Р Е Ш Е Н И Е АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ по делу № А74-3358/2012

Номер дела: № А74-3358/2012
Дата публикации: 22 августа 2012, 15:53

Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
20 августа 2012 года Дело № А74-3358/2012
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2012 года.
Решение в полном объѐме изготовлено 20 августа 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении
протокола судебного заседания секретарѐм судебного заседания Л.С. Сусла, рассмотрел в
открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
(ОГРН 1021900526020, ИНН 1901018326)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
(ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801)
о признании незаконным решения от 17 апреля 2012 года по делу № 12-А-12,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (ОГРН 1072404000195,
ИНН 2404008400),
индивидуального предпринимателя Силаева Валерия Александровича (ОГРНИП
304191036500088, ИНН 191000124294).
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя – Молоткова А.А. по доверенности от 13 июля 2012 года № 180-1525-АЕ;
ответчика – Андрюшкова И.А. по доверенности от 22 декабря 2011 года № 04-4858.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
(далее – Министерство транспорта) обратилось в арбитражный суд с заявлением к
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее –
антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения от 17 апреля
2012 года по делу № 12-А-12.
Определением арбитражного суда от 23 июля 2012 года к участию в деле в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (далее –
Общество) и индивидуальный предприниматель Силаев Валерий Александрович (далее –
предприниматель).
Общество не направило в судебное заседание своего представителя, предприниматель в
судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третьи лица извещены
надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями № 55241 и № 55239.
Арбитражный суд, учитывая надлежащее извещение третьих лиц о дате, времени и
месте судебного разбирательства по делу и отсутствие возражений лиц, участвующих в
судебном заседании, относительно перехода к судебному разбирательству, в порядке части 4
статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил
предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции по
рассмотрению дела № А74-3358/2012 по существу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Отметил, что
Министерство транспорта утвердило предпринимателю расписание по межмуниципальному
пригородному маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр» без проведения конкурса, поскольку
предприниматель ранее осуществлял пассажирские перевозки по указанному маршруту и
иные перевозчики не обращались с заявлениями для утверждения им расписаний по данному
маршруту. В данном случае действия Министерства транспорта по остановке процесса
перевозок по данному маршруту могли нарушить права граждан. Привлечение перевозчиков
для осуществления пассажирских перевозок на конкурсной основе возможно только при
наличии сводного расписания в целях соблюдения интервалов движения по маршруту,
которые были изменены в декабре 2011 года.
Представитель антимонопольного органа не согласился с заявленными требованиями,
сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление, и доказательства, представленные в
в судебном заседании, которые арбитражным судом приобщены к материалам дела.
Пояснил, что в силу статьи 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ
«Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом
общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на
территории Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 126-ЗРХ) и пункта
4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом
общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики
Хакасия, утверждѐнного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля
2010 года № 347 (далее – Положение об организации пассажирских перевозок), привлечение
перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на
конкурсной основе.
Коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному
маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих
пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по
межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по
результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров. По окончании срока
действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на
право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту (пункт 4.6
указанного выше Положения).
В нарушение приведѐнных выше правовых норм Министерство транспорта по
окончании срока действия расписания по маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр»
утвердило предпринимателю расписание движения транспортного средства с 11 марта
2011 года по 11 марта 2012 года по указанному маршруту без проведения конкурсных
процедур, что привело к недопущению и устранению конкуренции.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
2 декабря 2011 года в Управление поступили материалы прокурорской проверки,
указывающие на наличие в действиях Министерства транспорта признаков нарушения
антимонопольного законодательства.
17 января 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 1-А-12 по признакам
нарушения Министерством транспорта части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля
2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
17 февраля 2012 года комиссия Управления по рассмотрению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства вынесла определение о выделении дел в отношении
Министерства транспорта по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции, выразившегося в утверждении Обществу, предпринимателям Данильченко
С.И., Девяшину Д.А., Разумову С.А., Родионову А.Н., Сафроновой О.Н., Силаеву В.А.,
Толстикову О.А., Тюкпиековой Э.Г., Филиппову В.В., Хабарову Н.И. расписаний по
межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур, в отдельные
производства.
2 марта 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 12-А-12 по признакам
нарушения Министерством транспорта части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
выразившегося в утверждении предпринимателю расписания по межмуниципальному
пригородному маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр» без проведения конкурса.
3 апреля 2012 года комиссия Управления по рассмотрению дел о нарушении
антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 12-А-12 и приняла
решение о признании Министерства транспорта нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о
защите конкуренции в части утверждения предпринимателю расписания по маршруту № 107
МТ «Абакан-Белый Яр» с 11 марта 2011 года по 11 марта 2012 года без проведения
конкурсных процедур. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного
законодательства производство по делу прекращено. Мотивированное решение по делу
№ 12-А-12 изготовлено антимонопольным органом 17 апреля 2012 года
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство транспорта в
установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства,
арбитражный суд пришѐл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный
орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного
законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1,
5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждѐнного постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331.
В силу приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30
«Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной
службы» соответствующие полномочия на территории субъектов Российской Федерации
переданы территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.
С учѐтом приведѐнных правовых норм арбитражный суд считает, что Управление
вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного
обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ в редакции, действующей в
спорный период, государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок
осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти
Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики
Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые
акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика
пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик
пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение
перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной
сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что
государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети
формируется заказчиком пассажирских перевозок путѐм определения перечня маршрутов
регулярных перевозок с учѐтом необходимости наиболее полного удовлетворения
потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта,
обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок.
Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик
пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление
пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Хакасия от
13 июля 2010 года № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия
«Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом
общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на
территории Республики Хакасия» исполнение функций заказчика пассажирских перевозок
автомобильным транспортом по межмуниципальной сети на территории Республики
Хакасия возложено на Министерство транспорта.
Пунктом 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок, утверждѐнного
постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347,
установлено, что транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной
сети осуществляется посредством размещения государственного заказа на перевозки
пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих
пассажирских перевозок.
Согласно пункту 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок привлечение
перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется
заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6 Положения об организации пассажирских перевозок коммерческие
пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на
основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок
автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети,
который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление
перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по
межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае
его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять
коммерческие пассажирские перевозки по маршруту.
Пунктом 4.7 Положения об организации пассажирских перевозок определено, что
договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских
перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса заключается в
следующих случаях:
1) если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных
перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие
действия непреодолимой силы);
2) в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по
данному маршруту в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора
на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение
указанного договора;
3) если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному
маршруту несостоявшимся;
4) в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять
пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
5) если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские
перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом
упомянутого выше пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с
момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских
перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих
случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок
оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключѐнного по результатам
проведѐнного конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских
перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих
пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на
осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок
без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права
осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего
пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок в
спорный период был утверждѐн приказом Министерства транспорта от 28 октября 2010 года
№ 180-П-180.
Согласно пункту 1 данного Порядка он разработан в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации и названными в настоящем решении Федеральным законом
от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ,
Законом Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ, постановлением
Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 и Положением о
Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, утвержденным
постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 июля 2009 года № 306.
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, 3 марта
2011 года предприниматель обратился в Министерство транспорта с заявлением о продлении
срока действия расписания по межмуниципальному маршруту №107МТ «Абакан-Белый Яр».
14 марта 2011 года министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
утверждено предпринимателю расписание по межмуниципальному маршруту № 107 МТ
«Белый Яр» на срок с 11 марта 2011 года по 11 марта 2012 года.
Таким образом, Министерство транспорта утвердило перевозчику расписание по
межмуниципальному маршруту без проведения конкурса, чем нарушило часть 1 статьи 15
Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам государственной власти
субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят
или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Министерством транспорта назначено проведение конкурса, в том числе по спорному
маршруту, извещением от 8 февраля 2012 года № 1-2012, то есть после того, как
антимонопольный орган возбудил в отношении Министерства транспорта дело по признакам
нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод Министерства транспорта о том, что остановка процесса перевозок по данному
маршруту могла нарушить права граждан, несостоятелен. Заявитель мог и обязан был
заблаговременно организовать проведение конкурса, не допуская остановки процесса
перевозок. Действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков
для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной
основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый
объѐм перевозок и их безопасность, повышения культуры и качества обслуживания
пассажиров.
Тот факт, что Министерство транспорта утвердило в 2011 году ранее действующее
расписание, не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку в силу пункта 4.6
Положения об организации пассажирских перевозок по окончании срока действия договора
объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки
по маршруту.
Ссылка заявителя на приказ Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 «Об
утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте»,
устанавливающий срок действия расписания, несостоятельна. Так, применение данного
приказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно
противоречить требованиям антимонопольного законодательства о запрете недопущения,
ограничения или устранения конкуренции.
Ссылка представителя заявителя на отсутствие в действиях Министерства транспорта
признаков ограничения конкуренции, перечисленных в пункте 17 статьи 4 Закона о защите
конкуренции, не принимается арбитражным судом. В данном случае действия органа
государственной власти по утверждению перевозчику расписания по межмуниципальному
маршруту без проведения конкурса привели к недопущению и устранению конкуренции, а не
к еѐ ограничению.
Довод представителя заявителя о том, что часть 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции содержит исчерпывающий перечень действий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции, арбитражный суд считает ошибочным.
Из буквального толкования положений приведѐнной правовой нормы следует, что органам
государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и
(или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Приведѐнный в указанной норме
перечень действий, которые признаются нарушением антимонопольного законодательства,
является примерным, о чѐм свидетельствует использование законодателем слов
«в частности». Следовательно, антимонопольный орган может признать нарушающими
положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, которые прямо не поименованы в
указанной части, но которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению,
устранению конкуренции.
С учѐтом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод
антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта части 1 статьи 15 Закона
о защите конкуренции в части утверждения предпринимателю расписания по
межмуниципальному пригородному маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр» на срок
с 11 марта 2011 года по 11 марта 2012 года без проведения конкурсных процедур. Решение
антимонопольного органа от 17 апреля 2012 года по делу № 12-А-12 соответствует
приведѐнному выше нормативному правовому акту и не нарушает права и законные
интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления Министерства транспорта
следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 рублей и в соответствии со статьѐй
110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя,
но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37
Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождѐн от уплаты
государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства
Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Хакасия от 17 апреля 2012 года по делу № 12-А-12
в связи с соответствием оспариваемого решения Федеральному закону от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный
апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаѐтся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович

stdClass Object ( [vid] => 8614 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ по делу № А74-3358/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8614 [type] => solution [language] => ru [created] => 1345622222 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
20 августа 2012 года Дело № А74-3358/2012
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2012 года.
Решение в полном объѐме изготовлено 20 августа 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении
протокола судебного заседания секретарѐм судебного заседания Л.С. Сусла, рассмотрел в
открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
(ОГРН 1021900526020, ИНН 1901018326)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
(ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801)
о признании незаконным решения от 17 апреля 2012 года по делу № 12-А-12,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (ОГРН 1072404000195,
ИНН 2404008400),
индивидуального предпринимателя Силаева Валерия Александровича (ОГРНИП
304191036500088, ИНН 191000124294).
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя – Молоткова А.А. по доверенности от 13 июля 2012 года № 180-1525-АЕ;
ответчика – Андрюшкова И.А. по доверенности от 22 декабря 2011 года № 04-4858.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
(далее – Министерство транспорта) обратилось в арбитражный суд с заявлением к
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее –
антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения от 17 апреля
2012 года по делу № 12-А-12.
Определением арбитражного суда от 23 июля 2012 года к участию в деле в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (далее –
Общество) и индивидуальный предприниматель Силаев Валерий Александрович (далее –
предприниматель).
Общество не направило в судебное заседание своего представителя, предприниматель в
судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третьи лица извещены
надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями № 55241 и № 55239.
Арбитражный суд, учитывая надлежащее извещение третьих лиц о дате, времени и
месте судебного разбирательства по делу и отсутствие возражений лиц, участвующих в
судебном заседании, относительно перехода к судебному разбирательству, в порядке части 4
статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил
предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции по
рассмотрению дела № А74-3358/2012 по существу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Отметил, что
Министерство транспорта утвердило предпринимателю расписание по межмуниципальному
пригородному маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр» без проведения конкурса, поскольку
предприниматель ранее осуществлял пассажирские перевозки по указанному маршруту и
иные перевозчики не обращались с заявлениями для утверждения им расписаний по данному
маршруту. В данном случае действия Министерства транспорта по остановке процесса
перевозок по данному маршруту могли нарушить права граждан. Привлечение перевозчиков
для осуществления пассажирских перевозок на конкурсной основе возможно только при
наличии сводного расписания в целях соблюдения интервалов движения по маршруту,
которые были изменены в декабре 2011 года.
Представитель антимонопольного органа не согласился с заявленными требованиями,
сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление, и доказательства, представленные в
в судебном заседании, которые арбитражным судом приобщены к материалам дела.
Пояснил, что в силу статьи 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ
«Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом
общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на
территории Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 126-ЗРХ) и пункта
4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом
общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики
Хакасия, утверждѐнного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля
2010 года № 347 (далее – Положение об организации пассажирских перевозок), привлечение
перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на
конкурсной основе.
Коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному
маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих
пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по
межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по
результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров. По окончании срока
действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на
право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту (пункт 4.6
указанного выше Положения).
В нарушение приведѐнных выше правовых норм Министерство транспорта по
окончании срока действия расписания по маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр»
утвердило предпринимателю расписание движения транспортного средства с 11 марта
2011 года по 11 марта 2012 года по указанному маршруту без проведения конкурсных
процедур, что привело к недопущению и устранению конкуренции.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
2 декабря 2011 года в Управление поступили материалы прокурорской проверки,
указывающие на наличие в действиях Министерства транспорта признаков нарушения
антимонопольного законодательства.
17 января 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 1-А-12 по признакам
нарушения Министерством транспорта части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля
2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
17 февраля 2012 года комиссия Управления по рассмотрению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства вынесла определение о выделении дел в отношении
Министерства транспорта по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции, выразившегося в утверждении Обществу, предпринимателям Данильченко
С.И., Девяшину Д.А., Разумову С.А., Родионову А.Н., Сафроновой О.Н., Силаеву В.А.,
Толстикову О.А., Тюкпиековой Э.Г., Филиппову В.В., Хабарову Н.И. расписаний по
межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур, в отдельные
производства.
2 марта 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 12-А-12 по признакам
нарушения Министерством транспорта части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
выразившегося в утверждении предпринимателю расписания по межмуниципальному
пригородному маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр» без проведения конкурса.
3 апреля 2012 года комиссия Управления по рассмотрению дел о нарушении
антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 12-А-12 и приняла
решение о признании Министерства транспорта нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о
защите конкуренции в части утверждения предпринимателю расписания по маршруту № 107
МТ «Абакан-Белый Яр» с 11 марта 2011 года по 11 марта 2012 года без проведения
конкурсных процедур. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного
законодательства производство по делу прекращено. Мотивированное решение по делу
№ 12-А-12 изготовлено антимонопольным органом 17 апреля 2012 года
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство транспорта в
установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства,
арбитражный суд пришѐл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный
орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного
законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1,
5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждѐнного постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331.
В силу приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30
«Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной
службы» соответствующие полномочия на территории субъектов Российской Федерации
переданы территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.
С учѐтом приведѐнных правовых норм арбитражный суд считает, что Управление
вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного
обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ в редакции, действующей в
спорный период, государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок
осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти
Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики
Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые
акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика
пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик
пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение
перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной
сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что
государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети
формируется заказчиком пассажирских перевозок путѐм определения перечня маршрутов
регулярных перевозок с учѐтом необходимости наиболее полного удовлетворения
потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта,
обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок.
Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик
пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление
пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Хакасия от
13 июля 2010 года № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия
«Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом
общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на
территории Республики Хакасия» исполнение функций заказчика пассажирских перевозок
автомобильным транспортом по межмуниципальной сети на территории Республики
Хакасия возложено на Министерство транспорта.
Пунктом 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок, утверждѐнного
постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347,
установлено, что транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной
сети осуществляется посредством размещения государственного заказа на перевозки
пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих
пассажирских перевозок.
Согласно пункту 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок привлечение
перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется
заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6 Положения об организации пассажирских перевозок коммерческие
пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на
основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок
автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети,
который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление
перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по
межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае
его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять
коммерческие пассажирские перевозки по маршруту.
Пунктом 4.7 Положения об организации пассажирских перевозок определено, что
договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских
перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса заключается в
следующих случаях:
1) если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных
перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие
действия непреодолимой силы);
2) в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по
данному маршруту в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора
на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение
указанного договора;
3) если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному
маршруту несостоявшимся;
4) в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять
пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
5) если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские
перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом
упомянутого выше пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с
момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских
перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих
случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок
оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключѐнного по результатам
проведѐнного конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских
перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих
пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на
осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок
без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права
осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего
пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок в
спорный период был утверждѐн приказом Министерства транспорта от 28 октября 2010 года
№ 180-П-180.
Согласно пункту 1 данного Порядка он разработан в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации и названными в настоящем решении Федеральным законом
от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ,
Законом Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ, постановлением
Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 и Положением о
Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, утвержденным
постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 июля 2009 года № 306.
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, 3 марта
2011 года предприниматель обратился в Министерство транспорта с заявлением о продлении
срока действия расписания по межмуниципальному маршруту №107МТ «Абакан-Белый Яр».
14 марта 2011 года министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
утверждено предпринимателю расписание по межмуниципальному маршруту № 107 МТ
«Белый Яр» на срок с 11 марта 2011 года по 11 марта 2012 года.
Таким образом, Министерство транспорта утвердило перевозчику расписание по
межмуниципальному маршруту без проведения конкурса, чем нарушило часть 1 статьи 15
Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам государственной власти
субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят
или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Министерством транспорта назначено проведение конкурса, в том числе по спорному
маршруту, извещением от 8 февраля 2012 года № 1-2012, то есть после того, как
антимонопольный орган возбудил в отношении Министерства транспорта дело по признакам
нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод Министерства транспорта о том, что остановка процесса перевозок по данному
маршруту могла нарушить права граждан, несостоятелен. Заявитель мог и обязан был
заблаговременно организовать проведение конкурса, не допуская остановки процесса
перевозок. Действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков
для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной
основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый
объѐм перевозок и их безопасность, повышения культуры и качества обслуживания
пассажиров.
Тот факт, что Министерство транспорта утвердило в 2011 году ранее действующее
расписание, не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку в силу пункта 4.6
Положения об организации пассажирских перевозок по окончании срока действия договора
объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки
по маршруту.
Ссылка заявителя на приказ Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 «Об
утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте»,
устанавливающий срок действия расписания, несостоятельна. Так, применение данного
приказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно
противоречить требованиям антимонопольного законодательства о запрете недопущения,
ограничения или устранения конкуренции.
Ссылка представителя заявителя на отсутствие в действиях Министерства транспорта
признаков ограничения конкуренции, перечисленных в пункте 17 статьи 4 Закона о защите
конкуренции, не принимается арбитражным судом. В данном случае действия органа
государственной власти по утверждению перевозчику расписания по межмуниципальному
маршруту без проведения конкурса привели к недопущению и устранению конкуренции, а не
к еѐ ограничению.
Довод представителя заявителя о том, что часть 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции содержит исчерпывающий перечень действий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции, арбитражный суд считает ошибочным.
Из буквального толкования положений приведѐнной правовой нормы следует, что органам
государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и
(или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Приведѐнный в указанной норме
перечень действий, которые признаются нарушением антимонопольного законодательства,
является примерным, о чѐм свидетельствует использование законодателем слов
«в частности». Следовательно, антимонопольный орган может признать нарушающими
положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, которые прямо не поименованы в
указанной части, но которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению,
устранению конкуренции.
С учѐтом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод
антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта части 1 статьи 15 Закона
о защите конкуренции в части утверждения предпринимателю расписания по
межмуниципальному пригородному маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр» на срок
с 11 марта 2011 года по 11 марта 2012 года без проведения конкурсных процедур. Решение
антимонопольного органа от 17 апреля 2012 года по делу № 12-А-12 соответствует
приведѐнному выше нормативному правовому акту и не нарушает права и законные
интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления Министерства транспорта
следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 рублей и в соответствии со статьѐй
110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя,
но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37
Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождѐн от уплаты
государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства
Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Хакасия от 17 апреля 2012 года по делу № 12-А-12
в связи с соответствием оспариваемого решения Федеральному закону от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный
апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаѐтся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
20 августа 2012 года Дело № А74-3358/2012
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2012 года.
Решение в полном объѐме изготовлено 20 августа 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении
протокола судебного заседания секретарѐм судебного заседания Л.С. Сусла, рассмотрел в
открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
(ОГРН 1021900526020, ИНН 1901018326)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
(ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801)
о признании незаконным решения от 17 апреля 2012 года по делу № 12-А-12,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (ОГРН 1072404000195,
ИНН 2404008400),
индивидуального предпринимателя Силаева Валерия Александровича (ОГРНИП
304191036500088, ИНН 191000124294).
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя – Молоткова А.А. по доверенности от 13 июля 2012 года № 180-1525-АЕ;
ответчика – Андрюшкова И.А. по доверенности от 22 декабря 2011 года № 04-4858.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
(далее – Министерство транспорта) обратилось в арбитражный суд с заявлением к
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее –
антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения от 17 апреля
2012 года по делу № 12-А-12.
Определением арбитражного суда от 23 июля 2012 года к участию в деле в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (далее –
Общество) и индивидуальный предприниматель Силаев Валерий Александрович (далее –
предприниматель).
Общество не направило в судебное заседание своего представителя, предприниматель в
судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третьи лица извещены
надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями № 55241 и № 55239.
Арбитражный суд, учитывая надлежащее извещение третьих лиц о дате, времени и
месте судебного разбирательства по делу и отсутствие возражений лиц, участвующих в
судебном заседании, относительно перехода к судебному разбирательству, в порядке части 4
статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил
предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции по
рассмотрению дела № А74-3358/2012 по существу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Отметил, что
Министерство транспорта утвердило предпринимателю расписание по межмуниципальному
пригородному маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр» без проведения конкурса, поскольку
предприниматель ранее осуществлял пассажирские перевозки по указанному маршруту и
иные перевозчики не обращались с заявлениями для утверждения им расписаний по данному
маршруту. В данном случае действия Министерства транспорта по остановке процесса
перевозок по данному маршруту могли нарушить права граждан. Привлечение перевозчиков
для осуществления пассажирских перевозок на конкурсной основе возможно только при
наличии сводного расписания в целях соблюдения интервалов движения по маршруту,
которые были изменены в декабре 2011 года.
Представитель антимонопольного органа не согласился с заявленными требованиями,
сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление, и доказательства, представленные в
в судебном заседании, которые арбитражным судом приобщены к материалам дела.
Пояснил, что в силу статьи 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ
«Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом
общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на
территории Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 126-ЗРХ) и пункта
4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом
общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики
Хакасия, утверждѐнного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля
2010 года № 347 (далее – Положение об организации пассажирских перевозок), привлечение
перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на
конкурсной основе.
Коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному
маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих
пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по
межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по
результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров. По окончании срока
действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на
право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту (пункт 4.6
указанного выше Положения).
В нарушение приведѐнных выше правовых норм Министерство транспорта по
окончании срока действия расписания по маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр»
утвердило предпринимателю расписание движения транспортного средства с 11 марта
2011 года по 11 марта 2012 года по указанному маршруту без проведения конкурсных
процедур, что привело к недопущению и устранению конкуренции.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
2 декабря 2011 года в Управление поступили материалы прокурорской проверки,
указывающие на наличие в действиях Министерства транспорта признаков нарушения
антимонопольного законодательства.
17 января 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 1-А-12 по признакам
нарушения Министерством транспорта части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля
2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
17 февраля 2012 года комиссия Управления по рассмотрению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства вынесла определение о выделении дел в отношении
Министерства транспорта по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции, выразившегося в утверждении Обществу, предпринимателям Данильченко
С.И., Девяшину Д.А., Разумову С.А., Родионову А.Н., Сафроновой О.Н., Силаеву В.А.,
Толстикову О.А., Тюкпиековой Э.Г., Филиппову В.В., Хабарову Н.И. расписаний по
межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур, в отдельные
производства.
2 марта 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 12-А-12 по признакам
нарушения Министерством транспорта части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
выразившегося в утверждении предпринимателю расписания по межмуниципальному
пригородному маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр» без проведения конкурса.
3 апреля 2012 года комиссия Управления по рассмотрению дел о нарушении
антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 12-А-12 и приняла
решение о признании Министерства транспорта нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о
защите конкуренции в части утверждения предпринимателю расписания по маршруту № 107
МТ «Абакан-Белый Яр» с 11 марта 2011 года по 11 марта 2012 года без проведения
конкурсных процедур. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного
законодательства производство по делу прекращено. Мотивированное решение по делу
№ 12-А-12 изготовлено антимонопольным органом 17 апреля 2012 года
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство транспорта в
установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства,
арбитражный суд пришѐл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный
орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного
законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1,
5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждѐнного постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331.
В силу приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30
«Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной
службы» соответствующие полномочия на территории субъектов Российской Федерации
переданы территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.
С учѐтом приведѐнных правовых норм арбитражный суд считает, что Управление
вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного
обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ в редакции, действующей в
спорный период, государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок
осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти
Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики
Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые
акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика
пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик
пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение
перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной
сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что
государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети
формируется заказчиком пассажирских перевозок путѐм определения перечня маршрутов
регулярных перевозок с учѐтом необходимости наиболее полного удовлетворения
потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта,
обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок.
Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик
пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление
пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Хакасия от
13 июля 2010 года № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия
«Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом
общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на
территории Республики Хакасия» исполнение функций заказчика пассажирских перевозок
автомобильным транспортом по межмуниципальной сети на территории Республики
Хакасия возложено на Министерство транспорта.
Пунктом 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок, утверждѐнного
постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347,
установлено, что транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной
сети осуществляется посредством размещения государственного заказа на перевозки
пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих
пассажирских перевозок.
Согласно пункту 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок привлечение
перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется
заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6 Положения об организации пассажирских перевозок коммерческие
пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на
основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок
автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети,
который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление
перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по
межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае
его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять
коммерческие пассажирские перевозки по маршруту.
Пунктом 4.7 Положения об организации пассажирских перевозок определено, что
договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских
перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса заключается в
следующих случаях:
1) если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных
перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие
действия непреодолимой силы);
2) в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по
данному маршруту в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора
на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение
указанного договора;
3) если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному
маршруту несостоявшимся;
4) в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять
пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
5) если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские
перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом
упомянутого выше пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с
момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских
перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих
случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок
оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключѐнного по результатам
проведѐнного конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских
перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих
пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на
осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок
без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права
осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего
пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок в
спорный период был утверждѐн приказом Министерства транспорта от 28 октября 2010 года
№ 180-П-180.
Согласно пункту 1 данного Порядка он разработан в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации и названными в настоящем решении Федеральным законом
от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ,
Законом Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ, постановлением
Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 и Положением о
Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, утвержденным
постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 июля 2009 года № 306.
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, 3 марта
2011 года предприниматель обратился в Министерство транспорта с заявлением о продлении
срока действия расписания по межмуниципальному маршруту №107МТ «Абакан-Белый Яр».
14 марта 2011 года министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
утверждено предпринимателю расписание по межмуниципальному маршруту № 107 МТ
«Белый Яр» на срок с 11 марта 2011 года по 11 марта 2012 года.
Таким образом, Министерство транспорта утвердило перевозчику расписание по
межмуниципальному маршруту без проведения конкурса, чем нарушило часть 1 статьи 15
Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам государственной власти
субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят
или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Министерством транспорта назначено проведение конкурса, в том числе по спорному
маршруту, извещением от 8 февраля 2012 года № 1-2012, то есть после того, как
антимонопольный орган возбудил в отношении Министерства транспорта дело по признакам
нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод Министерства транспорта о том, что остановка процесса перевозок по данному
маршруту могла нарушить права граждан, несостоятелен. Заявитель мог и обязан был
заблаговременно организовать проведение конкурса, не допуская остановки процесса
перевозок. Действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков
для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной
основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый
объѐм перевозок и их безопасность, повышения культуры и качества обслуживания
пассажиров.
Тот факт, что Министерство транспорта утвердило в 2011 году ранее действующее
расписание, не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку в силу пункта 4.6
Положения об организации пассажирских перевозок по окончании срока действия договора
объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки
по маршруту.
Ссылка заявителя на приказ Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 «Об
утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте»,
устанавливающий срок действия расписания, несостоятельна. Так, применение данного
приказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно
противоречить требованиям антимонопольного законодательства о запрете недопущения,
ограничения или устранения конкуренции.
Ссылка представителя заявителя на отсутствие в действиях Министерства транспорта
признаков ограничения конкуренции, перечисленных в пункте 17 статьи 4 Закона о защите
конкуренции, не принимается арбитражным судом. В данном случае действия органа
государственной власти по утверждению перевозчику расписания по межмуниципальному
маршруту без проведения конкурса привели к недопущению и устранению конкуренции, а не
к еѐ ограничению.
Довод представителя заявителя о том, что часть 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции содержит исчерпывающий перечень действий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции, арбитражный суд считает ошибочным.
Из буквального толкования положений приведѐнной правовой нормы следует, что органам
государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и
(или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Приведѐнный в указанной норме
перечень действий, которые признаются нарушением антимонопольного законодательства,
является примерным, о чѐм свидетельствует использование законодателем слов
«в частности». Следовательно, антимонопольный орган может признать нарушающими
положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, которые прямо не поименованы в
указанной части, но которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению,
устранению конкуренции.
С учѐтом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод
антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта части 1 статьи 15 Закона
о защите конкуренции в части утверждения предпринимателю расписания по
межмуниципальному пригородному маршруту № 107 МТ «Абакан-Белый Яр» на срок
с 11 марта 2011 года по 11 марта 2012 года без проведения конкурсных процедур. Решение
антимонопольного органа от 17 апреля 2012 года по делу № 12-А-12 соответствует
приведѐнному выше нормативному правовому акту и не нарушает права и законные
интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления Министерства транспорта
следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 рублей и в соответствии со статьѐй
110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя,
но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37
Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождѐн от уплаты
государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства
Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Хакасия от 17 апреля 2012 года по делу № 12-А-12
в связи с соответствием оспариваемого решения Федеральному закону от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный
апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаѐтся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А74-3358/2012 [format] => [safe_value] => № А74-3358/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-22 07:53:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-20 07:53:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1345622222 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )