РЕШЕНИЕ по делу № 3-А-12

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №3-А-12
Дата публикации: 31 июля 2012, 15:28

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-А-12

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 20.03.2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 30.03.2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

Шалимов П.А. - заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Андрюшкова И.А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

 

Жукова И.И. - ведущий специалист эксперт отдела АЗР;

 

Северина Е.С. - старший специалист 3 разряда отдела АЗР,

 

         рассмотрев дело № 3-А-12, по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Орджоникидзевский район (ул. Кирова 16, п. Копьево, Орджоникидзевский район,  Республика Хакасия, 655250) части 1   статьи 15  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции»),

с участием:

  • представителя Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район) «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         По заданию Федеральной антимонопольной службы России Хакасское УФАС России, начиная с 1 октября 2005 года и по настоящее время, проводятся проверки муниципальных  образований – городов и районов Республики Хакасия в целях осуществления контроля за порядком предоставления  земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности.

          В результате проведенной по заданию Федеральной антимонопольной службы вышеуказанной проверки (камеральная проверка) Хакасским УФАС России выявлено, что Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район Постановлением № 734 от 08.11.2011 года предоставило в аренду сроком на 11 месяцев «…» земельные участки для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки по следующим адресам: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/1, ул.Мелиораторов 29/2, ул.Мелиораторов 31/1, ул.Мелиораторов 31/2,  ул.Мелиораторов 33/1, ул.Мелиораторов 33/2.

         20 февраля 2012 года  Хакасским УФАС России возбуждено дело № 3-А-12 в отношении Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район по признакам нарушения части 1  статьи 15  Закона о защите конкуренции».

         На заседание комиссии от Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район поступили пояснения, из которых следует, что в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (аукционов, конкурсов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В связи с поступлением только одной заявки, что подтверждается протоколом от 08.11.2011 года № 28, земельные участки и были выделены единственному заявителю. Данные земельные участки были выделены и предоставлены «…» для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки, фактически это двухквартирные жилые дома. Земельные участки, предоставленные под квартиры в соответствии с Земельным кодексом не могут быть предоставлены в собственность. В соответствии с Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам оформления прав на некоторые  объекты недвижимости от 16.04.2010 г., повесткой заседания которого являлся вопрос: «Об особенностях оформления документов на двухквартирные жилые дома и регистрации прав на такие объекты», было принято решение о названии двухквартирного жилого дома как «жилой блок в жилом доме блокированной застройки». Из письма Министерства экономического развития от 17.10.2011 года № ог-д23-1694 «О статусе жилого дома блокированной застройки» следует, что неоднозначность и нечеткость формулировок, содержащихся в понятиях «квартира», «жилые дома блокированной застройки», «многоквартирные дома» требуют внесения изменений в действующее законодательство в части ведения четких и отличительных признаков. Соответственно, для каждого из названных объектов недвижимости необходимо установить физические, явные отличительные признаки, такие как: количество этажей, размер площади, количество выходов, наличие помещений и территорий общего пользования.

По заявлению, поступившему в Администрацию Орджоникидзевского района от «…» о выделение вышеуказанных земельных участков, была проведена следующая работа:

  1. Рассмотрение заявления на комиссии и решение об опубликовании в

СМИ.

  1. Опубликование сообщения о выделении земельных участков в газете «Орджоникидзевский рабочий» № 18 от 06.05.2011 года.
  2. Протокол рассмотрения заявок на выделение земельных участков № 14  от 07.06.2011г.
  3. Акты выбора и обследования земельных участков предварительного размещения объектов.
  4. Заявителем проведена процедура межевания земельных участков.
  5. Осуществлена постановка земельных участков на кадастровый учет.
  6. Рассмотрение заявления о предоставлении земельных участков в аренду (Постановление Администрации Орджоникидзевского района № 734 от 08.11.2011 г.).
  7. Заключение Договоров о предоставлении земельных участков в аренду физическому лицу №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137.

В настоящее время Соглашениями о расторжении договоров о предоставлении земельных участков в аренду физическому лицу от 01.03.2012 года между Администрацией и «…» договора аренды №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137 расторгнуты. Вышеуказанные копии соглашений в материалы антимонопольного дела представлены.

 

Заслушав пояснения лица, участвующего в деле, комиссия установила следующее.

Согласно Протокола Управления муниципальным имуществом Администрации Орджоникидзеский район от 07.06.2011 г. № 14 рассмотрения заявок на предоставление земельных участков, в газете «Орджоникидзевский рабочий» от 06.05.2011 № 18 было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на предоставлении в аренду земельных участков, категория земель – земли населенных пунктов, для строительства жилых блоков в жилых домах  блокированной застройки, расположенных в п. Копьево Орджоникидзевского района.

За период, указанный в сообщении, на все указанные  в информационном сообщении  земельные участки поступило одно заявление от «…»

Постановлением от 08.11.2011 г. № 734 Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район предоставило в аренду сроком на 11 месяцев «…»  земельные участки  для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки по следующим адресам:

  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/1, площадью 1101 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/2, площадью 1088 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 31/1, площадью 1266 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 31/2, площадью 1178 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 33/1, площадью 1318 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 33/2, площадью 1351 кв.м.

         На основании вышеуказанного постановления Администрации от 08.11.2011 № 734 Управлением муниципального имущества Администрации Орджоникидзевского района с «…» были заключены договора аренды земельных участков от №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137 от 21.11.2011 г. Соглашениями б/н  от 01.03.2012 вышеуказанные договоры были расторгнуты по соглашению сторон. Земельные участки, расположенные по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/1, ул.Мелиораторов 29/2, ул.Мелиораторов 31/1, ул.Мелиораторов 31/2,  ул.Мелиораторов 33/1, ул.Мелиораторов 33/2 переданы арендодателю, что подтверждается актами приема-передачи земельного участка от 01 марта 2012.

 

        Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

При передаче «…» вышеуказанных земельных участков в аренду  Администрацией применена процедура части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства  может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (информационное сообщение, опубликованное 06.05.2011 года в газете «Орджоникидзвский рабочий» № 4 (18).

         Однако, согласно Постановления № 734 от 08.11.2011 г. Администрация предоставила земельные участки не для индивидуального жилищного строительства, а для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки, в частности для строительства многоквартирных домов.

         Понятие многоквартирного дома ЖК РФ не определено. В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Согласно части 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Вместе с тем жилой дом подпадает под предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации понятие "жилые дома блокированной застройки", под которыми понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

         В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Названной нормой права изменен порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство, так как в отличие от положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для указанных целей предоставляются теперь в собственность или в аренду исключительно на аукционе. Статья 30.1 Земельного кодекса вступила в законную силу с 01.10.2005 (статья 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

На основании вышеизложенного, действия Администрации Орджоникидзевский район по выделению земельных участков для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки не соответствует требованиям части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельные участки для жилищного строительства с 1 октября 2005 года должны предоставляться посредством аукциона.

Исходя из смысла пункта 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции органом местного самоуправления запрещается совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства предусмотрен статьей 38.1 Земельного кодекса российской Федерации.

         Согласно части 9 данной статьи извещение о проведении аукциона должно размещаться на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.  Официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов определен  постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 г. (в редакции от 03.08.2011 N 650), в частности: www.torgi.gov.ru.

         Администрация, применив часть 3 вместо части 2 статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении «…» земельных участков разместила информационное сообщение только в газете «Орджоникидзвский рабочий» № 4 (18) (опубликовано 06.05.2011 года).

В связи с тем, что информация опубликованная в извещении предназначена для неопределенного круга лиц, отсутствие размещения организатором конкурса данного информационного сообщения на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» о проведении аукциона является ограничением доступа хозяйствующим субъектам на участие в торгах на первоначальном этапе, а в частности хозяйствующим субъектам осуществляющим деятельность и зарегистрированным не на территории  Орджоникидзевский район.

         Передав земельные участки «…» без проведения торгов, Администрация тем самым необоснованно препятствует осуществлению деятельности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке строительства, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на этом рынке.

         До вынесения решения по существу Соглашениями б/н  от 01.03.2012 Администрацией муниципального образования Орджонкидзевский район расторгнуты договора аренды земельных участков от 21.11.2011 №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137  заключенные с «…»

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию муниципального образования Орджоникидзевский район нарушившей  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать предписание об отмене  Постановления Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район от 08.11.2011 г. № 734  «О предоставлении земельных участков в аренду сроком на 11 месяцев «…» для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки».

 

Председатель Комиссии

              

П.А. Шалимов

 

 

 

Члены Комиссии:

 

И.А. Андрюшкова

 

 

 

 

 

И.И. Жукова

 

 

 

 

 

Е.С. Северина

   

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в арбитражном суде.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8542 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 3-А-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8542 [type] => solution [language] => ru [created] => 1343719814 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-А-12

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 20.03.2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 30.03.2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

Шалимов П.А. - заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Андрюшкова И.А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

 

Жукова И.И. - ведущий специалист эксперт отдела АЗР;

 

Северина Е.С. - старший специалист 3 разряда отдела АЗР,

 

         рассмотрев дело № 3-А-12, по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Орджоникидзевский район (ул. Кирова 16, п. Копьево, Орджоникидзевский район,  Республика Хакасия, 655250) части 1   статьи 15  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции»),

с участием:

  • представителя Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район) «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         По заданию Федеральной антимонопольной службы России Хакасское УФАС России, начиная с 1 октября 2005 года и по настоящее время, проводятся проверки муниципальных  образований – городов и районов Республики Хакасия в целях осуществления контроля за порядком предоставления  земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности.

          В результате проведенной по заданию Федеральной антимонопольной службы вышеуказанной проверки (камеральная проверка) Хакасским УФАС России выявлено, что Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район Постановлением № 734 от 08.11.2011 года предоставило в аренду сроком на 11 месяцев «…» земельные участки для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки по следующим адресам: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/1, ул.Мелиораторов 29/2, ул.Мелиораторов 31/1, ул.Мелиораторов 31/2,  ул.Мелиораторов 33/1, ул.Мелиораторов 33/2.

         20 февраля 2012 года  Хакасским УФАС России возбуждено дело № 3-А-12 в отношении Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район по признакам нарушения части 1  статьи 15  Закона о защите конкуренции».

         На заседание комиссии от Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район поступили пояснения, из которых следует, что в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (аукционов, конкурсов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В связи с поступлением только одной заявки, что подтверждается протоколом от 08.11.2011 года № 28, земельные участки и были выделены единственному заявителю. Данные земельные участки были выделены и предоставлены «…» для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки, фактически это двухквартирные жилые дома. Земельные участки, предоставленные под квартиры в соответствии с Земельным кодексом не могут быть предоставлены в собственность. В соответствии с Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам оформления прав на некоторые  объекты недвижимости от 16.04.2010 г., повесткой заседания которого являлся вопрос: «Об особенностях оформления документов на двухквартирные жилые дома и регистрации прав на такие объекты», было принято решение о названии двухквартирного жилого дома как «жилой блок в жилом доме блокированной застройки». Из письма Министерства экономического развития от 17.10.2011 года № ог-д23-1694 «О статусе жилого дома блокированной застройки» следует, что неоднозначность и нечеткость формулировок, содержащихся в понятиях «квартира», «жилые дома блокированной застройки», «многоквартирные дома» требуют внесения изменений в действующее законодательство в части ведения четких и отличительных признаков. Соответственно, для каждого из названных объектов недвижимости необходимо установить физические, явные отличительные признаки, такие как: количество этажей, размер площади, количество выходов, наличие помещений и территорий общего пользования.

По заявлению, поступившему в Администрацию Орджоникидзевского района от «…» о выделение вышеуказанных земельных участков, была проведена следующая работа:

  1. Рассмотрение заявления на комиссии и решение об опубликовании в

СМИ.

  1. Опубликование сообщения о выделении земельных участков в газете «Орджоникидзевский рабочий» № 18 от 06.05.2011 года.
  2. Протокол рассмотрения заявок на выделение земельных участков № 14  от 07.06.2011г.
  3. Акты выбора и обследования земельных участков предварительного размещения объектов.
  4. Заявителем проведена процедура межевания земельных участков.
  5. Осуществлена постановка земельных участков на кадастровый учет.
  6. Рассмотрение заявления о предоставлении земельных участков в аренду (Постановление Администрации Орджоникидзевского района № 734 от 08.11.2011 г.).
  7. Заключение Договоров о предоставлении земельных участков в аренду физическому лицу №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137.

В настоящее время Соглашениями о расторжении договоров о предоставлении земельных участков в аренду физическому лицу от 01.03.2012 года между Администрацией и «…» договора аренды №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137 расторгнуты. Вышеуказанные копии соглашений в материалы антимонопольного дела представлены.

 

Заслушав пояснения лица, участвующего в деле, комиссия установила следующее.

Согласно Протокола Управления муниципальным имуществом Администрации Орджоникидзеский район от 07.06.2011 г. № 14 рассмотрения заявок на предоставление земельных участков, в газете «Орджоникидзевский рабочий» от 06.05.2011 № 18 было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на предоставлении в аренду земельных участков, категория земель – земли населенных пунктов, для строительства жилых блоков в жилых домах  блокированной застройки, расположенных в п. Копьево Орджоникидзевского района.

За период, указанный в сообщении, на все указанные  в информационном сообщении  земельные участки поступило одно заявление от «…»

Постановлением от 08.11.2011 г. № 734 Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район предоставило в аренду сроком на 11 месяцев «…»  земельные участки  для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки по следующим адресам:

  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/1, площадью 1101 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/2, площадью 1088 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 31/1, площадью 1266 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 31/2, площадью 1178 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 33/1, площадью 1318 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 33/2, площадью 1351 кв.м.

         На основании вышеуказанного постановления Администрации от 08.11.2011 № 734 Управлением муниципального имущества Администрации Орджоникидзевского района с «…» были заключены договора аренды земельных участков от №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137 от 21.11.2011 г. Соглашениями б/н  от 01.03.2012 вышеуказанные договоры были расторгнуты по соглашению сторон. Земельные участки, расположенные по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/1, ул.Мелиораторов 29/2, ул.Мелиораторов 31/1, ул.Мелиораторов 31/2,  ул.Мелиораторов 33/1, ул.Мелиораторов 33/2 переданы арендодателю, что подтверждается актами приема-передачи земельного участка от 01 марта 2012.

 

        Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

При передаче «…» вышеуказанных земельных участков в аренду  Администрацией применена процедура части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства  может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (информационное сообщение, опубликованное 06.05.2011 года в газете «Орджоникидзвский рабочий» № 4 (18).

         Однако, согласно Постановления № 734 от 08.11.2011 г. Администрация предоставила земельные участки не для индивидуального жилищного строительства, а для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки, в частности для строительства многоквартирных домов.

         Понятие многоквартирного дома ЖК РФ не определено. В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Согласно части 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Вместе с тем жилой дом подпадает под предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации понятие "жилые дома блокированной застройки", под которыми понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

         В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Названной нормой права изменен порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство, так как в отличие от положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для указанных целей предоставляются теперь в собственность или в аренду исключительно на аукционе. Статья 30.1 Земельного кодекса вступила в законную силу с 01.10.2005 (статья 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

На основании вышеизложенного, действия Администрации Орджоникидзевский район по выделению земельных участков для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки не соответствует требованиям части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельные участки для жилищного строительства с 1 октября 2005 года должны предоставляться посредством аукциона.

Исходя из смысла пункта 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции органом местного самоуправления запрещается совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства предусмотрен статьей 38.1 Земельного кодекса российской Федерации.

         Согласно части 9 данной статьи извещение о проведении аукциона должно размещаться на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.  Официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов определен  постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 г. (в редакции от 03.08.2011 N 650), в частности: www.torgi.gov.ru.

         Администрация, применив часть 3 вместо части 2 статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении «…» земельных участков разместила информационное сообщение только в газете «Орджоникидзвский рабочий» № 4 (18) (опубликовано 06.05.2011 года).

В связи с тем, что информация опубликованная в извещении предназначена для неопределенного круга лиц, отсутствие размещения организатором конкурса данного информационного сообщения на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» о проведении аукциона является ограничением доступа хозяйствующим субъектам на участие в торгах на первоначальном этапе, а в частности хозяйствующим субъектам осуществляющим деятельность и зарегистрированным не на территории  Орджоникидзевский район.

         Передав земельные участки «…» без проведения торгов, Администрация тем самым необоснованно препятствует осуществлению деятельности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке строительства, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на этом рынке.

         До вынесения решения по существу Соглашениями б/н  от 01.03.2012 Администрацией муниципального образования Орджонкидзевский район расторгнуты договора аренды земельных участков от 21.11.2011 №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137  заключенные с «…»

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию муниципального образования Орджоникидзевский район нарушившей  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать предписание об отмене  Постановления Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район от 08.11.2011 г. № 734  «О предоставлении земельных участков в аренду сроком на 11 месяцев «…» для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки».

 

Председатель Комиссии

              

П.А. Шалимов

 

 

 

Члены Комиссии:

 

И.А. Андрюшкова

 

 

 

 

 

И.И. Жукова

 

 

 

 

 

Е.С. Северина

   

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в арбитражном суде.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-А-12

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 20.03.2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 30.03.2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

Шалимов П.А. - заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Андрюшкова И.А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

 

Жукова И.И. - ведущий специалист эксперт отдела АЗР;

 

Северина Е.С. - старший специалист 3 разряда отдела АЗР,

 

         рассмотрев дело № 3-А-12, по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Орджоникидзевский район (ул. Кирова 16, п. Копьево, Орджоникидзевский район,  Республика Хакасия, 655250) части 1   статьи 15  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции»),

с участием:

  • представителя Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район) «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         По заданию Федеральной антимонопольной службы России Хакасское УФАС России, начиная с 1 октября 2005 года и по настоящее время, проводятся проверки муниципальных  образований – городов и районов Республики Хакасия в целях осуществления контроля за порядком предоставления  земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности.

          В результате проведенной по заданию Федеральной антимонопольной службы вышеуказанной проверки (камеральная проверка) Хакасским УФАС России выявлено, что Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район Постановлением № 734 от 08.11.2011 года предоставило в аренду сроком на 11 месяцев «…» земельные участки для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки по следующим адресам: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/1, ул.Мелиораторов 29/2, ул.Мелиораторов 31/1, ул.Мелиораторов 31/2,  ул.Мелиораторов 33/1, ул.Мелиораторов 33/2.

         20 февраля 2012 года  Хакасским УФАС России возбуждено дело № 3-А-12 в отношении Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район по признакам нарушения части 1  статьи 15  Закона о защите конкуренции».

         На заседание комиссии от Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район поступили пояснения, из которых следует, что в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (аукционов, конкурсов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В связи с поступлением только одной заявки, что подтверждается протоколом от 08.11.2011 года № 28, земельные участки и были выделены единственному заявителю. Данные земельные участки были выделены и предоставлены «…» для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки, фактически это двухквартирные жилые дома. Земельные участки, предоставленные под квартиры в соответствии с Земельным кодексом не могут быть предоставлены в собственность. В соответствии с Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам оформления прав на некоторые  объекты недвижимости от 16.04.2010 г., повесткой заседания которого являлся вопрос: «Об особенностях оформления документов на двухквартирные жилые дома и регистрации прав на такие объекты», было принято решение о названии двухквартирного жилого дома как «жилой блок в жилом доме блокированной застройки». Из письма Министерства экономического развития от 17.10.2011 года № ог-д23-1694 «О статусе жилого дома блокированной застройки» следует, что неоднозначность и нечеткость формулировок, содержащихся в понятиях «квартира», «жилые дома блокированной застройки», «многоквартирные дома» требуют внесения изменений в действующее законодательство в части ведения четких и отличительных признаков. Соответственно, для каждого из названных объектов недвижимости необходимо установить физические, явные отличительные признаки, такие как: количество этажей, размер площади, количество выходов, наличие помещений и территорий общего пользования.

По заявлению, поступившему в Администрацию Орджоникидзевского района от «…» о выделение вышеуказанных земельных участков, была проведена следующая работа:

  1. Рассмотрение заявления на комиссии и решение об опубликовании в

СМИ.

  1. Опубликование сообщения о выделении земельных участков в газете «Орджоникидзевский рабочий» № 18 от 06.05.2011 года.
  2. Протокол рассмотрения заявок на выделение земельных участков № 14  от 07.06.2011г.
  3. Акты выбора и обследования земельных участков предварительного размещения объектов.
  4. Заявителем проведена процедура межевания земельных участков.
  5. Осуществлена постановка земельных участков на кадастровый учет.
  6. Рассмотрение заявления о предоставлении земельных участков в аренду (Постановление Администрации Орджоникидзевского района № 734 от 08.11.2011 г.).
  7. Заключение Договоров о предоставлении земельных участков в аренду физическому лицу №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137.

В настоящее время Соглашениями о расторжении договоров о предоставлении земельных участков в аренду физическому лицу от 01.03.2012 года между Администрацией и «…» договора аренды №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137 расторгнуты. Вышеуказанные копии соглашений в материалы антимонопольного дела представлены.

 

Заслушав пояснения лица, участвующего в деле, комиссия установила следующее.

Согласно Протокола Управления муниципальным имуществом Администрации Орджоникидзеский район от 07.06.2011 г. № 14 рассмотрения заявок на предоставление земельных участков, в газете «Орджоникидзевский рабочий» от 06.05.2011 № 18 было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на предоставлении в аренду земельных участков, категория земель – земли населенных пунктов, для строительства жилых блоков в жилых домах  блокированной застройки, расположенных в п. Копьево Орджоникидзевского района.

За период, указанный в сообщении, на все указанные  в информационном сообщении  земельные участки поступило одно заявление от «…»

Постановлением от 08.11.2011 г. № 734 Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район предоставило в аренду сроком на 11 месяцев «…»  земельные участки  для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки по следующим адресам:

  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/1, площадью 1101 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/2, площадью 1088 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 31/1, площадью 1266 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 31/2, площадью 1178 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 33/1, площадью 1318 кв.м;
  • Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 33/2, площадью 1351 кв.м.

         На основании вышеуказанного постановления Администрации от 08.11.2011 № 734 Управлением муниципального имущества Администрации Орджоникидзевского района с «…» были заключены договора аренды земельных участков от №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137 от 21.11.2011 г. Соглашениями б/н  от 01.03.2012 вышеуказанные договоры были расторгнуты по соглашению сторон. Земельные участки, расположенные по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул.Мелиораторов, 29/1, ул.Мелиораторов 29/2, ул.Мелиораторов 31/1, ул.Мелиораторов 31/2,  ул.Мелиораторов 33/1, ул.Мелиораторов 33/2 переданы арендодателю, что подтверждается актами приема-передачи земельного участка от 01 марта 2012.

 

        Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

При передаче «…» вышеуказанных земельных участков в аренду  Администрацией применена процедура части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства  может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (информационное сообщение, опубликованное 06.05.2011 года в газете «Орджоникидзвский рабочий» № 4 (18).

         Однако, согласно Постановления № 734 от 08.11.2011 г. Администрация предоставила земельные участки не для индивидуального жилищного строительства, а для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки, в частности для строительства многоквартирных домов.

         Понятие многоквартирного дома ЖК РФ не определено. В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Согласно части 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Вместе с тем жилой дом подпадает под предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации понятие "жилые дома блокированной застройки", под которыми понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

         В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Названной нормой права изменен порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство, так как в отличие от положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для указанных целей предоставляются теперь в собственность или в аренду исключительно на аукционе. Статья 30.1 Земельного кодекса вступила в законную силу с 01.10.2005 (статья 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

На основании вышеизложенного, действия Администрации Орджоникидзевский район по выделению земельных участков для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки не соответствует требованиям части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельные участки для жилищного строительства с 1 октября 2005 года должны предоставляться посредством аукциона.

Исходя из смысла пункта 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции органом местного самоуправления запрещается совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства предусмотрен статьей 38.1 Земельного кодекса российской Федерации.

         Согласно части 9 данной статьи извещение о проведении аукциона должно размещаться на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.  Официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов определен  постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 г. (в редакции от 03.08.2011 N 650), в частности: www.torgi.gov.ru.

         Администрация, применив часть 3 вместо части 2 статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении «…» земельных участков разместила информационное сообщение только в газете «Орджоникидзвский рабочий» № 4 (18) (опубликовано 06.05.2011 года).

В связи с тем, что информация опубликованная в извещении предназначена для неопределенного круга лиц, отсутствие размещения организатором конкурса данного информационного сообщения на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» о проведении аукциона является ограничением доступа хозяйствующим субъектам на участие в торгах на первоначальном этапе, а в частности хозяйствующим субъектам осуществляющим деятельность и зарегистрированным не на территории  Орджоникидзевский район.

         Передав земельные участки «…» без проведения торгов, Администрация тем самым необоснованно препятствует осуществлению деятельности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке строительства, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на этом рынке.

         До вынесения решения по существу Соглашениями б/н  от 01.03.2012 Администрацией муниципального образования Орджонкидзевский район расторгнуты договора аренды земельных участков от 21.11.2011 №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137  заключенные с «…»

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию муниципального образования Орджоникидзевский район нарушившей  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать предписание об отмене  Постановления Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район от 08.11.2011 г. № 734  «О предоставлении земельных участков в аренду сроком на 11 месяцев «…» для строительства жилых блоков в жилых домах блокированной застройки».

 

Председатель Комиссии

              

П.А. Шалимов

 

 

 

Члены Комиссии:

 

И.А. Андрюшкова

 

 

 

 

 

И.И. Жукова

 

 

 

 

 

Е.С. Северина

   

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в арбитражном суде.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №3-А-12 [format] => [safe_value] => №3-А-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-31 07:28:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-30 07:28:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1343719814 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )