РЕШЕНИЕ по делу № 54-А-12

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 54-А-12
Дата публикации: 4 декабря 2012, 16:10

РЕШЕНИЕ

по делу № 54-А-12

 

                                                                                                       г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2012

В полном объеме решение изготовлено 27.11.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:                   Андрюшкова И.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

                                               Жукова И.И. – ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;

                                               Чиж Д.А. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,

при участии:

представителя Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана <…>,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Бирюса»  <…>,

в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания»,

рассмотрев  материалы дела № 54-А-12, возбуждённого в отношении Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана  и общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания» по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27 августа 2012 года на основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции в отношении Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее – Комитет) и общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания» (далее – ООО «ВСК»)   возбуждено дело № 54-А-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 указанного Закона по следующим обстоятельствам.

25 апреля 2003 года между Комитетом и ООО «ВСК» заключен договор аренды № 318. Согласно пункту 1.1 данного договора Комитет на основании распоряжения Мэра г. Абакана № 170-р от 22.04.2003 г. передал во временное владение и пользование нежилое помещение  литер 65 Н по адресу: ул. Карла Маркса 21, г. Абакан, площадью 643,1 кв.м под магазин. Срок аренды по договору № 318 от 25.04.2003 г.  определен с 01.05.2003 г. по 01.01.2012 г. Пунктом 2.2.11 данного договора предусмотрено, что арендатор не может передать арендуемое помещение  или его часть в пользование третьим лицам без предварительного письменного согласия Арендодателя.

20 ноября 2008 года ООО «ВСК»  и общество с ограниченной ответственностью «Бирюса» (далее – ООО «Бирюса») обратились в Комитет с заявлением о разрешении перенайма нежилого помещения по адресу: ул. Карла Маркса 21, г. Абакан.  

19 декабря 2008 года между вышеуказанными лицами было заключено Соглашение о перенайме, согласно которому ООО «ВСК»  передало ООО «Бирюса» все права и обязанности  арендатора, вытекающие из договора аренды с Комитетом от 25.04.2003 № 318 в отношении нежилого помещения по адресу: ул. Карла Маркса 21, г. Абакан.  Согласие Комитета на заключение вышеуказанного соглашения между ООО «ВСК»  и ООО «Бирюса» подтверждается отметкой «Согласовано» в нижней части Соглашения о перенайме, датой согласования – 13 января 2009 года, подписью председателя Комитета Филягиной Н.А. и печатью.

Дополнительным соглашением между Комитетом и ООО «Бирюса» от 07.05.2010 к договору аренды № 318 изменены существенные условия договора аренды № 318 (арендная плата и др.). 

29 марта 2011 года ООО «Бирюса» обратилось в Комитет с заявлением о продлении договора аренды № 318 до 1 июля 2015 года.

11.04.2011 между Комитетом и ООО «Бирюса» было подписано Дополнительное соглашение к договору аренды № 318, которым срок указанного договора аренды продлен до 01.07.2015.

Представитель  Комитета в письменном пояснении от 10.09.2012 № 2134, ссылаясь на пункт 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции и считает, что в силу указанной нормы Комитет был вправе продлить договор аренды с ООО «Бирюса» сроком до 01.07.2015.

  Также Представитель  Комитета считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению (заявлено ходатайство о прекращении), поскольку трехлетний срок с момента подписания и регистрации соглашения о перенайме в настоящее время истек.   По мнению представителя Комитета Соглашение о перенайме являлось разовой сделкой, которая была исполнена при регистрации соглашения о перенайме 16.02.2009. Договорные отношения по перемене лица в обязательстве (в данном случае арендатора) не являются длящимися, так как перемена лица происходит окончательно в момент совершения сделки.

Представитель ООО «Бирюса» поддержал заявленное представителем Комитета ходатайство, полагая, что срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассматриваемым обстоятельствам истек.   

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации  арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаём), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными  правовыми актами.

Из буквального содержания указанной нормы следует, что право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренду другому лицу может быть ограничено другим законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 № 195-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением:

1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;

3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Нежилое помещение, расположенное  в г.Абакане по  ул. Карла Маркса 21, является муниципальной собственностью г.Абакана.

Оснований для заключения Соглашения о перенайме от 19.12.2008  с учетом  перечисленных исключений  без торгов не имеется.

Следовательно, Комитет не имел права давать согласие на перенайм помещения, а ООО «ВСК» передавать данное помещение  без проведения конкурса или аукциона, поскольку статья 17.1 Закона действовала на момент принятия Комитетом решения о разрешении перенайма и заключения соглашения о перенайме.  

В соответствии с пунктом 1.1 Положения  «О Комитете муниципальной экономики Администрации города Абакана» (далее – Положение), утвержденного Решением Абаканского городского Совета депутатов от 03.09.2004 № 68,  Комитет является в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия и Уставом города Абакана органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан.

Согласно пункту 2.3 Положения Комитет осуществляет передачу имущества муниципальной казны города Абакана в аренду и безвозмездное пользование.

Таким образом, Комитет является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление действий по распоряжению муниципальным имуществом.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции, в том числе, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы и услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Поскольку в рассматриваемом случае действия Комитета по согласованию заключения Соглашения о перенайме между ООО «ВСК» и ООО «Бирюса» создало для последнего преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, ограничило возможность доступа иных участников на товарный рынок, Комиссия считает, что Комитет нарушил  часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По ходатайству представителя Комитета о прекращении рассмотрения настоящего дела в связи с истечением срока давности, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В данном случае, по мнению Комиссии Хакасского УФАС России нарушение антимонопольного законодательства состоит не только в совершении конкретных действий по согласованию Соглашения о перенайме от 19 декабря 2008 года, но и в действиях по его исполнению, включая пролонгацию договора аренды №318 в порядке статьи 53 закона о защите конкуренции.

В связи с этим, поскольку помещение в настоящее время находится в пользовании ООО «Бирюса» на основании Дополнительного соглашения от 11.04.2011, отношения между Комитетом и ООО «Бирюса» по исполнению договора аренды № 318 признаются длящимся нарушением антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенные выводы, Комиссия отказывает Комитету в удовлетворении ходатайства.   

Вместе с тем, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу об истечении срока давности рассмотрения настоящего дела в отношении ООО «ВСК», поскольку считает, что момент нарушения антимонопольного законодательства указанным лицом ограничен датой заключения Соглашения о перенайме - 19 декабря 2008 года. 

Поскольку право заключения на новый срок до 1 июля 2015 г. без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства, не является реализацией преимущественного права арендатора, а представляет собой ограниченное во времени исключение из общего требования об обязательности проведения торгов при заключении договоров с определенной категорией субъектов гражданского оборота, а после истечения срока, установленного частью 4 статьи 53 вышеназванного закона, субъекты малого и среднего предпринимательства будут функционировать в равных условиях с иными арендаторами, то есть заключать договоры с учетом требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 23, 25, частью 1 статьи 39,  статьей 41, статьей 48 Закона защите конкуренции, комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать Комитет муниципальной экономики Администрации г. Абакана  нарушившим часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1  Закона о защите конкуренции.
  2. Дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания» прекратить в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии:                                                      К.А.Лебедева

 

Члены комиссии:                                                                  И.А.Андрюшкова

 

И.И. Жукова

 

Д.А.Чиж

   

 

        

  

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

        

 

stdClass Object ( [vid] => 9031 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 54-А-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9031 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354608803 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 54-А-12

 

                                                                                                       г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2012

В полном объеме решение изготовлено 27.11.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:                   Андрюшкова И.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

                                               Жукова И.И. – ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;

                                               Чиж Д.А. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,

при участии:

представителя Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана <…>,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Бирюса»  <…>,

в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания»,

рассмотрев  материалы дела № 54-А-12, возбуждённого в отношении Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана  и общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания» по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27 августа 2012 года на основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции в отношении Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее – Комитет) и общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания» (далее – ООО «ВСК»)   возбуждено дело № 54-А-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 указанного Закона по следующим обстоятельствам.

25 апреля 2003 года между Комитетом и ООО «ВСК» заключен договор аренды № 318. Согласно пункту 1.1 данного договора Комитет на основании распоряжения Мэра г. Абакана № 170-р от 22.04.2003 г. передал во временное владение и пользование нежилое помещение  литер 65 Н по адресу: ул. Карла Маркса 21, г. Абакан, площадью 643,1 кв.м под магазин. Срок аренды по договору № 318 от 25.04.2003 г.  определен с 01.05.2003 г. по 01.01.2012 г. Пунктом 2.2.11 данного договора предусмотрено, что арендатор не может передать арендуемое помещение  или его часть в пользование третьим лицам без предварительного письменного согласия Арендодателя.

20 ноября 2008 года ООО «ВСК»  и общество с ограниченной ответственностью «Бирюса» (далее – ООО «Бирюса») обратились в Комитет с заявлением о разрешении перенайма нежилого помещения по адресу: ул. Карла Маркса 21, г. Абакан.  

19 декабря 2008 года между вышеуказанными лицами было заключено Соглашение о перенайме, согласно которому ООО «ВСК»  передало ООО «Бирюса» все права и обязанности  арендатора, вытекающие из договора аренды с Комитетом от 25.04.2003 № 318 в отношении нежилого помещения по адресу: ул. Карла Маркса 21, г. Абакан.  Согласие Комитета на заключение вышеуказанного соглашения между ООО «ВСК»  и ООО «Бирюса» подтверждается отметкой «Согласовано» в нижней части Соглашения о перенайме, датой согласования – 13 января 2009 года, подписью председателя Комитета Филягиной Н.А. и печатью.

Дополнительным соглашением между Комитетом и ООО «Бирюса» от 07.05.2010 к договору аренды № 318 изменены существенные условия договора аренды № 318 (арендная плата и др.). 

29 марта 2011 года ООО «Бирюса» обратилось в Комитет с заявлением о продлении договора аренды № 318 до 1 июля 2015 года.

11.04.2011 между Комитетом и ООО «Бирюса» было подписано Дополнительное соглашение к договору аренды № 318, которым срок указанного договора аренды продлен до 01.07.2015.

Представитель  Комитета в письменном пояснении от 10.09.2012 № 2134, ссылаясь на пункт 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции и считает, что в силу указанной нормы Комитет был вправе продлить договор аренды с ООО «Бирюса» сроком до 01.07.2015.

  Также Представитель  Комитета считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению (заявлено ходатайство о прекращении), поскольку трехлетний срок с момента подписания и регистрации соглашения о перенайме в настоящее время истек.   По мнению представителя Комитета Соглашение о перенайме являлось разовой сделкой, которая была исполнена при регистрации соглашения о перенайме 16.02.2009. Договорные отношения по перемене лица в обязательстве (в данном случае арендатора) не являются длящимися, так как перемена лица происходит окончательно в момент совершения сделки.

Представитель ООО «Бирюса» поддержал заявленное представителем Комитета ходатайство, полагая, что срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассматриваемым обстоятельствам истек.   

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации  арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаём), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными  правовыми актами.

Из буквального содержания указанной нормы следует, что право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренду другому лицу может быть ограничено другим законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 № 195-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением:

1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;

3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Нежилое помещение, расположенное  в г.Абакане по  ул. Карла Маркса 21, является муниципальной собственностью г.Абакана.

Оснований для заключения Соглашения о перенайме от 19.12.2008  с учетом  перечисленных исключений  без торгов не имеется.

Следовательно, Комитет не имел права давать согласие на перенайм помещения, а ООО «ВСК» передавать данное помещение  без проведения конкурса или аукциона, поскольку статья 17.1 Закона действовала на момент принятия Комитетом решения о разрешении перенайма и заключения соглашения о перенайме.  

В соответствии с пунктом 1.1 Положения  «О Комитете муниципальной экономики Администрации города Абакана» (далее – Положение), утвержденного Решением Абаканского городского Совета депутатов от 03.09.2004 № 68,  Комитет является в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия и Уставом города Абакана органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан.

Согласно пункту 2.3 Положения Комитет осуществляет передачу имущества муниципальной казны города Абакана в аренду и безвозмездное пользование.

Таким образом, Комитет является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление действий по распоряжению муниципальным имуществом.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции, в том числе, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы и услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Поскольку в рассматриваемом случае действия Комитета по согласованию заключения Соглашения о перенайме между ООО «ВСК» и ООО «Бирюса» создало для последнего преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, ограничило возможность доступа иных участников на товарный рынок, Комиссия считает, что Комитет нарушил  часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По ходатайству представителя Комитета о прекращении рассмотрения настоящего дела в связи с истечением срока давности, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В данном случае, по мнению Комиссии Хакасского УФАС России нарушение антимонопольного законодательства состоит не только в совершении конкретных действий по согласованию Соглашения о перенайме от 19 декабря 2008 года, но и в действиях по его исполнению, включая пролонгацию договора аренды №318 в порядке статьи 53 закона о защите конкуренции.

В связи с этим, поскольку помещение в настоящее время находится в пользовании ООО «Бирюса» на основании Дополнительного соглашения от 11.04.2011, отношения между Комитетом и ООО «Бирюса» по исполнению договора аренды № 318 признаются длящимся нарушением антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенные выводы, Комиссия отказывает Комитету в удовлетворении ходатайства.   

Вместе с тем, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу об истечении срока давности рассмотрения настоящего дела в отношении ООО «ВСК», поскольку считает, что момент нарушения антимонопольного законодательства указанным лицом ограничен датой заключения Соглашения о перенайме - 19 декабря 2008 года. 

Поскольку право заключения на новый срок до 1 июля 2015 г. без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства, не является реализацией преимущественного права арендатора, а представляет собой ограниченное во времени исключение из общего требования об обязательности проведения торгов при заключении договоров с определенной категорией субъектов гражданского оборота, а после истечения срока, установленного частью 4 статьи 53 вышеназванного закона, субъекты малого и среднего предпринимательства будут функционировать в равных условиях с иными арендаторами, то есть заключать договоры с учетом требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 23, 25, частью 1 статьи 39,  статьей 41, статьей 48 Закона защите конкуренции, комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать Комитет муниципальной экономики Администрации г. Абакана  нарушившим часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1  Закона о защите конкуренции.
  2. Дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания» прекратить в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии:                                                      К.А.Лебедева

 

Члены комиссии:                                                                  И.А.Андрюшкова

 

И.И. Жукова

 

Д.А.Чиж

   

 

        

  

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

        

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 54-А-12

 

                                                                                                       г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2012

В полном объеме решение изготовлено 27.11.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:                   Андрюшкова И.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

                                               Жукова И.И. – ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;

                                               Чиж Д.А. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,

при участии:

представителя Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана <…>,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Бирюса»  <…>,

в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания»,

рассмотрев  материалы дела № 54-А-12, возбуждённого в отношении Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана  и общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания» по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27 августа 2012 года на основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции в отношении Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее – Комитет) и общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания» (далее – ООО «ВСК»)   возбуждено дело № 54-А-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 указанного Закона по следующим обстоятельствам.

25 апреля 2003 года между Комитетом и ООО «ВСК» заключен договор аренды № 318. Согласно пункту 1.1 данного договора Комитет на основании распоряжения Мэра г. Абакана № 170-р от 22.04.2003 г. передал во временное владение и пользование нежилое помещение  литер 65 Н по адресу: ул. Карла Маркса 21, г. Абакан, площадью 643,1 кв.м под магазин. Срок аренды по договору № 318 от 25.04.2003 г.  определен с 01.05.2003 г. по 01.01.2012 г. Пунктом 2.2.11 данного договора предусмотрено, что арендатор не может передать арендуемое помещение  или его часть в пользование третьим лицам без предварительного письменного согласия Арендодателя.

20 ноября 2008 года ООО «ВСК»  и общество с ограниченной ответственностью «Бирюса» (далее – ООО «Бирюса») обратились в Комитет с заявлением о разрешении перенайма нежилого помещения по адресу: ул. Карла Маркса 21, г. Абакан.  

19 декабря 2008 года между вышеуказанными лицами было заключено Соглашение о перенайме, согласно которому ООО «ВСК»  передало ООО «Бирюса» все права и обязанности  арендатора, вытекающие из договора аренды с Комитетом от 25.04.2003 № 318 в отношении нежилого помещения по адресу: ул. Карла Маркса 21, г. Абакан.  Согласие Комитета на заключение вышеуказанного соглашения между ООО «ВСК»  и ООО «Бирюса» подтверждается отметкой «Согласовано» в нижней части Соглашения о перенайме, датой согласования – 13 января 2009 года, подписью председателя Комитета Филягиной Н.А. и печатью.

Дополнительным соглашением между Комитетом и ООО «Бирюса» от 07.05.2010 к договору аренды № 318 изменены существенные условия договора аренды № 318 (арендная плата и др.). 

29 марта 2011 года ООО «Бирюса» обратилось в Комитет с заявлением о продлении договора аренды № 318 до 1 июля 2015 года.

11.04.2011 между Комитетом и ООО «Бирюса» было подписано Дополнительное соглашение к договору аренды № 318, которым срок указанного договора аренды продлен до 01.07.2015.

Представитель  Комитета в письменном пояснении от 10.09.2012 № 2134, ссылаясь на пункт 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции и считает, что в силу указанной нормы Комитет был вправе продлить договор аренды с ООО «Бирюса» сроком до 01.07.2015.

  Также Представитель  Комитета считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению (заявлено ходатайство о прекращении), поскольку трехлетний срок с момента подписания и регистрации соглашения о перенайме в настоящее время истек.   По мнению представителя Комитета Соглашение о перенайме являлось разовой сделкой, которая была исполнена при регистрации соглашения о перенайме 16.02.2009. Договорные отношения по перемене лица в обязательстве (в данном случае арендатора) не являются длящимися, так как перемена лица происходит окончательно в момент совершения сделки.

Представитель ООО «Бирюса» поддержал заявленное представителем Комитета ходатайство, полагая, что срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассматриваемым обстоятельствам истек.   

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации  арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаём), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными  правовыми актами.

Из буквального содержания указанной нормы следует, что право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренду другому лицу может быть ограничено другим законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 № 195-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением:

1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;

3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Нежилое помещение, расположенное  в г.Абакане по  ул. Карла Маркса 21, является муниципальной собственностью г.Абакана.

Оснований для заключения Соглашения о перенайме от 19.12.2008  с учетом  перечисленных исключений  без торгов не имеется.

Следовательно, Комитет не имел права давать согласие на перенайм помещения, а ООО «ВСК» передавать данное помещение  без проведения конкурса или аукциона, поскольку статья 17.1 Закона действовала на момент принятия Комитетом решения о разрешении перенайма и заключения соглашения о перенайме.  

В соответствии с пунктом 1.1 Положения  «О Комитете муниципальной экономики Администрации города Абакана» (далее – Положение), утвержденного Решением Абаканского городского Совета депутатов от 03.09.2004 № 68,  Комитет является в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия и Уставом города Абакана органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан.

Согласно пункту 2.3 Положения Комитет осуществляет передачу имущества муниципальной казны города Абакана в аренду и безвозмездное пользование.

Таким образом, Комитет является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление действий по распоряжению муниципальным имуществом.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции, в том числе, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы и услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Поскольку в рассматриваемом случае действия Комитета по согласованию заключения Соглашения о перенайме между ООО «ВСК» и ООО «Бирюса» создало для последнего преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, ограничило возможность доступа иных участников на товарный рынок, Комиссия считает, что Комитет нарушил  часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По ходатайству представителя Комитета о прекращении рассмотрения настоящего дела в связи с истечением срока давности, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В данном случае, по мнению Комиссии Хакасского УФАС России нарушение антимонопольного законодательства состоит не только в совершении конкретных действий по согласованию Соглашения о перенайме от 19 декабря 2008 года, но и в действиях по его исполнению, включая пролонгацию договора аренды №318 в порядке статьи 53 закона о защите конкуренции.

В связи с этим, поскольку помещение в настоящее время находится в пользовании ООО «Бирюса» на основании Дополнительного соглашения от 11.04.2011, отношения между Комитетом и ООО «Бирюса» по исполнению договора аренды № 318 признаются длящимся нарушением антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенные выводы, Комиссия отказывает Комитету в удовлетворении ходатайства.   

Вместе с тем, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу об истечении срока давности рассмотрения настоящего дела в отношении ООО «ВСК», поскольку считает, что момент нарушения антимонопольного законодательства указанным лицом ограничен датой заключения Соглашения о перенайме - 19 декабря 2008 года. 

Поскольку право заключения на новый срок до 1 июля 2015 г. без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства, не является реализацией преимущественного права арендатора, а представляет собой ограниченное во времени исключение из общего требования об обязательности проведения торгов при заключении договоров с определенной категорией субъектов гражданского оборота, а после истечения срока, установленного частью 4 статьи 53 вышеназванного закона, субъекты малого и среднего предпринимательства будут функционировать в равных условиях с иными арендаторами, то есть заключать договоры с учетом требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 23, 25, частью 1 статьи 39,  статьей 41, статьей 48 Закона защите конкуренции, комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать Комитет муниципальной экономики Администрации г. Абакана  нарушившим часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1  Закона о защите конкуренции.
  2. Дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская компания» прекратить в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии:                                                      К.А.Лебедева

 

Члены комиссии:                                                                  И.А.Андрюшкова

 

И.И. Жукова

 

Д.А.Чиж

   

 

        

  

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

        

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 54-А-12 [format] => [safe_value] => № 54-А-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-04 08:10:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-27 08:10:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354608803 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )