А К Т № 10 внеплановой проверки

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

А К Т № 10

внеплановой проверки

 

«25» мая 2018 года                                                                                    г. Абакан

 

На основании поступившей информации от ООО «ПОРТЕР», положений пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок), Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия

с 10.05.2018 года по 25.05.2018 года проведена внеплановая проверка деятельности уполномоченного органа – Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, заказчиков (ГБУЗ  РХ  «Таштыпская РБ», ГБУЗ РХ «РКОД», ГБУЗ РХ «РКБ имени Г.Я. Ремишевской», ГБУЗ РХ «Абазинская городская больница», ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ», ГБУЗ РХ «Абаканская МКБ») при проведении электронного аукциона на поставу цефоперазона+сульбактам на 2 полугодие 2018 год (закупка № 0380200000118001334).

Место нахождения государственных заказчиков:

- ГБУЗ РХ «Таштыпская районная больница», Республика Хакасия, с.Таштып, ул. Мечникова, 1а;

- ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер», Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Цукановой 173;

- ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница имени Г.Я.Ремишевской», Республика Хакасия, г. Абакан, проспект Ленина, дом 23;

- ГБУЗ РХ «Абазинская городская больница», Республика Хакасия, г.Абаза, ул.Ленина, 16-е;

- ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница», Республика Хакасия г. Саяногорск ул. Шушенская 2 А;

- ГБУЗ РХ «Абаканская межрайонная клиническая больница», Республика Хакасия, г. Абакан, улица Чертыгашева, д.57А литера А8А10.

Место нахождения уполномоченного органа: Республика Хакасия, г.Абакан, ул. Кирова, 99Б, пом. 46Н.

Место проведения проверки: Республика Хакасия, г. Абакан, ул.Вяткина, д.3.

Внеплановая проверка осуществлялась в соответствии с заданием на проведение проверки.

Результаты проверки соблюдения уполномоченным органом – Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссией, а также заказчиками (ГБУЗ  РХ  «Таштыпская РБ», ГБУЗ РХ «РКОД», ГБУЗ РХ «РКБ имени Г.Я. Ремишевской», ГБУЗ РХ «Абазинская городская больница», ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ», ГБУЗ РХ «Абаканская МКБ») Закона о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставу цефоперазона+сульбактам на 2 полугодие 2018 год (закупка № 0380200000118001334).

Частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Согласно пункта 2.1.4.15 Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 № 630, Госкомзакуп Хакасии в сфере определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков осуществляет полномочия по организации проведения совместных конкурсов и аукционов на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.

Во исполнение вышеприведенных норм права, 13.03.2018 года между Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (организатор совместных закупок), ГБУЗ РХ «РКБ имени Г.Я. Ремишевской» (координатор) и 11 государственными бюджетными учреждениями здравоохранения (заказчики) заключено Соглашение о проведении совместного аукциона на поставку цефоперазона+сульбактам на 2 полугодие 2018 года.  

 

Частью 2 Соглашения предусмотрены следующие права и обязанности Организатора совместных закупок:

  1. осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупки с учетом предложений Заказчиков и Координатора;

2.1.2. на основании сводной заявки Координатора разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, а также разрабатывает, утверждает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документацию о закупке, подготовленные в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;

2.1.3. предоставляет документацию заинтересованным лицам;

2.1.4. предоставляет разъяснения положений документации;

2.1.5. при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;

2.1.6. направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместной закупки, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов;

2.1.7. осуществляет иные полномочия, переданные ему настоящим соглашением и постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017г. № 630 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия».

 

Частью 3 Соглашения предусмотрены следующие права и обязанности заказчиков:

3.1. Заказчики обязаны:

  1. внести изменения в план-график закупок, включив в него сведения о совместной закупке и иную информацию о закупке, предусмотренную частью 3 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  2. направить Координатору информацию, подлежащую включению в состав сводной заявки на размещение закупки, в том числе наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара (выполнения работы или оказания услуги), а также сроки поставки товара (завершения работы либо график оказания услуг), размер и обоснование начальной (максимальной) цена контракта, источник финансирования, идентификационный код закупки;
  3. представлять Организатору совместной закупки разъяснения положений документации о закупке по запросу участников закупки в течение 1 рабочего дня с момента получения запроса от Координатора;
  4. по требованию Организатора или Координатора совместных закупок принимает участие (направлять уполномоченных представителей) в рассмотрении споров и обжаловании действий (бездействия) Организатора совместных закупок, членов комиссии и иных лиц при проведении совместных закупок;
  5. исполняет иные обязанности в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Частью 4 Соглашения предусмотрены следующие права и обязанности координатора:

  1. Координатор обязан:
    1. Осуществлять сбор и обобщение информации, поступившей от Заказчиков для формирования сводной заявки;
    2. подготовить описание объекта закупки, условий контракта и иных необходимых сведений и документов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ;
    3. утвердить документацию о закупке в части сведений и документов, входящих в состав сводной заявки.
  1. контролировать внесение Заказчиками в план - график сведений о закупке, предусмотренных частью 3 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  2. контролировать соответствие информации, содержащейся в планах-графиках Заказчиков, информации и документам, содержащимся в сводной заявке Координатора, и требованиям (федерального закона № 44-ФЗ;

4.1.6. направить утвержденную сводную заявку Организатору совместных закупок для определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в целях включения сведений из заявки в неизменном виде в документацию о закупке;

Сводная заявка создается на основе строк планов-графиков закупок соответствующих заказчиков по форме, утвержденной правовым актом Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и направляется в электронном виде с использованием средств программного обеспечения «Автоматизированная информационная система «Г о су дарственный заказ Республики Хакасия» заверяется электронной подписью уполномоченного лица.

  1. предоставлять Организатору совместных закупок разъяснения в случае поступления запросов о даче разъяснений положений документации в течение 1 (одного) рабочего дня после получения запроса от Организатора;
  2. направить не менее двух представителей Организатору совместных закупок для включения в состав комиссии по осуществлению закупок;
  3. осуществлять проверку предложений заказчиков о внесении изменений в документацию о закупках или об отмене закупок на соответствие Федеральному закону № 44-ФЗ;
  4. по требованию Организатора совместных закупок принимать участие (направлять уполномоченных представителей) в рассмотрении споров и обжаловании действий (бездействия) Организатора совместных закупок, членов комиссии и иных лиц при проведении совместных закупок.

Ответственность сторон предусмотрена частью 6 Соглашения:

  1. Заказчик, Координатор и Организатор совместных закупок несут ответственность предусмотренную законодательством Российской Федерации, за действия (бездействие), приведшие к нарушению норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с разграничением функций, предусмотренных Соглашением, постановлением Правительства Республики Хакасия от от 05.12.2017г. №630 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия»..
  2. Заказчики несут ответственность за утверждение документации о закупке в части соответствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта соответствующего Заказчика Федеральному закону № 44-ФЗ.
  3. Координатор несет ответственность за информацию, представленную в составе совместной заявки.
  4. Организатор несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий, разграниченных между Сторонами по настоящему Соглашению.

 

30.03.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставу цефоперазона+сульбактам на 2 полугодие 2018 год (закупка № 0380200000118001334).

Начальная (максимальная) цена контракта – 447 106 рублей 50 копеек.

Заказчиками электронного аукциона являются 6 (шесть) государственных бюджетных учреждений здравоохранения.

Координатором выступает один из заказчиков - ГБУЗ РХ «РКБ Имени Г.Я. Ремишевской».

Документация об аукционе № ЭА/18-001594 от 30.03.2018 утверждена и.о. председателя Госкомзакупа Хакасии, главным врачом ГБУЗ РХ «Абаканская клиническая станция скорой медицинской помощи» (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 05.12.2017 № 630).

Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.04.2018 на участие в таком аукционе поступило 7 (семь) заявок. Комиссия уполномоченного органа рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг, приняла следующее решение.

Участники с порядковыми номерами заявок 1 и 7 допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками аукциона в электронной форме.

Участникам с порядковыми номерами заявок 2, 3, 4, 5, 6 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе не содержит конкретных характеристик, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (отсутствие в описании сведений о включении в перечень ЖВНЛП, наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров) части 7.

Участнику с порядковым номером заявки 6 также отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию не соответствующую значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме по позиции № 2 (дозировка) части 7 «Описание объекта закупки».

Протоколом проведения электронного аукциона установлено следующее:

Порядковый номер участника

Предложенная цена

Время подачи предложения

7

250 379,14 руб.

19.04.2018 06:52:32

1

252 614,68 руб.

19.04.2018 06:52:31

 

Согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона от 23.04.2018 комиссия уполномоченного органа рассмотрела вторые части заявок участников аукциона и приняла решение о соответствии установленным требованиям документации об аукционе заявки участника № 7 – ООО «ТД «ВИАЛ».

Заявка участника с порядковым номером 1 – ООО «СПЕНСЕР БИО» признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе не содержит документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме  в пункте 18.1 информационной карты (отсутствует регистрационное удостоверение по пункту 2).

Победителем аукциона в электронной форме признан участник № 7 – ООО «ТД «ВИАЛ».

Государственный контракт № Ф.2018.187977 заключен заказчиком – ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» 21.05.2018, информация о заключении контракта размещена на официальном сайте 23.05.2018.

Государственный контракт № Ф.2018.187975 заключен заказчиком – ГБУЗ РХ «РКБ Имени Г.Я. Ремишевской» 10.05.2018, информация о заключении контракта размещена на официальном сайте 15.05.2018.

Государственный контракт № Ф.2018.187974 заключен заказчиком – ГБУЗ РХ «Абаканская межрайонная клиническая больница» 17.05.2018, информация о заключении контракта размещена на официальном сайте 21.05.2018.

Государственный контракт № Ф.2018.187973 заключен заказчиком – ГБУЗ РХ «Абазинская городская больница» 17.05.2018, информация о заключении контракта размещена на официальном сайте 22.05.2018.

Государственный контракт № Ф.2018.187976 заключен заказчиком – ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер» 22.05.2018, информация о заключении контракта размещена на официальном сайте 24.05.2018.

Государственный контракт № Ф.2018.187978 заключен заказчиком – ГБУЗ РХ «Таштыпская районная больница» 25.05.2018, информация о заключении контракта на официальном сайте не размещена, при этом срок размещения не истек.

Указанные контракты находятся на стадии исполнения.

 

По доводу заявителя о неправомерном решении комиссии уполномоченного органа об отказе в допуске к участию в электронном аукционе ООО «ПОРТЕР», Инспекция Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункта б)  пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте аукционной документации) установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В пункте 2 информационной карты аукционной документации указано, что описание объекта закупки – в соответствии с частью 7 аукционной документации «Описание объекта закупки», которой является техническое задание.

В Техническом задании на поставку Цефоперазон+Сульбактам на 2 полугодие 2018 года (часть 7 «Описание объекта закупки») содержится следующая информация:

 

 

 

Международное непатентованное или группировочное или химическое наименование

 

 

Характеристика товара

 

 

Ед.

изм.

 

 

Общее количество

1

Цефоперазон+Сульбактам

Лекарственная форма: ПОРОШОК ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РАСТВОРА ДЛЯ ВНУТРИВЕННОГО И ВНУТРИМЫШЕЧНОГО ВВЕДЕНИЯ
Дозировка: 1.0 г + 1.0 г
Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: Да 

Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Нет 

штука

3000

2

Цефоперазон+Сульбактам

Лекарственная форма: ПОРОШОК ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РАСТВОРА ДЛЯ ВНУТРИВЕННОГО И ВНУТРИМЫШЕЧНОГО ВВЕДЕНИЯ
Дозировка: 500 мг + 500 мг
Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: Да 
Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Нет 

штука

400

 

Потребность (объемы поставки) с разбивкой по заказчикам: прикреплено отдельным файлом.

   Остаточные срок годности:

Срок годности, установленный производителем

Остаточный срок годности на момент поставки товара

До 1 года включительно

не менее 8 месяцев

от 1 до 2 лет включительно

не менее 10 месяцев

от 2 до 3 лет включительно

не менее 1 года

от 3 до 5 лет включительно

не менее 1 года 2 месяцев

5 лет и более

не менее 2 лет

В соответствии с п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017г. №145, п.6 Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2017г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с невозможностью иного описания лекарственного препарата, в позиции 1-2 технического задания единица измерения изменена на «штука» (первичная упаковка содержащая требуемое количество лекарственного средства).

Указанные в техническом задании единицы измерения могут быть конвертированы:

-  мг в мкг,  мг/мл  в  % и иные возможные единицы измерения.

Допускается :

- поставка эквивалентных лекарственных форм.

- поставка ЛС (лекарственных средств) в кратных формах дозировки и двойном количестве, а также в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта. При предложении большей по сравнению с техническим заданием дозировки ЛС в первичной упаковке участник не вправе уменьшать установленное описанием предмета закупки количество товара. При предложении участником закупки меньшей по сравнению с техническим заданием дозировки ЛС, количество первичных упаковок ЛС, определяется как количество первичных упаковок  обеспечивающих указанное в техническом задании количество лекарственного вещества в единице упаковки, умноженное на количество первичных упаковок, указанное в техническом задании. Поставка ЛС в не кратной эквивалентной дозировке, должна обеспечить с требуемым в описании  одинаковый терапевтический эффект.

Допускается предложение лекарственных форм, соответствующих одному способу введения и применения и обеспечивающие достижение необходимого лечебного эффекта, например, лекарственные препараты для перорального введения в лекарственных формах (твердые) «таблетки», «капсулы», «таблетки, покрытые пленочной оболочкой», «таблетки, диспергируемые в полости рта» и т.д.; лекарственные препараты для парентерального (инъекционного) введения в лекарственных формах лиофилизат", "порошок", "лиофилизированный порошок", "концентрат", "раствор", "суспензия" и т.д.

Не допускается замена лекарственной формы, соответствующей пероральному пути введения, в виде таблеток (капсул) на лекарственне формы (жидкие) «сироп», «раствор», «капли» и т.д., и наоборот.

Не допускаются эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата.

Поставка Товара осуществляется в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"

Примеры:

  1. В описании объекта закупки указан следующий препарат: Филграстим раствор для внутривенного и подкожного введения 300 мкг, где 300 мкг может быть конвертирован в следующие единицы измерения - 0,3 мг/мл; 30 млн. МЕ/мл; 30 млн.ЕД/1 мл; 30 млн. МЕ/0,5 мл; 30 млн. ЕД /0,5 мл; 600 мкг/мл 0,5 мл; 60 млн. МЕ/мл, 0,5 мл; 250 мкг/мл, 1.2 мл.
  2. В описании объекта закупки указан следующий препарат:Декстроза раствор для внутривенного введения, 400 мг/мл,10 мл, где 400 мг/мл, 10 мл 40%, 10 мл
  3. В описании объекта закупки препарат ( таблетки) с дозировкой: 500мг в количестве 10 штук. В случае если участник предлагает дозировку 600 мг, то количество остается прежним – 10 штук. Если участник предлагает дозировку 300 мг - то количество препарата должно составлять– 20 штук.
  4. В описании объекта закупки указан следующий препарат: Паклитаксел концентрат для приготовления раствора для инфузий 6 мг/мл, 16.7 мл соответствует Паклитаксел, концентрат для приготовления раствора для инфузий 6 мг/мл,17 мл

 

В свою очередь, в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте аукционной документации) указано в том числе следующее:

«..В случае наличия в описании предмета закупки сведений о включении предмета закупки в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, наличии в предмете закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, первая часть заявки должна содержать однозначно понимаемые показатели, позволяющие оценить соответствие предлагаемого участником товара требованиям Заказчика.

При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Части 7 «Описание объекта закупки» - (далее - Описание объекта закупки) настоящей документации.

Предоставляемые участником значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами: «эквивалент», «аналог», «или», «либо», «не более», «не менее», «более», «менее», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «должен быть», «не должен быть», «около», за исключением случаев, когда в Описании объекта закупки имеется указание на то, что значения показателей являются конкретными. В таком случае, участниками значения показателей указываются в соответствии  со значениями, установленными в Описании объекта закупки и могут сопровождаться словами: «эквивалент», «аналог», «или», «либо», «не более», «не менее», «более», «менее», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «должен быть», «не должен быть», «около».

 Если в Описании объекта закупки устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается словами «в диапазоне не уже», «в диапазоне не шире», Участником закупки должен быть предложен товар с конкретными значениями верхнего и нижнего предела показателя, соответствующими заявленным требованиям, либо попадающим в обозначенный диапазон, но без сопровождения словами «не уже», «не шире», «не выше», «не ниже».

Если в Описании объекта закупки устанавливается показатель, наименование которого сопровождается словами «от__до__», «_ - _», то Участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением показателя, входящим в указанный диапазон или диапазонным значением в границах указанных значений без сопровождения словами «от», «до».

 Перечисление показателей через «запятую» означает, что предлагаемый к поставке товар должен соответствовать всем перечисленным показателям (требованиям).

В случае установления в Описании объекта закупки в качестве требований к товару показатели, сопровождающиеся словом «наличие», участнику закупки достаточно указать «наличие».

Использование союза «или» при указании (перечислении) показателей товара указывает участнику на необходимость выбора между ними одного из перечисленных показателей.

Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом фразами «не более» и/или «не менее» участником в предложении устанавливается конкретное значение показателя без сопровождения словами «не более», «не менее».

Таким образом, при подготовке заявки участник закупки должен исходить из того, что он готовит заявку с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в документации об аукционе в ч. 7 «Описание объекта закупки» после полного изучения содержания документации, руководствуясь общепринятыми обозначениями и наименованиями  в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

В случае если в составе первой части заявки на участие в аукционе в форме участником аукциона не указаны конкретные значения показателей товара, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе…».

Таким образом, из содержания вышеуказанных положений инструкции не представляется возможным однозначно определить какую именно информацию, указанную в части 7 «Описание объекта закупки» следует представить участнику в первой части заявки: исключительно МНН лекарственного препарата и характеристики товара из табличной части технического задания, либо же в целом всю информацию, обозначенную в части 7 «Описание объекта закупки», а также требуется ли от участника закупки еще раз подтверждения, о том, что Цефоперазон+Сульбактам включен в перечень ЖНВЛС, а наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в его составе нет.

Кроме того, в абзаце 14 инструкции указано, что «в случае если в составе первой части заявки на участие в аукционе в форме участником аукциона не указаны конкретные значения показателей товара, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе».

Вместе с тем, разработанное и утвержденное заказчиком описание объекта закупки (часть 7 документации об аукционе) не содержит такого понятия как «значение показателей товара», а также не указано что следует расценивать как «показатели товара», что может ввести участников закупки в заблуждение и привести к необоснованному отказу в допуске к участию в электронного аукционе, в виду чего, при формировании описания объекта закупки заказчику следует использовать общепринятые обозначения и понятия, установленные Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Так, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Данные требования применяются при подготовке документации о закупке любым способом.

В силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, связанные с определением соответствия выполняемой работы, услуги, поставляемого товара потребностям заказчика, в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Анализ указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что заказчик при разработке документации об аукционе должен чётко и однозначно сформулировать все её условия, в том числе корректно и однозначно прописать положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Документация о проведении закупки не должна содержать возможность её вариативного понимания, соответственно, – субъективного толкования предложений, указанных в заявках участников, комиссией уполномоченного органа.

Условия документации об аукционе должны содержать ясные и чёткие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник закупки, подающий заявку на право участия в аукционе, при решении вопроса об участии в аукционе имел чёткое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям должен соответствовать поставляемый товар, предлагаемая работа, услуга.

Из изложенного следует, что в целях исключения субъективного усмотрения при разрешении вопроса о допуске участников к участию в электронном аукционе, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально чётко и конкретно сформулировать свои требования относительно объекта закупки и требования к описанию такого объекта участниками закупки в своих заявках. Наличие же в требованиях заказчика каких-либо разночтений исключает последующую возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Вместе с тем, положения инструкции рассматриваемой аукционной документации не содержат чётких указаний по предоставлению сведений о конкретных показателях предполагаемого к поставке товара.

В абзаце 4 инструкции указано, что « ..в случае наличия в описании предмета закупки сведений о включении предмета закупки в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, наличии в предмете закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, первая часть заявки должна содержать однозначно понимаемые показатели, позволяющие оценить соответствие предлагаемого участником товара требованиям Заказчика».

Как следует из описания объекта закупки (часть 7 аукционной документации), в соответствии с Постановлением Правительства Российской  Федерации  от  08 февраля  2017 № 145  «Об  утверждении  Правил  формирования  и  ведения  в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и  муниципальных  нужд  и  Правил  использования  каталога  товаров, работ, услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд», заказчик указал, что:

- лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: Да

- наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Нет. 

Это соответствует каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), который размещен на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и информацию (наименование, описание товара, работы, услуги) с которого должны использовать Заказчики при описании объекта закупки, а именно для позиций каталога соответствующих кодам: 21.20.10.191-000037-1-00007-0000000000000, 21.20.10.191-000037-1-00003-0000000000000.

Таким образом, заказчик при описании объекта закупки должен указать включен ли требуемый к поставке лекарственный препарат в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также есть ли в лекарственном препарате наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.

Как указано выше, в части 7 «Описание объекта закупки» документации об аукционе однозначно и утвердительно, без возможности вариативного толкования обозначено, что Цефоперазон+Сульбактам включен в перечень ЖНВЛП, а наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в его составе нет.

В извещении о проведении электронного аукциона от 30.03.2018 № 0380200000118001334 также указано, что требуемый к поставке Цефоперазон+Сульбактам включен в перечень ЖНВЛП.

Вместе с тем, заявитель в своём обращении указывает, что «Участник в составе первой части заявки выразил согласие на поставку товара в соответствии с требованиями аукционной документации, то есть, в том числе, соответствующего следующим критериям: «Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: Да». «Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Нет», так как данные требования неизменны».

Таким образом, при подготовке заявки на участие в аукционе из положений аукционной документации и инструкции по заполнению заявки участник не смог однозначно понять и даже предположить, что информация о том, что лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и в лекарственном препарате отсутствуют наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры – как раз и является теми самыми показателями, которые необходимо представить участнику в первой части заявки и о которых говорит заказчик в абзаце 4 инструкции.

По мнению Инспекции Хакасского УФАС России, приведённые в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе формулировки приводят к тому, что потенциальные участники аукциона лишены чёткого понимания того, какие именно показатели и их значения необходимо указать участнику в первой части заявки, в виду чего, комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком – ГБУЗ «РКБ имени Г.Я. Ремишевской» (он же координатор закупки в соответствии с Соглашением от 13.03.2018) не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Кроме того, на основании вышеизложенного, с учётом конкретных обстоятельств дела, Инспекция антимонопольного органа также полагает, что формальные недостатки, допущенные участником, которые не влияют на достоверность и обоснованность содержащихся в ней сведений об объекте рассматриваемой закупки, не могут рассматриваться в качестве объективных причин для отклонения заявки участника.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по формальным основаниям, с учетом отсутствия в аукционной документации ясных и четких требований, предъявляемых заказчиком к содержанию заявки, недопустимо.

При таких обстоятельствах, Инспекция антимонопольного органа признаёт довод заявителя обоснованным, поскольку первая часть заявки ООО «ПОРТЕР» (а также иных четырёх участников закупки) признана комиссией уполномоченного органа не соответствующей требованиям документации об аукционе и отклонена по формальному основанию, следовательно, комиссией уполномоченного органа нарушены требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 Кроме того, Инспекцией Хакасского УФАС России также установлено следующее.

  • Согласно пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе в сфере закупок.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечёт прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определённого в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьёй 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Однако, конкретный срок действия контракта документацией об аукционе № ЭА/18-001594 от 30.03.2018 не предусмотрен.

В этой связи, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия муниципального контракта.

Таким образом, в нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в документации об аукционе заказчиком не установлен срок действия контракта, в связи с чем, невозможно установить и срок действия банковской гарантии при самостоятельном выборе ее в качестве обеспечения исполнения контракта, поскольку срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Действия должностного лица заказчика, допустившего вышеуказанное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  • В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063».

Пунктом 10 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Аналогичное положение, в соответствии с пунктом 10 Правил, предусмотрено в пункте 11.9 государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (часть 6 аукционной документации).

Вместе с тем, пунктами 11.11 и 11.16 контракта также предусмотрено взыскание с поставщика пени за следующее действие (бездействие) с его стороны:

11.11. В случае непредоставления Поставщиком информации, указанной в подпункте 3.1.10 Контракта, в срок, установленный подпунктом 3.1.6 Контракта, с Поставщика взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Поставщиком с соисполнителем. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

В случае непредоставления Поставщиком информации, указанной в подпункте 3.1.10 Контракта, в срок, установленный подпунктом 3.1.6 Контракта, с Поставщика взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Поставщиком с соисполнителем. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Указанный порядок и размер начисления пени противоречит положениям пункта 10 Правил и не соответствует требованиям части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также фактически предусматривает для поставщика двойную ответственность за одно и тоже правонарушение, что является недопустимым, противоречащим в том числе и положениям гражданского законодательства.

Однако, указанные заказчиком подпункты 3.1.6 и 3.1.10 в государственном контракте отсутствуют, в виду чего, в данном конкретном случае, Инспекция Хакасского УФАС России не признает заказчика нарушившим указанные нормы Закона. Вместе с тем, в дальнейшем, при размещении иных закупок, заказчикам следует учесть указанное несоответствие и противоречие положений проекта контракта действующему законодательству.

Заключение.

По результатам проведения внеплановой проверки деятельности уполномоченного органа – Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, заказчиков (ГБУЗ РХ «Таштыпская РБ», ГБУЗ РХ «РКОД», ГБУЗ РХ «РКБ имени Г.Я. Ремишевской», ГБУЗ РХ «Абазинская городская больница», ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ», ГБУЗ РХ «Абаканская МКБ») при проведении электронного аукциона на поставу цефоперазона+сульбактам на 2 полугодие 2018 год (закупка № 0380200000118001334) в действиях заказчика - ГБУЗ РХ «РКБ имени Г.Я. Ремишевской» выявлены нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а в действиях комиссии уполномоченного органа установлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку на момент проведения внеплановой проверки заказчиками заключены государственные контракты.

Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.

 

Акт составлен в 1 экземпляре на 17 страницах.

 

Руководитель инспекции

Участники инспекции