РЕШЕНИЕ по делу № 26-А-Т-12

Сфера деятельности: ЖКХ
Номер дела: № 26-А-Т-12
Дата публикации: 24 декабря 2012, 17:46

РЕШЕНИЕ

по делу № 26-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

член комиссии Исакова Е.А. отсутствует, однако кворум имеется, следовательно, комиссия правомочна рассматривать дело, при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» (далее возможно ООО «ЖЭУ № 5», Общество, ответчик) – «…» на основании доверенности б/н от 18.12.2012 г., рассмотрев дело № 26-А-Т-12 по признакам нарушения ООО «ЖЭУ № 5» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «ЖЭУ № 5», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее ИПУ), а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «ЖЭУ № 5» представило пояснения и документы о порядке введения в эксплуатацию (опломбировке) индивидуальных приборов учета воды. Согласно указанному ответу ООО «ЖЭУ № 5» от 27.03.2012 г. № 48 опломбирование ИПУ осуществляется за плату в размере 200 рублей.

Усмотрев в действиях ООО «ЖЭУ № 5» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 247 от 20.09.2012 г. в отношении ООО «ЖЭУ № 5» возбуждено дело № 26-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 15.10.2012 г., когда его рассмотрение было отложено на 26.11.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением от 26.11.2012 г. рассмотрение дела № 26-А-Т-12 было назначено на 18.12.2012 г., когда и была оглашена резолютивная часть решения.

В результате анализа представленных документов, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «ЖЭУ № 5» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей на основании Протокола № 18 от 08.12.2009 г. Согласно уставу Общества одним из видов деятельности ООО «ЖЭУ № 5» является управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 36 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

- ул. Колхозная, 45;

- ул. Крылова, 81, 71а, 79, 69, 43, 71, 77, 65, 45, 75, 67;

- ул. Некрасова, 30, 28, 26;

- ул. Тельмана, 94, 84, 98а, 96а, 96, 143;

-ул. Ивана Ярыгина, 41, 45, 60, 56, 58, 47;

- ул. Щетинкина, 71, 42, 75, 48, 73, 69, 65;

- ул. Чехова, 128, 126.

Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в 2009 году.

Договоры о постановке на учет индивидуальных приборов учета воды, заключаемые ООО «ЖЭУ№ 5», являются типовыми. Предметом договора является обязанность управляющей компании поставить на учет индивидуальные приборы учета воды, обязанность абонента производить расчеты с управляющей компанией за данные виды коммунальных услуг в соответствии с показаниями приборов учета.

Согласно пункту 1.2 договора постановка счетчиков на учет производится на основании акта приемки, подписанного сторонами. Дата, указанная в акте, является начальной в эксплуатации приборов учета, а показания начальными при определении объема полученных абонентом коммунальных услуг.

Пунктом 1.3 данного договора установлено, что прибор учета без контрольных или заводских пломб, а также без паспорта к эксплуатации не допускается, и его показания не принимаются к коммерческому учету.

Взимание платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ подтверждают представленные приходный кассовый ордер от 06.07.2012 г. Приложением к данному ордеру является акт № 543 от 06.07.2012 г., где указан вид работ, за который взимается плата: «опломбировка».

Также представлены перечни платных услуг на сантехнические работы ООО «ЖЭУ № 5» и калькуляции на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды за 2009, 2010, 2011, 2012 годы, которыми установлена стоимость опломбировки приборов ХВС, ГВС в размере 100 рублей.

Согласно справке ООО «ЖЭУ № 5» в 2009, 2010, 2011, 2012 годах специалистами Общества было опломбировано 525 ИПУ на сумму 105 000 рублей.

Вместе с тем в соответствии с приказом ООО «ЖЭУ № 5» от 09 августа 2012 года № 58а жильцам, обратившимся с заявлением до 01.12.2012 г. осуществляется возврат денежных средств, уплаченных за ввод ИПУ в эксплуатацию, а гражданам, не обратившимся с письменным заявлением, производится перерасчет в сторону уменьшения по содержанию общего имущества в декабре 2012 года.

17.12.2012 г. ООО «ЖЭУ № 5» представил в адрес Хакасского УФАС России документы, подтверждающие возврат денежных средств в полном объеме жильцам многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества.

На заседании комиссии 18.12.2012 г. представитель ответчика согласился с вменяемым правонарушением, а также подтвердил факт возврата денежных средств жильцам.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «ЖЭУ № 5» осуществляет управление 36 многоквартирными домами на основании протоколов общих собраний собственников многоквартирных жилых домов.

Таким образом, ООО «ЖЭУ № 5» как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «ЖЭУ № 5» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «ЖЭУ № 5» действий по возмездному оказанию услуг по опломбированию ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за опломбировку мест соединения индивидуальных приборов учета воды с водопроводом в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 5» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «ЖЭУ № 5» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что ввод прибора учета в эксплуатацию (опломбировка) не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, заслушав пояснения представителей ООО «ЖЭУ № 5», приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 5».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «ЖЭУ № 5» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, имеются основания для прекращения производства по делу.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5».

2. Признать действия ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части взимания платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета воды.

3. Прекратить производство по делу № 26-А-Т-12 в связи с добровольным устранением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель Комиссии

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

К.О. Кыжинаев

 

stdClass Object ( [vid] => 9136 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 26-А-Т-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9136 [type] => solution [language] => ru [created] => 1356688087 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 26-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

член комиссии Исакова Е.А. отсутствует, однако кворум имеется, следовательно, комиссия правомочна рассматривать дело, при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» (далее возможно ООО «ЖЭУ № 5», Общество, ответчик) – «…» на основании доверенности б/н от 18.12.2012 г., рассмотрев дело № 26-А-Т-12 по признакам нарушения ООО «ЖЭУ № 5» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «ЖЭУ № 5», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее ИПУ), а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «ЖЭУ № 5» представило пояснения и документы о порядке введения в эксплуатацию (опломбировке) индивидуальных приборов учета воды. Согласно указанному ответу ООО «ЖЭУ № 5» от 27.03.2012 г. № 48 опломбирование ИПУ осуществляется за плату в размере 200 рублей.

Усмотрев в действиях ООО «ЖЭУ № 5» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 247 от 20.09.2012 г. в отношении ООО «ЖЭУ № 5» возбуждено дело № 26-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 15.10.2012 г., когда его рассмотрение было отложено на 26.11.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением от 26.11.2012 г. рассмотрение дела № 26-А-Т-12 было назначено на 18.12.2012 г., когда и была оглашена резолютивная часть решения.

В результате анализа представленных документов, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «ЖЭУ № 5» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей на основании Протокола № 18 от 08.12.2009 г. Согласно уставу Общества одним из видов деятельности ООО «ЖЭУ № 5» является управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 36 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

- ул. Колхозная, 45;

- ул. Крылова, 81, 71а, 79, 69, 43, 71, 77, 65, 45, 75, 67;

- ул. Некрасова, 30, 28, 26;

- ул. Тельмана, 94, 84, 98а, 96а, 96, 143;

-ул. Ивана Ярыгина, 41, 45, 60, 56, 58, 47;

- ул. Щетинкина, 71, 42, 75, 48, 73, 69, 65;

- ул. Чехова, 128, 126.

Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в 2009 году.

Договоры о постановке на учет индивидуальных приборов учета воды, заключаемые ООО «ЖЭУ№ 5», являются типовыми. Предметом договора является обязанность управляющей компании поставить на учет индивидуальные приборы учета воды, обязанность абонента производить расчеты с управляющей компанией за данные виды коммунальных услуг в соответствии с показаниями приборов учета.

Согласно пункту 1.2 договора постановка счетчиков на учет производится на основании акта приемки, подписанного сторонами. Дата, указанная в акте, является начальной в эксплуатации приборов учета, а показания начальными при определении объема полученных абонентом коммунальных услуг.

Пунктом 1.3 данного договора установлено, что прибор учета без контрольных или заводских пломб, а также без паспорта к эксплуатации не допускается, и его показания не принимаются к коммерческому учету.

Взимание платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ подтверждают представленные приходный кассовый ордер от 06.07.2012 г. Приложением к данному ордеру является акт № 543 от 06.07.2012 г., где указан вид работ, за который взимается плата: «опломбировка».

Также представлены перечни платных услуг на сантехнические работы ООО «ЖЭУ № 5» и калькуляции на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды за 2009, 2010, 2011, 2012 годы, которыми установлена стоимость опломбировки приборов ХВС, ГВС в размере 100 рублей.

Согласно справке ООО «ЖЭУ № 5» в 2009, 2010, 2011, 2012 годах специалистами Общества было опломбировано 525 ИПУ на сумму 105 000 рублей.

Вместе с тем в соответствии с приказом ООО «ЖЭУ № 5» от 09 августа 2012 года № 58а жильцам, обратившимся с заявлением до 01.12.2012 г. осуществляется возврат денежных средств, уплаченных за ввод ИПУ в эксплуатацию, а гражданам, не обратившимся с письменным заявлением, производится перерасчет в сторону уменьшения по содержанию общего имущества в декабре 2012 года.

17.12.2012 г. ООО «ЖЭУ № 5» представил в адрес Хакасского УФАС России документы, подтверждающие возврат денежных средств в полном объеме жильцам многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества.

На заседании комиссии 18.12.2012 г. представитель ответчика согласился с вменяемым правонарушением, а также подтвердил факт возврата денежных средств жильцам.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «ЖЭУ № 5» осуществляет управление 36 многоквартирными домами на основании протоколов общих собраний собственников многоквартирных жилых домов.

Таким образом, ООО «ЖЭУ № 5» как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «ЖЭУ № 5» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «ЖЭУ № 5» действий по возмездному оказанию услуг по опломбированию ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за опломбировку мест соединения индивидуальных приборов учета воды с водопроводом в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 5» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «ЖЭУ № 5» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что ввод прибора учета в эксплуатацию (опломбировка) не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, заслушав пояснения представителей ООО «ЖЭУ № 5», приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 5».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «ЖЭУ № 5» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, имеются основания для прекращения производства по делу.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5».

2. Признать действия ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части взимания платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета воды.

3. Прекратить производство по делу № 26-А-Т-12 в связи с добровольным устранением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель Комиссии

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

К.О. Кыжинаев

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 26-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

член комиссии Исакова Е.А. отсутствует, однако кворум имеется, следовательно, комиссия правомочна рассматривать дело, при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» (далее возможно ООО «ЖЭУ № 5», Общество, ответчик) – «…» на основании доверенности б/н от 18.12.2012 г., рассмотрев дело № 26-А-Т-12 по признакам нарушения ООО «ЖЭУ № 5» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «ЖЭУ № 5», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее ИПУ), а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «ЖЭУ № 5» представило пояснения и документы о порядке введения в эксплуатацию (опломбировке) индивидуальных приборов учета воды. Согласно указанному ответу ООО «ЖЭУ № 5» от 27.03.2012 г. № 48 опломбирование ИПУ осуществляется за плату в размере 200 рублей.

Усмотрев в действиях ООО «ЖЭУ № 5» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 247 от 20.09.2012 г. в отношении ООО «ЖЭУ № 5» возбуждено дело № 26-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 15.10.2012 г., когда его рассмотрение было отложено на 26.11.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением от 26.11.2012 г. рассмотрение дела № 26-А-Т-12 было назначено на 18.12.2012 г., когда и была оглашена резолютивная часть решения.

В результате анализа представленных документов, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «ЖЭУ № 5» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей на основании Протокола № 18 от 08.12.2009 г. Согласно уставу Общества одним из видов деятельности ООО «ЖЭУ № 5» является управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 36 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

- ул. Колхозная, 45;

- ул. Крылова, 81, 71а, 79, 69, 43, 71, 77, 65, 45, 75, 67;

- ул. Некрасова, 30, 28, 26;

- ул. Тельмана, 94, 84, 98а, 96а, 96, 143;

-ул. Ивана Ярыгина, 41, 45, 60, 56, 58, 47;

- ул. Щетинкина, 71, 42, 75, 48, 73, 69, 65;

- ул. Чехова, 128, 126.

Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в 2009 году.

Договоры о постановке на учет индивидуальных приборов учета воды, заключаемые ООО «ЖЭУ№ 5», являются типовыми. Предметом договора является обязанность управляющей компании поставить на учет индивидуальные приборы учета воды, обязанность абонента производить расчеты с управляющей компанией за данные виды коммунальных услуг в соответствии с показаниями приборов учета.

Согласно пункту 1.2 договора постановка счетчиков на учет производится на основании акта приемки, подписанного сторонами. Дата, указанная в акте, является начальной в эксплуатации приборов учета, а показания начальными при определении объема полученных абонентом коммунальных услуг.

Пунктом 1.3 данного договора установлено, что прибор учета без контрольных или заводских пломб, а также без паспорта к эксплуатации не допускается, и его показания не принимаются к коммерческому учету.

Взимание платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ подтверждают представленные приходный кассовый ордер от 06.07.2012 г. Приложением к данному ордеру является акт № 543 от 06.07.2012 г., где указан вид работ, за который взимается плата: «опломбировка».

Также представлены перечни платных услуг на сантехнические работы ООО «ЖЭУ № 5» и калькуляции на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды за 2009, 2010, 2011, 2012 годы, которыми установлена стоимость опломбировки приборов ХВС, ГВС в размере 100 рублей.

Согласно справке ООО «ЖЭУ № 5» в 2009, 2010, 2011, 2012 годах специалистами Общества было опломбировано 525 ИПУ на сумму 105 000 рублей.

Вместе с тем в соответствии с приказом ООО «ЖЭУ № 5» от 09 августа 2012 года № 58а жильцам, обратившимся с заявлением до 01.12.2012 г. осуществляется возврат денежных средств, уплаченных за ввод ИПУ в эксплуатацию, а гражданам, не обратившимся с письменным заявлением, производится перерасчет в сторону уменьшения по содержанию общего имущества в декабре 2012 года.

17.12.2012 г. ООО «ЖЭУ № 5» представил в адрес Хакасского УФАС России документы, подтверждающие возврат денежных средств в полном объеме жильцам многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества.

На заседании комиссии 18.12.2012 г. представитель ответчика согласился с вменяемым правонарушением, а также подтвердил факт возврата денежных средств жильцам.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «ЖЭУ № 5» осуществляет управление 36 многоквартирными домами на основании протоколов общих собраний собственников многоквартирных жилых домов.

Таким образом, ООО «ЖЭУ № 5» как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «ЖЭУ № 5» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «ЖЭУ № 5» действий по возмездному оказанию услуг по опломбированию ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за опломбировку мест соединения индивидуальных приборов учета воды с водопроводом в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 5» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «ЖЭУ № 5» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что ввод прибора учета в эксплуатацию (опломбировка) не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, заслушав пояснения представителей ООО «ЖЭУ № 5», приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 5».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «ЖЭУ № 5» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, имеются основания для прекращения производства по делу.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5».

2. Признать действия ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части взимания платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета воды.

3. Прекратить производство по делу № 26-А-Т-12 в связи с добровольным устранением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 5» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель Комиссии

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

К.О. Кыжинаев

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 26-А-Т-12 [format] => [safe_value] => № 26-А-Т-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-24 09:46:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-18 09:46:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1356688087 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )