010 г. на указанных в них условиях, тем самым действовал в интересах ООО «Гамма», создав указанному лицу благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности без учета интересов иных хозяйствующих субъектов, имеющих возможность получить доступ к указанному муниципальному имуществу лишь путем оформления субарендных отношений. При этом был нарушен принцип равнодоступности к муниципальному ресурсу при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной реализации товаров.

Поскольку вышеуказанные договоры субаренды были заключены по результатам аукциона, признание факта установления различных цен на один и тот же товар незаконным ставит под сомнение законность данного аукциона. При этом в силу возложенных на антимонопольные органы полномочий Хакасское УФАС России вправе оспорить незаконные торги в суде исходя из следующего.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Под существенными понимаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Изменение размера арендной платы в данном случае является изменением существенного условия договора, согласованного в момент заключения договора субаренды на торгах (часть 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с указанной нормой  Гражданского кодекса РФ и подпунктом 16 пункта 40 (114) Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 не допускается изменение условий договора, заключенного на торгах, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Комитет муниципальной экономики Администрации г.Абакана и общество с ограниченной ответственностью «Гамма» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Обратиться в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о  признании открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о цене за право заключения договора субаренды в нежилом помещении, расположенном по пр. Дружбы Народов 33-97Н в г.Абакане недействительным.

 

Председатель Комиссии

              

П.А.Шалимов

 

 

 

Члены Комиссии:

 

И.И.Жукова

 

 

 

 

 

Н.В.Лесниченко

 

 

 

 

 

Е.С.Северина

   

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 8478 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 62-А-11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8478 [type] => solution [language] => ru [created] => 1343293269 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 62-А-11

г. Абакан

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2012 г.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии:              Жукова И.И. - ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;

                                          Лесниченко Н.В. – специалист-эксперт отдела АЗР;

                                          Северина Е.С.- старший специалист 3-го разряда отдела АЗР;

рассмотрев дело № 62-А-11 по признакам нарушения Комитетом муниципальной экономики Администрации г. Абакана (далее - КМЭ г.Абакана) и обществом с ограниченной ответственностью «Гамма» (далее – ООО «Гамма») статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

- представителя ООО «Гамма» Любимовой Л.В. (доверенность от 06 марта 2012 г. № б/н),

- представителя КМЭ г.Абакана Приходько О.Ф. (доверенность № 140 от 24.01.2012 года),

 

УСТАНОВИЛА:

 

  Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова, данного на заседании рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 22 июля 2010 года, Хакасским УФАС России 18 октября (исх.№ 04-3731) и 02 ноября 2011 года (исх.№ 04-4003) в адрес ООО «Гамма» были направлены запросы о представлении информации, касающейся условий предоставления торговых площадей в торговой сети в субаренду.

Проанализировав полученные от ООО «Гамма» ответы на вышеуказанные запросы Хакасское УФАС России обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в следующем.

Часть встроенного нежилого помещения 97Н, расположенного в г. Абакане по адресу: пр.Дружбы Народов, 33 находится у ООО «Гамма» в аренде по договору № 401 от 27 февраля 2010 г. Указанный договор аренды был заключен с ООО «Гамма» по результатам проведенного 24 февраля 2010 года КМЭ г. Абакана аукциона.

Из содержания договора аренды № 401 и дополнительного соглашения к данному договору от 31 марта 2010 года  следует, что ООО «Гамма» вправе с письменного согласия Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана передавать арендованное имущество в субаренду.

27 января 2010 года ООО «Гамма» обратилось в КМЭ г.Абакана с заявлением о согласовании передачи арендованных нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Абакан, ул.Дружбы Народов, 33, в субаренду путем проведения аукциона.

Письмом от 01.02.2010 № 809 КМЭ г.Абакана дал согласие на проведение открытого аукциона за право заключения договора субаренды в указанном выше помещении, находящемся у ООО «Гамма» по договору аренды № 401 от 27.02.2010 г. (согласие КМЭ г.Абакана дано ранее заключения договора аренды № 401).   

В указанном согласии КМЭ г.Абакана перечисляет условия, при соблюдении которых возможна передача арендованного муниципального имущества в субаренду, в том числе: 

- в течение пяти рабочих дней после проведения аукциона за право заключения договоров субаренды, подписанные сторонами договоры субаренды, в обязательном порядке представляются на согласование в Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана. Не представленные на согласование договоры субаренды считаются не согласованными Комитетом, а нахождение третьих лиц в помещении является незаконным.

 - КМЭ г. Абакана вправе отказаться от согласования договоров субаренды, в случае если аукцион проведен с нарушением порядка, установленного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. № 67, либо с нарушением вышеперечисленных условий, на которых дано согласие.

- организатор торгов обязан предоставить в Комитет текст информационного сообщения до размещения его на официальном сайте торгов.

Вышеперечисленные условия свидетельствуют о том, что КМЭ г.Абакана было информировано о предмете и условиях планируемого аукциона на право заключения договоров субаренды, в частности о делении нежилого помещения на отдельные лоты с учетом его назначения, определении начальной цены каждого лота.

Пунктом 2.2.13 договора аренды № 401 в обязанности арендатора включено письменное согласование с арендодателем условий каждого заключаемого договора субаренды. 

С учетом указанного согласования ООО «Гамма» приняло решение о передаче вышеуказанного арендованного муниципального имущества в субаренду.

16 июня 2010 года ООО «Гамма» разместило на сайте www.abakan.ru,  а также в газете «Абакан» (№ 24) извещение о проведении открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о цене за право заключения договора субаренды в нежилом помещении, расположенном по пр. Дружбы Народов 33-97Н в г.Абакане, согласно которому определена дата начала приема заявок: 16 июня 2010 г. с 09 часов, дата окончания приема заявок: 27 июля 2010 г. до 17 часов, дата определения участников аукциона: 02 августа 2010 г., дата проведения аукциона: 09 августа 2010 г.

Из документации по проведению открытого аукциона на право заключения договора субаренды в нежилом помещении, расположенном по улице Дружбы Народов 33-97Н в городе Абакане, разработанной ООО «Гамма» следует, что указанное нежилое помещение было разделено на  17 лотов, исходя из наименования товара:

  1. Для торговли рыбой торговой площадью 26,35 кв.м., вспомогательной площадью 7.7 кв.м, общая площадь 34.05 кв.м.
  2. Для торговли мясом кур торговой площадью 34,6 кв.м., вспомогательной площадью 11.7 кв.м, общей площадью 46.3 кв.м.
  3. Для торговли медом торговой площадью 6,45 кв.м. вспомогательной площадью 8 кв.м., общей площадью 14.45 кв.м.
  4. Для торговли бытовой химией общей площадью 50 кв.м.
  5. Для торговли конфетами, печеньем торговой площадью 13,3 кв.м.,  вспомогательной площадью 8,4 кв.м., общей площадью 21,7 кв.м.
  6. Для установки платежного терминала общей площадью 1.3 кв.м.
  7. Для торговли овощами, фруктами торговой площадью 9,35 кв.м., вспомогательной площадью 9,2 кв.м., общей площадью 18,55 кв.м.
  8. Для торговли нижним бельем общей площадью 20,8 кв.м.
  9. Для торговли аудио, видео продукцией торговой площадью 2,75 кв.м., вспомогательной площадью 2 кв.м., общей площадью 4,75 кв.м.
  10. Для торговли тканями торговой площадью 7,4 кв.м., вспомогательной площадью 5,43 кв.м., общей площадью 12,83 кв.м.
  11. Для торговли мясом торговой площадью 15,9 кв.м., вспомогательной площадью 10,3 кв.м., общей площадью 26,2 кв.м.
  12. Для торговли текстилем торговой площадью 13,2 кв.м., вспомогательной площадью 8,4 кв.м., общей площадью 21,6 кв.м.
  13. Для торговли продуктами общей площадью 226 кв.м.
  14. Для торговли журналами, газетами торговой площадью 2,46 кв.м., вспомогательной площадью 1,6 кв. м , общей площадью 4,06 кв.м.
  15. Для торговли кислородными коктейлями торговой площадью 1 кв.м., вспомогательной площадью 0,5 кв.м., общей площадью 1,5 кв.м.
  16. Для торговли салатами торговой площадью 9,8 кв.м., вспомогательной площадью 7,5 кв.м., общей площадью 17,3 кв.м.
  17. Для торговли пивом общей площадью 90 кв.м.

        На каждый лот на основании Отчета № С50-10 об оценке рыночной стоимости ежемесячной арендной платы части нежилых помещений, подготовленном ООО «Бизнес-Консалтинг» (далее – Отчет № С50-10) организатором торгов была определена начальная цена субарендной платы с учетом коммунальных услуг: Лот №1 - 18720 рублей (549,80 руб./кв.м.), Лот №2 - 31200 рублей (673,90 руб./кв.м.), Лот №3 - 21600 рублей (1494,80 руб./кв.м.), Лот №4 - 65000 рублей (1300 руб./кв.м.), Лот №5 - 43200 рублей (1990,80 руб./кв.м.), Лот №6 - 3150 рублей (2423,10 руб./кв.м.)

Лот №7 - 24960 рублей (1345,60 руб./кв.м.), Лот №8 - 21000 рублей (1009,60 руб./кв.м.), Лот №9 - 4320 рублей (909,50 руб./кв.м.), Лот №10 - 10500 рублей (818,40 руб./кв.м.), Лот №11 - 18720 рублей (714,50 руб./кв.м.), Лот №12 - 21000 рублей (972,30 руб./кв.м.), Лот №13 - 200000 рублей (885,0 руб./кв.м.), Лот №14 - 8640 рублей (2128,10 руб./кв.м.), Лот №15 - 3150 рублей (2100,0 руб./кв.м.), Лот №16 - 6000 рублей (346,90 руб./кв.м.), Лот №17 - 99750 рублей (1108,40 руб./кв.м.).

10 августа 2010 года по результатам вышеуказанного аукциона ООО «Гамма» заключило договоры субаренды с  ООО «Молпром» (субарендная плата 210 000 рублей в  месяц, 929,20 руб./кв.м.), индивидуальным предпринимателем Бобел Е.А. (субарендная плата 68 250 рублей в  месяц, 1365,0 руб./кв.м.),  ООО «Форт» (субарендная плата 9 072 рублей в месяц, 2234,50 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Семиренко В.П. (субарендная плата 10 500 рублей в месяц, 818,40 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Шафеевой И.Л. (субарендная плата 21 000 рублей в месяц, 972,30 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Ломакиной Н.А. (субарендная плата 22 680 рублей в месяц, 1569,60 руб./кв.м.),  ООО «Ривьера» (субарендная плата 6 000 рублей в месяц, 346,90 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Репиным О.П. (субарендная плата 26 208 рублей в месяц, 1412,80 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Жуковой Т.В. (субарендная плата 32 760 рублей в месяц, 707,60 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Вывденко А.В. (субарендная плата 19 656 рублей в месяц, 577,30 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Юрчиком И.П. (субарендная плата 19 656 рублей в месяц, 750,30 руб./кв.м.), 

индивидуальным предпринимателем Тужаковым И.В. (субарендная плата 3 150 рублей в месяц, 2423,10 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Сергеевым О.М. (субарендная плата 4 536 рублей в месяц, 954,90 руб./кв.м.),  

индивидуальным предпринимателем Юрковец А.В. (субарендная плата 99 750 рублей в месяц, 1108,40 руб./кв.м.).   

По лоту № 15, согласно протоколу №1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 02 августа 2010 г., аукцион признан несостоявшимся в связи с неподачей ни одной заявки.

Заключенные с вышеперечисленными хозсубъектами договоры субаренды, согласованы 30.08.2010 года Комитетом муниципальной экономики Администрации г. Абакана.

Все торговые площади, переданные ООО «Гамма» в субаренду находятся в одном нежилом помещении по адресу г. Абакан, пр.Др.Народов, 33-97Н и по техническим характеристикам не отличаются друг от друга (коммунальные услуги, состояние помещения (ремонт) и др.). При этом начальная цена 1 квадратного метра площади нежилого помещения, выставленного на аукцион, по всем лотам различная и варьируется от 346,90 руб./кв.м. (min) до 2423,10 руб./кв.м. (max).

ООО «Гамма», руководствуясь Отчетом № С50-10, приняла за основу установления размера субарендной платы категорию товаров, а не технические характеристики помещения, передаваемого в субаренду. Вместе с тем, арендная плата за указанное муниципальное имущество для ООО «Гамма» была установлена единым платежом без учета раздела указанной торговой площади на отделы (данные отделы существовали в указанном магазине до заключения с ООО «Гамма» договора аренды).  

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 39 Закон о защите конкуренции 24 ноября 2011 года в отношении Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана  и ООО «Гамма» возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель КМЭ г.Абакана не согласилась с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, пояснив следующее.

1. ООО «Гамма» как организатор торгов имело право самостоятельно определить начальную цену аукциона за право субаренды нежилых помещений.

2. Комитет не имеет установленных действующим законодательством полномочий, позволяющих ему каким-либо образом контролировать, давать указания по формированию цены договоров субаренды, либо запрещать совершение сделок по причине не согласия с ценой договоров.

Представитель ООО «Гамма» просит дело производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства исходя из следующего.

Пунктом 2.2.12. и 2.2.13 Договора № 401 от 27 февраля 2010 года установлена обязанность не передавать арендуемое помещение или его часть в пользование третьим лицам без предварительного письменного согласия Арендодателя.

При проведении аукциона на право заключения договоров субаренды в нежилом помещении по проспекту Дружбы народов, 33 в г. Абакане под торговлю ООО «Гамма» согласовала предмет аукциона с КМЭ г. Абакан, что подтверждается письмом № 809 от 26.01.2010.

Указанным письмом определены обязательные условия проведения аукциона, которые в полном объеме соблюдены ООО «Гамма».

  Полномочия КМЭ г. Абакана не входит осуществление контроля за определением ценовой политики и деятельностью ООО «Гамма».

Поскольку Правила проведения торгов не регулируют порядок определения начальной цены договора, она устанавливается организатором торгов самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в РФ.

Для определения начальной цены аукциона ООО «Гамма», руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, обратилось в ООО «Бизнес-Консалтинг».

В соответствие с отчетом № С 50-10 по состоянию на 05.03.2010 года была определена рыночная стоимость ежемесячной арендной платы части нежилых помещений. До настоящего времени указанный отчет ни кем не оспорен, в установленном законом порядке не признан недействительным.

Кроме того, представитель ООО «Гамма» считает, что  нормы пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» не распространяются на ООО «Гамма», поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на указанном рынке. С учетом изложенного представитель ООО «Гамма» считает, что в действиях ООО «Гамма» и КМЭ г. Абакана не имеется признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ли, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 11.1 Положения «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан» в новой редакции», утвержденным Решением Абаканского городского Совета депутатов от 14.04.2009 № 139 (ред. от 28.06.2011) нежилые помещения могут быть переданы арендаторами в субаренду при наличии письменного согласования Комитета. Согласование осуществляется путем визирования договоров субаренды Комитетом. Срок действия согласования устанавливается равным сроку действия договора субаренды, представленного на согласование.

Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено правовыми актами. К договорам субаренды применяются правила, установленные для договоров аренды.

Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения, в том числе, между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 указанного закона соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Вышеуказанное определение соглашения освобождает антимонопольный орган от необходимости доказывать, ограничение конкуренции (ограничение конкуренции таким соглашением является презумпцией).

Материалами дела подтверждается, что спорное нежилое помещение по адресу: г.Абакан, ул.Дружбы Народов, 33  по договору аренды № 401 от 27 февраля 2010 г. (с учетом дополнительного соглашения от 20 апреля 2010 года) передано ООО «Гамма» единым помещением по единой арендной плате в размере 290876,0 рублей в год (24 240,0 рублей в месяц без учета НДС).

Заключенные договоры на энергоснабжение, проведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий,  оказание охранных услуг и техническое обслуживание, управление многоквартирным домом также действуют в отношении вышеуказанного имущества в целом, без деления на отделы.

Общее техническое состояние данного помещения, согласно Отчету № С50-10 отвечает принятым нормам. Конструктивные  элементы: фундамент, стены, перегородки, оконные, дверные проемы находятся в удовлетворительном состоянии, инженерное оборудование требует текущего ремонта, наружная и внутренняя отделка соответствует требованиям офисного помещения.

На странице 25 Отчета № С50-10  перечислены факторы, влияющие на постоянные и переменные расходы по содержанию площадей в зданиях, включающие налоги (на имущество, целевой     сбор на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и др. цели -3%), платежи (плата за земельный участок, содержание ремонтно-строительного персонала, содержание охраны, содержание благоустроенной территории), амортизация имущества, затраты на подготовку помещений к аренде, коммунальные расходы (телефон, отопление, водопровод, канализация, электроэнергия). Перечисленные факторы касаются всего помещения, следовательно, в равной мере присущи любому отделу, находящемуся в данном помещении. Вместе с тем, на странице 44 вышеназванного Отчета рыночная стоимость арендной платы в руб./мес. дифференцирована в зависимости от категории товаров (рыба, мясо кур, мед, бытхим, конфеты, печенье, стойка МТС, овощи, фрукты, стойка Мегафон, пиво, ткани, мясо, текстиль, продукты, журналы, газеты, платежные терминалы, стойка Билайн, салаты, банкоматы).

ООО «Гамма», поясняя о причинах установления разных цен по лотам, руководствуется исключительно выводами Отчета № С50-10. Проанализировав указанный Отчет, Комиссия Хакасского УФАС России не нашла в нем обоснования целесообразности деления спорного помещения на лоты исходя из категории (наименования) товара, реализуемого в конкретном отделе, в связи с чем пришла к выводу об отсутствии экономических, технологических и иных оснований для установления различных цен на один и тот же товар.

Товар, исходя из определения в пункте 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В данном случае товаром является нежилое помещение, передаваемое в субаренду. Следовательно, при расчете размера платы за указанный товар необходимо учитывать технические характеристики помещения, а не категорию (наименование) товаров, реализуемых в отделе (пиво, фрукты, платежный терминал, и т.д.).     

Установление экономически, технологически и иным образом не обоснованной различной субарендной платы за площади в магазине приводит к  ограничению конкуренции на рынке субаренды муниципального имущества.  

КМЭ г. Абакана согласовал договоры субаренды от 30.08.2010 г. на указанных в них условиях, тем самым действовал в интересах ООО «Гамма», создав указанному лицу благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности без учета интересов иных хозяйствующих субъектов, имеющих возможность получить доступ к указанному муниципальному имуществу лишь путем оформления субарендных отношений. При этом был нарушен принцип равнодоступности к муниципальному ресурсу при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной реализации товаров.

Поскольку вышеуказанные договоры субаренды были заключены по результатам аукциона, признание факта установления различных цен на один и тот же товар незаконным ставит под сомнение законность данного аукциона. При этом в силу возложенных на антимонопольные органы полномочий Хакасское УФАС России вправе оспорить незаконные торги в суде исходя из следующего.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Под существенными понимаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Изменение размера арендной платы в данном случае является изменением существенного условия договора, согласованного в момент заключения договора субаренды на торгах (часть 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с указанной нормой  Гражданского кодекса РФ и подпунктом 16 пункта 40 (114) Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 не допускается изменение условий договора, заключенного на торгах, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Комитет муниципальной экономики Администрации г.Абакана и общество с ограниченной ответственностью «Гамма» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Обратиться в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о  признании открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о цене за право заключения договора субаренды в нежилом помещении, расположенном по пр. Дружбы Народов 33-97Н в г.Абакане недействительным.

 

Председатель Комиссии

              

П.А.Шалимов

 

 

 

Члены Комиссии:

 

И.И.Жукова

 

 

 

 

 

Н.В.Лесниченко

 

 

 

 

 

Е.С.Северина

   

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 62-А-11

г. Абакан

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2012 г.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии:              Жукова И.И. - ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;

                                          Лесниченко Н.В. – специалист-эксперт отдела АЗР;

                                          Северина Е.С.- старший специалист 3-го разряда отдела АЗР;

рассмотрев дело № 62-А-11 по признакам нарушения Комитетом муниципальной экономики Администрации г. Абакана (далее - КМЭ г.Абакана) и обществом с ограниченной ответственностью «Гамма» (далее – ООО «Гамма») статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

- представителя ООО «Гамма» Любимовой Л.В. (доверенность от 06 марта 2012 г. № б/н),

- представителя КМЭ г.Абакана Приходько О.Ф. (доверенность № 140 от 24.01.2012 года),

 

УСТАНОВИЛА:

 

  Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова, данного на заседании рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 22 июля 2010 года, Хакасским УФАС России 18 октября (исх.№ 04-3731) и 02 ноября 2011 года (исх.№ 04-4003) в адрес ООО «Гамма» были направлены запросы о представлении информации, касающейся условий предоставления торговых площадей в торговой сети в субаренду.

Проанализировав полученные от ООО «Гамма» ответы на вышеуказанные запросы Хакасское УФАС России обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в следующем.

Часть встроенного нежилого помещения 97Н, расположенного в г. Абакане по адресу: пр.Дружбы Народов, 33 находится у ООО «Гамма» в аренде по договору № 401 от 27 февраля 2010 г. Указанный договор аренды был заключен с ООО «Гамма» по результатам проведенного 24 февраля 2010 года КМЭ г. Абакана аукциона.

Из содержания договора аренды № 401 и дополнительного соглашения к данному договору от 31 марта 2010 года  следует, что ООО «Гамма» вправе с письменного согласия Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана передавать арендованное имущество в субаренду.

27 января 2010 года ООО «Гамма» обратилось в КМЭ г.Абакана с заявлением о согласовании передачи арендованных нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Абакан, ул.Дружбы Народов, 33, в субаренду путем проведения аукциона.

Письмом от 01.02.2010 № 809 КМЭ г.Абакана дал согласие на проведение открытого аукциона за право заключения договора субаренды в указанном выше помещении, находящемся у ООО «Гамма» по договору аренды № 401 от 27.02.2010 г. (согласие КМЭ г.Абакана дано ранее заключения договора аренды № 401).   

В указанном согласии КМЭ г.Абакана перечисляет условия, при соблюдении которых возможна передача арендованного муниципального имущества в субаренду, в том числе: 

- в течение пяти рабочих дней после проведения аукциона за право заключения договоров субаренды, подписанные сторонами договоры субаренды, в обязательном порядке представляются на согласование в Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана. Не представленные на согласование договоры субаренды считаются не согласованными Комитетом, а нахождение третьих лиц в помещении является незаконным.

 - КМЭ г. Абакана вправе отказаться от согласования договоров субаренды, в случае если аукцион проведен с нарушением порядка, установленного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. № 67, либо с нарушением вышеперечисленных условий, на которых дано согласие.

- организатор торгов обязан предоставить в Комитет текст информационного сообщения до размещения его на официальном сайте торгов.

Вышеперечисленные условия свидетельствуют о том, что КМЭ г.Абакана было информировано о предмете и условиях планируемого аукциона на право заключения договоров субаренды, в частности о делении нежилого помещения на отдельные лоты с учетом его назначения, определении начальной цены каждого лота.

Пунктом 2.2.13 договора аренды № 401 в обязанности арендатора включено письменное согласование с арендодателем условий каждого заключаемого договора субаренды. 

С учетом указанного согласования ООО «Гамма» приняло решение о передаче вышеуказанного арендованного муниципального имущества в субаренду.

16 июня 2010 года ООО «Гамма» разместило на сайте www.abakan.ru,  а также в газете «Абакан» (№ 24) извещение о проведении открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о цене за право заключения договора субаренды в нежилом помещении, расположенном по пр. Дружбы Народов 33-97Н в г.Абакане, согласно которому определена дата начала приема заявок: 16 июня 2010 г. с 09 часов, дата окончания приема заявок: 27 июля 2010 г. до 17 часов, дата определения участников аукциона: 02 августа 2010 г., дата проведения аукциона: 09 августа 2010 г.

Из документации по проведению открытого аукциона на право заключения договора субаренды в нежилом помещении, расположенном по улице Дружбы Народов 33-97Н в городе Абакане, разработанной ООО «Гамма» следует, что указанное нежилое помещение было разделено на  17 лотов, исходя из наименования товара:

  1. Для торговли рыбой торговой площадью 26,35 кв.м., вспомогательной площадью 7.7 кв.м, общая площадь 34.05 кв.м.
  2. Для торговли мясом кур торговой площадью 34,6 кв.м., вспомогательной площадью 11.7 кв.м, общей площадью 46.3 кв.м.
  3. Для торговли медом торговой площадью 6,45 кв.м. вспомогательной площадью 8 кв.м., общей площадью 14.45 кв.м.
  4. Для торговли бытовой химией общей площадью 50 кв.м.
  5. Для торговли конфетами, печеньем торговой площадью 13,3 кв.м.,  вспомогательной площадью 8,4 кв.м., общей площадью 21,7 кв.м.
  6. Для установки платежного терминала общей площадью 1.3 кв.м.
  7. Для торговли овощами, фруктами торговой площадью 9,35 кв.м., вспомогательной площадью 9,2 кв.м., общей площадью 18,55 кв.м.
  8. Для торговли нижним бельем общей площадью 20,8 кв.м.
  9. Для торговли аудио, видео продукцией торговой площадью 2,75 кв.м., вспомогательной площадью 2 кв.м., общей площадью 4,75 кв.м.
  10. Для торговли тканями торговой площадью 7,4 кв.м., вспомогательной площадью 5,43 кв.м., общей площадью 12,83 кв.м.
  11. Для торговли мясом торговой площадью 15,9 кв.м., вспомогательной площадью 10,3 кв.м., общей площадью 26,2 кв.м.
  12. Для торговли текстилем торговой площадью 13,2 кв.м., вспомогательной площадью 8,4 кв.м., общей площадью 21,6 кв.м.
  13. Для торговли продуктами общей площадью 226 кв.м.
  14. Для торговли журналами, газетами торговой площадью 2,46 кв.м., вспомогательной площадью 1,6 кв. м , общей площадью 4,06 кв.м.
  15. Для торговли кислородными коктейлями торговой площадью 1 кв.м., вспомогательной площадью 0,5 кв.м., общей площадью 1,5 кв.м.
  16. Для торговли салатами торговой площадью 9,8 кв.м., вспомогательной площадью 7,5 кв.м., общей площадью 17,3 кв.м.
  17. Для торговли пивом общей площадью 90 кв.м.

        На каждый лот на основании Отчета № С50-10 об оценке рыночной стоимости ежемесячной арендной платы части нежилых помещений, подготовленном ООО «Бизнес-Консалтинг» (далее – Отчет № С50-10) организатором торгов была определена начальная цена субарендной платы с учетом коммунальных услуг: Лот №1 - 18720 рублей (549,80 руб./кв.м.), Лот №2 - 31200 рублей (673,90 руб./кв.м.), Лот №3 - 21600 рублей (1494,80 руб./кв.м.), Лот №4 - 65000 рублей (1300 руб./кв.м.), Лот №5 - 43200 рублей (1990,80 руб./кв.м.), Лот №6 - 3150 рублей (2423,10 руб./кв.м.)

Лот №7 - 24960 рублей (1345,60 руб./кв.м.), Лот №8 - 21000 рублей (1009,60 руб./кв.м.), Лот №9 - 4320 рублей (909,50 руб./кв.м.), Лот №10 - 10500 рублей (818,40 руб./кв.м.), Лот №11 - 18720 рублей (714,50 руб./кв.м.), Лот №12 - 21000 рублей (972,30 руб./кв.м.), Лот №13 - 200000 рублей (885,0 руб./кв.м.), Лот №14 - 8640 рублей (2128,10 руб./кв.м.), Лот №15 - 3150 рублей (2100,0 руб./кв.м.), Лот №16 - 6000 рублей (346,90 руб./кв.м.), Лот №17 - 99750 рублей (1108,40 руб./кв.м.).

10 августа 2010 года по результатам вышеуказанного аукциона ООО «Гамма» заключило договоры субаренды с  ООО «Молпром» (субарендная плата 210 000 рублей в  месяц, 929,20 руб./кв.м.), индивидуальным предпринимателем Бобел Е.А. (субарендная плата 68 250 рублей в  месяц, 1365,0 руб./кв.м.),  ООО «Форт» (субарендная плата 9 072 рублей в месяц, 2234,50 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Семиренко В.П. (субарендная плата 10 500 рублей в месяц, 818,40 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Шафеевой И.Л. (субарендная плата 21 000 рублей в месяц, 972,30 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Ломакиной Н.А. (субарендная плата 22 680 рублей в месяц, 1569,60 руб./кв.м.),  ООО «Ривьера» (субарендная плата 6 000 рублей в месяц, 346,90 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Репиным О.П. (субарендная плата 26 208 рублей в месяц, 1412,80 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Жуковой Т.В. (субарендная плата 32 760 рублей в месяц, 707,60 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Вывденко А.В. (субарендная плата 19 656 рублей в месяц, 577,30 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Юрчиком И.П. (субарендная плата 19 656 рублей в месяц, 750,30 руб./кв.м.), 

индивидуальным предпринимателем Тужаковым И.В. (субарендная плата 3 150 рублей в месяц, 2423,10 руб./кв.м.),  индивидуальным предпринимателем Сергеевым О.М. (субарендная плата 4 536 рублей в месяц, 954,90 руб./кв.м.),  

индивидуальным предпринимателем Юрковец А.В. (субарендная плата 99 750 рублей в месяц, 1108,40 руб./кв.м.).   

По лоту № 15, согласно протоколу №1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 02 августа 2010 г., аукцион признан несостоявшимся в связи с неподачей ни одной заявки.

Заключенные с вышеперечисленными хозсубъектами договоры субаренды, согласованы 30.08.2010 года Комитетом муниципальной экономики Администрации г. Абакана.

Все торговые площади, переданные ООО «Гамма» в субаренду находятся в одном нежилом помещении по адресу г. Абакан, пр.Др.Народов, 33-97Н и по техническим характеристикам не отличаются друг от друга (коммунальные услуги, состояние помещения (ремонт) и др.). При этом начальная цена 1 квадратного метра площади нежилого помещения, выставленного на аукцион, по всем лотам различная и варьируется от 346,90 руб./кв.м. (min) до 2423,10 руб./кв.м. (max).

ООО «Гамма», руководствуясь Отчетом № С50-10, приняла за основу установления размера субарендной платы категорию товаров, а не технические характеристики помещения, передаваемого в субаренду. Вместе с тем, арендная плата за указанное муниципальное имущество для ООО «Гамма» была установлена единым платежом без учета раздела указанной торговой площади на отделы (данные отделы существовали в указанном магазине до заключения с ООО «Гамма» договора аренды).  

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 39 Закон о защите конкуренции 24 ноября 2011 года в отношении Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана  и ООО «Гамма» возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель КМЭ г.Абакана не согласилась с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, пояснив следующее.

1. ООО «Гамма» как организатор торгов имело право самостоятельно определить начальную цену аукциона за право субаренды нежилых помещений.

2. Комитет не имеет установленных действующим законодательством полномочий, позволяющих ему каким-либо образом контролировать, давать указания по формированию цены договоров субаренды, либо запрещать совершение сделок по причине не согласия с ценой договоров.

Представитель ООО «Гамма» просит дело производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства исходя из следующего.

Пунктом 2.2.12. и 2.2.13 Договора № 401 от 27 февраля 2010 года установлена обязанность не передавать арендуемое помещение или его часть в пользование третьим лицам без предварительного письменного согласия Арендодателя.

При проведении аукциона на право заключения договоров субаренды в нежилом помещении по проспекту Дружбы народов, 33 в г. Абакане под торговлю ООО «Гамма» согласовала предмет аукциона с КМЭ г. Абакан, что подтверждается письмом № 809 от 26.01.2010.

Указанным письмом определены обязательные условия проведения аукциона, которые в полном объеме соблюдены ООО «Гамма».

  Полномочия КМЭ г. Абакана не входит осуществление контроля за определением ценовой политики и деятельностью ООО «Гамма».

Поскольку Правила проведения торгов не регулируют порядок определения начальной цены договора, она устанавливается организатором торгов самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в РФ.

Для определения начальной цены аукциона ООО «Гамма», руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, обратилось в ООО «Бизнес-Консалтинг».

В соответствие с отчетом № С 50-10 по состоянию на 05.03.2010 года была определена рыночная стоимость ежемесячной арендной платы части нежилых помещений. До настоящего времени указанный отчет ни кем не оспорен, в установленном законом порядке не признан недействительным.

Кроме того, представитель ООО «Гамма» считает, что  нормы пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» не распространяются на ООО «Гамма», поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на указанном рынке. С учетом изложенного представитель ООО «Гамма» считает, что в действиях ООО «Гамма» и КМЭ г. Абакана не имеется признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ли, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 11.1 Положения «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан» в новой редакции», утвержденным Решением Абаканского городского Совета депутатов от 14.04.2009 № 139 (ред. от 28.06.2011) нежилые помещения могут быть переданы арендаторами в субаренду при наличии письменного согласования Комитета. Согласование осуществляется путем визирования договоров субаренды Комитетом. Срок действия согласования устанавливается равным сроку действия договора субаренды, представленного на согласование.

Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено правовыми актами. К договорам субаренды применяются правила, установленные для договоров аренды.

Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения, в том числе, между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 указанного закона соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Вышеуказанное определение соглашения освобождает антимонопольный орган от необходимости доказывать, ограничение конкуренции (ограничение конкуренции таким соглашением является презумпцией).

Материалами дела подтверждается, что спорное нежилое помещение по адресу: г.Абакан, ул.Дружбы Народов, 33  по договору аренды № 401 от 27 февраля 2010 г. (с учетом дополнительного соглашения от 20 апреля 2010 года) передано ООО «Гамма» единым помещением по единой арендной плате в размере 290876,0 рублей в год (24 240,0 рублей в месяц без учета НДС).

Заключенные договоры на энергоснабжение, проведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий,  оказание охранных услуг и техническое обслуживание, управление многоквартирным домом также действуют в отношении вышеуказанного имущества в целом, без деления на отделы.

Общее техническое состояние данного помещения, согласно Отчету № С50-10 отвечает принятым нормам. Конструктивные  элементы: фундамент, стены, перегородки, оконные, дверные проемы находятся в удовлетворительном состоянии, инженерное оборудование требует текущего ремонта, наружная и внутренняя отделка соответствует требованиям офисного помещения.

На странице 25 Отчета № С50-10  перечислены факторы, влияющие на постоянные и переменные расходы по содержанию площадей в зданиях, включающие налоги (на имущество, целевой     сбор на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и др. цели -3%), платежи (плата за земельный участок, содержание ремонтно-строительного персонала, содержание охраны, содержание благоустроенной территории), амортизация имущества, затраты на подготовку помещений к аренде, коммунальные расходы (телефон, отопление, водопровод, канализация, электроэнергия). Перечисленные факторы касаются всего помещения, следовательно, в равной мере присущи любому отделу, находящемуся в данном помещении. Вместе с тем, на странице 44 вышеназванного Отчета рыночная стоимость арендной платы в руб./мес. дифференцирована в зависимости от категории товаров (рыба, мясо кур, мед, бытхим, конфеты, печенье, стойка МТС, овощи, фрукты, стойка Мегафон, пиво, ткани, мясо, текстиль, продукты, журналы, газеты, платежные терминалы, стойка Билайн, салаты, банкоматы).

ООО «Гамма», поясняя о причинах установления разных цен по лотам, руководствуется исключительно выводами Отчета № С50-10. Проанализировав указанный Отчет, Комиссия Хакасского УФАС России не нашла в нем обоснования целесообразности деления спорного помещения на лоты исходя из категории (наименования) товара, реализуемого в конкретном отделе, в связи с чем пришла к выводу об отсутствии экономических, технологических и иных оснований для установления различных цен на один и тот же товар.

Товар, исходя из определения в пункте 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В данном случае товаром является нежилое помещение, передаваемое в субаренду. Следовательно, при расчете размера платы за указанный товар необходимо учитывать технические характеристики помещения, а не категорию (наименование) товаров, реализуемых в отделе (пиво, фрукты, платежный терминал, и т.д.).     

Установление экономически, технологически и иным образом не обоснованной различной субарендной платы за площади в магазине приводит к  ограничению конкуренции на рынке субаренды муниципального имущества.  

КМЭ г. Абакана согласовал договоры субаренды от 30.08.2010 г. на указанных в них условиях, тем самым действовал в интересах ООО «Гамма», создав указанному лицу благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности без учета интересов иных хозяйствующих субъектов, имеющих возможность получить доступ к указанному муниципальному имуществу лишь путем оформления субарендных отношений. При этом был нарушен принцип равнодоступности к муниципальному ресурсу при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной реализации товаров.

Поскольку вышеуказанные договоры субаренды были заключены по результатам аукциона, признание факта установления различных цен на один и тот же товар незаконным ставит под сомнение законность данного аукциона. При этом в силу возложенных на антимонопольные органы полномочий Хакасское УФАС России вправе оспорить незаконные торги в суде исходя из следующего.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Под существенными понимаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Изменение размера арендной платы в данном случае является изменением существенного условия договора, согласованного в момент заключения договора субаренды на торгах (часть 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с указанной нормой  Гражданского кодекса РФ и подпунктом 16 пункта 40 (114) Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 не допускается изменение условий договора, заключенного на торгах, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Комитет муниципальной экономики Администрации г.Абакана и общество с ограниченной ответственностью «Гамма» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Обратиться в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о  признании открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о цене за право заключения договора субаренды в нежилом помещении, расположенном по пр. Дружбы Народов 33-97Н в г.Абакане недействительным.

 

Председатель Комиссии

              

П.А.Шалимов

 

 

 

Члены Комиссии:

 

И.И.Жукова

 

 

 

 

 

Н.В.Лесниченко

 

 

 

 

 

Е.С.Северина

   

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 62-А-11 [format] => [safe_value] => № 62-А-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 55 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 55 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-26 08:58:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-05 08:58:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1343293269 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )