• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол Экспертного совета по рекламе №1 от 22 мая 2019 года

Председатель Совета – Руководитель Хакасского УФАС России Лебедева К.А.
Адреса местонахождения и проведения совета: Абакан, ул.Вяткина, 3, третий этаж
Контактная информация (для получения дополнительной информации о деятельности советов):
тел. (3902) 222 759

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО РЕКЛАМЕ

 

                                                                                                                                                Протокол заседания № 1                          от 22.05.2019

 

Председательствовала: Ольга Владимировна Широкова, врио руководителя Хакасского УФАС России.

Присутствовали члены Экспертного совета по рекламе:

Сергей Николаевич Акимов, практикующий психолог,

Мария Сергеевна Жабарова, юрист, специалист по рекламным технологиям,

Нина Ивановна Мисюра, журналист.

Присутствовали: Ольга Олеговна Липина, врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России,

Анна Васильевна Миронова, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России – секретарь Экспертного совета по рекламе.

Марина Анатольевна Алехина, главный специалист-эксперт Хакасского УФАС России.

 

Повестка дня:

 

  1. Рассмотрение рекламы автошкол Хакасии на предмет нарушения рекламного законодательства.
  2. Вопрос об этичности рекламы магазина половых покрытий.
  3. Вопрос об этичности рекламы спортивного клуба.
  4. Спорная реклама цветочного магазина.
  5. Использование государственной символики в рекламе.

 

 

Врио руководителя Хакасского УФАС России Широкова О.В.: «Уважаемые члены Совета! Предлагаем на ваше рассмотрение рекламу автошкол. К нам поступили заявления о рекламной информации, вводящей в заблуждение потребителей.

В первом случае не указана необходимость приобретение ГСМ при прохождении обучения в автошколе:

 

 

 

Во втором: привлекает утверждение, что сдают экзамен фактически сто процентов курсантов. Ваше мнение»?

 

 

Акимов С.Н.: «В первом случае реклама не вводит потребителей в заблуждение, поскольку это типичное объявление, а в договоре указана стоимость без ГСМ. Нарушение не вижу».

Жабарова М.С. «Это общеизвестный факт, и все знают, что ГСМ при обучении приобретается дополнительно».

Акимов С.Н.: «Во втором случае явно указана неверная информация, так как статистика показывает по всей России, что экзамен по вождению сдают только половина обучающихся».

 

На вопрос: «Есть ли нарушения рекламного законодательства в первой рекламе, где стоимость обучения указана без использования ГСМ?»

Голосовали:

За: 0

Против: 3

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

 

На вопрос: «Есть ли нарушения рекламного законодательства во второй рекламе, относительно высокого процента сдачи экзаменов после прохождения курсов?»

Голосовали:

За: 3

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

 

 

 

Широкова О.В.: «Переходим к следующей рекламе. Как Вам эта смысловая нагрузка?»

 

 

Акимов С.Н.: «Здесь требуется заключение лингвиста конкретно смысловое понятие к глаголу смени. В данном случае выражение «смени пол» воспринимается как гендерная смена пола».

Мисюра Н.И.: «Я полностью согласна. Правильно было написать замени или обнови пол».

Пекарская И.В. (заочно): «Здесь бессомненное нарушение как этики вообще, так и речевой этики. А нарушение этики ВСЕГДА (с античных времён об этом говорили!) разрушает риторику, то есть воздействующую коммуникацию.

Здесь важно, что:
1) намеренно "смешиваются" паронимы (слова с одним корнем, но такими оттенками в значении, которые не могут   взаимозаменять эти паронимы в контексте (ср.: рыбий хвост и рыбный суп), или приводят (как здесь) к намеренной двусмысленности. 
Значения их такова:
ПОМЕНЯТЬ (с. 547 Словаря русского языка Ожегова С. И., Шведовой Н. Ю., 2007. Это, на мой взгляд, лушее из имеющихся переизданий) - см. МЕНЯТЬ (с.338).
МЕНЯТЬ- 1. Отдавать своё и получать взамен  него обычно равноценное.
2. Замещать одно другим, брать одно вместо другого.
3. Делать иным, изменять. 
СМЕНИТЬ (с.721):
1. Начать пользоваться чем-нибудь вместо чего-нибудь другого, переменить.
2. Отстранить, заменить другим.
3. Начать действовать вместо другого, заняв его место.

Пароним "сменить" используется в устойчивом с недавних пор сочетании - "сменить пол", т. е. сменить гендерную характеристику своей личности - сделаться из мужчины женщиной и наоборот;
2) второе, что усиливает эффект неоднозначности - намеренное "смешение" омонимов - слов, звучащих одинаково, но обозначающих совершенно разные вещи - "пол"-гендер / "пол"-покрытие в доме под ногами;
3) третье, что разрушает этику - двусмысленность: выражения "будь мужиком". Само по себе - это устойчивое выражение, которое призывает слабых мужчин стать сильными в любом деле. Здесь непонятно: просят ли женщину сменить пол (гендер), чтобы превратиться в настоящего мужика и сменить полы в доме; либо, всё-таки, обращаются к мужскому началу - мужчине-добытчику, умеющему всё делать по дому. В этом случае воспринимается прямое значение "смени", т. е. замени старые полы на новые».

 

Голосовали:

За: 3

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

 

Широкова О.В.: «Представляем вашему вниманию следующую рекламу. Подобную мы уже разбирали. Как вы относитесь к высказыванию «дешевле всех в городе»?

 

Акимов С.Н.: «Требуются дополнительные доказательства, что в этом магазине действительно большие букеты дешевле всех в городе».

Жабарова М.С. «Действительно требуются конкретные данные или прейскурант, в соответствии с которыми можно посмотреть, что в данном магазине самые дешёвые цветы».

 

Голосовали:

За: 3

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

 

Широкова О.В.: «Давно мы не рассматривали неэтичную рекламу. Следует отметить, что ее гораздо меньше стало в Хакасии. Как вам такая реклама?»

Мисюра Н.И.: «На мой взгляд, данная реклама не содержит отрицательных эмоций и соответствует направлению деятельности спортклуба».

Жабарова М.С.: «Данная реклама уместна, поскольку находится на фасаде спортивного клуба».

 

 

Голосовали:

За: 0

Против: 3

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

 

Широкова О.В.: «И последняя реклама на сегодня. Вас ничего не смущает в этой рекламе?»

 

Мисюра Н.И.: «Сразу увидела герб Республики Хакасия. По-моему, использование государственных символов в рекламе недопустимо, а тут еще в герб внесены корректировки».

Акимов С.Н.: «Данная реклама требует отдельной проверки на наличие лицензии на проведении диагностики всех органов и наличие квалификации у специалистов, оказывающих услуг в данном учреждении».

 

Голосовали:

За: 3

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

 

 

Председатель                                                                               О.В.Широкова

 

 

Секретарь                                                                                     А.В.Миронова