АКТ ПРОВЕРКИ №9

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

 

г. Абакан                                                                                  4 декабря 2019 года

 

АКТ ПРОВЕРКИ

9

 

 

На основании пункта 11 части 1 статьи 23, статей 24, 25, 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № 144 от 23 августа 2019 года проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, юридический адрес: 655740, Республика Хакасия, с. Таштып, ул. Луначарского, 17.

Продолжительность проверки: с 09.09.2019 г. по 04.10.2019 г. включительно (20 рабочих дней).

В соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 04.10.2019 г. № 174 срок проведения плановой выездной проверки в отношении Администрации Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия продлен до 04.12.2019 г.

Акт составлен: «…», ведущим специалистом – экспертом отдела антимонопольного законодательства и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

С копией приказов о проведении проверки, о продлении срока проведения проверки ознакомлен: Глава Администрации Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия «…».

Руководитель инспекции:

«…» – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение № 18406;

Члены инспекции:

«…» – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение № 16497;

«…» – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение № 19405.

«…» – ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение № 19407.

При проведении проверки присутствовали: «…», «…», «…», «…».

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся: Глава Администрации Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия «…».

Целью и задачей проверки является: обеспечение контроля за соблюдением Администрацией Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проверки инспекцией антимонопольного органа выявлены следующие контракты, заключенные Администрацией Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия:

 

1) с Государственным унитарным предприятием Республики Хакасия «Таштыпское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее - ГУП РХ «Таштыпское ДРСУ»):

  1. Муниципальный контракт № 10/17 от 01.06.2017 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  2. Муниципальный контракт № 11/17 от 05.06.2017 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  3. Муниципальный контракт № 12/17 от 13.06.2017 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  4. Муниципальный контракт № 13/17 от 19.06.2017 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  5. Муниципальный контракт № 14/17 от 22.06.2017 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  6. Муниципальный контракт № 15/17 от 29.06.2017 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  7. Муниципальный контракт № 16/17 от 03.07.2017 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  8. Муниципальный контракт № 63 от 01.06.2018 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  9. Муниципальный контракт № 64 от 04.06.2018 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  10. Муниципальный контракт № 65 от 06.06.2018 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  11. Муниципальный контракт № 66 от 08.06.2018 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  12. Муниципальный контракт № 67 от 13.06.2018 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  13. Муниципальный контракт № 68 от 15.06.2018 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.
  14. Муниципальный контракт № 69 от 18.06.2018 г. на выполнение работ по ямочному ремонту струйно-инъекционным методом улиц в с. Таштып на сумму 99 999,00 руб.

 

2) с ИП «…»:

  1. Муниципальный контракт № 77/18 от 01.07.2018 г. по установке металлических оград, устройству бетонной лестницы и пандуса, производству озеленения на сумму 99 487,00 руб.
  2. Муниципальный контракт № 78/18 от 01.07.2018 г. по установке металлических оград, устройству бетонной лестницы и пандуса, производству озеленения на сумму 99 696,00 руб.
  3. Муниципальный контракт № 123/18 от 11.08.2018 г. по устройству бетонных ступеней на сумму 99 974,00 руб.
  4. Муниципальный контракт № 124/18 от 11.08.2018 г. по устройству бетонных ступеней на сумму 99 853,00 руб.
  5. Муниципальный контракт № 152/18 от 11.12.2018 г. по выполнению работ по заготовке, транспортировке и монтажу ледяных заготовок на сумму 90 000,00 руб.
  6. Муниципальный контракт № 153/18 от 11.12.2018 г. по выполнению работ по заготовке, транспортировке и монтажу ледяных заготовок на сумму 99 900,00 руб.

 

3) с ООО «…»:

  1. Муниципальный контракт № 134/18 от 10.08.2018 г. по выполнению работ по горизонтальной разметке проезжей части на улично-дорожной сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия на сумму 4664,64 руб.
  2. Муниципальный контракт № 135/18 от 10.08.2018 г. по выполнению работ по горизонтальной разметке проезжей части на улично-дорожной сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия на сумму 99 850,10 руб.

 

4) с ИП «…»:

  1. Договор № 07/11 от 22.11.2018 г. по купле-продаже детского оборудования производства АО «КСИЛ», г. Санкт-Петербург на сумму 97 460,00 руб.
  2. Договор № 08/11 от 22.11.2018 г. по купле-продаже детского оборудования производства АО «КСИЛ», г. Санкт-Петербург на сумму 33 040,00 руб.

 

Помимо этого, Администрацией Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия приняты следующие постановления:

  1. Постановление № 296 от 21.12.2017 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 22049 кв.м., с кадастровым номером 19:09:100112:185, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Таштып, ул. Первомайская, 77, из категории земель – земли населённых пунктов, отнесенный к видам разрешенного использования – для размещения склада на вид разрешенного использования земельного участка – объекты торговли.
  2. Постановление № 26 от 26.01.2018 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 22049 кв.м., с кадастровым номером 19:09:100112:3, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Таштып, ул. Первомайская, 77, из категории земель – земли населённых пунктов, отнесенный к видам разрешенного использования – для размещения склада на вид разрешенного использования земельного участка – объекты торговли, бытового обслуживания (ремонтные мастерские различного профиля, прачечные, химчистки и др.).
  3. Постановление № 27 от 26.01.2018 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 2531 кв.м., с кадастровым номером 19:09:100106:148, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Таштып, ул. Советская, 2е, из категории земель – земли населённых пунктов, отнесенный к видам разрешенного использования – для производственных целей на вид разрешенного использования земельного участка – для объектов складского назначения различного профиля.
  4.  Постановление № 197 от 19.06.2018 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 16086 кв.м., с кадастровым номером 19:09:100101:4, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Таштып, ул. Советская, 3, из категории земель – земли населённых пунктов, отнесенный к видам разрешенного использования – для размещения производственной базы строительного предприятия на вид разрешенного использования земельного участка – обеспечение сельскохозяйственного производства.
  5. Постановление № 327 от 04.10.2018 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 500 кв.м., с кадастровым номером 19:09:100112:150, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Таштып, ул. Виноградова, 24Б, из категории земель – земли населённых пунктов, отнесенный к видам разрешенного использования – для строительства диспетчерской такси «Бумер» и стоянки для автомашин такси на вид разрешенного использования земельного участка – предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
  6. Постановление № 302-а от 25.12.2017 г. о безвозмездной передаче материальных ценностей с баланса Администрации Таштыпского сельсовета на баланс Общества с ограниченной ответственностью «Таштыпэнерго» на сумму 90 713,26 руб.

 

Рассмотрев материалы плановой выездной проверки, инспекция Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

При заключении вышеуказанных контрактов Администрацией Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия публичные процедуры на право заключения контрактов не проводились.

Целями Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее - Закон о защите конкуренции) являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 данного Закона).

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 5 статьи 24 указанного Закона предусмотрено, что заказчик, выбирая способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы, не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещаются действия, указанные в пункте 4 указанной статьи, а именно - ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Администрацией Таштыпского сельсовета Таштыпского района в ответ на Требование Хакасского УФАС России от 26.09.2019 г. (исх. № 04-8866/АК) поступили пояснения, согласно которым при заключении контрактов Администрация руководствуется положениями пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе: заключение договоров на сумму, не превышающую сто тысяч рублей по каждому контракту. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

При проведении проверки антимонопольным органом не установлено наличие антиконкурентных соглашений между Администрацией Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия и хозяйствующими субъектами, о которых могла бы свидетельствовать переписка и иные связи между органом местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в рассматриваемом случае, не применим.

Также в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирает заказчик.

Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей (в редакции действовавшей до 01.07.2019, сумма определена в сто тысяч рублей), при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Так как указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений, требования указанной нормы Закона формально считаются соблюденными.

Также согласно информации Администрации от 26.09.2019 г. (исх. № 04-8866/АК) постановление № 302-а от 25.12.2017 г. о безвозмездной передаче материальных ценностей с баланса Администрации Таштыпского сельсовета на баланс Общества с ограниченной ответственностью «…» на сумму 90 713,26 руб. вынесено в связи с передачей объектов для капитального ремонта сетей тепло- и водоснабжения.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, указанных в пунктах 1-16 указанной статьи.

Имущество, указанное в акте безвозмездной передачи товарно-материальных ценностей с баланса Администрации Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия на баланс ООО «…» от 25.12.2017 г., не подпадает под случаи, указанные в пунктах 1-16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, проведение конкурентных процедур в данной ситуации было обязательно для Администрации Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия.

Постановление № 296 от 21.12.2017 г., Постановление № 26, Постановление № 27 от 26.01.2018 г., Постановление № 197 от 19.06.2018 г., Постановление № 327 от 04.10.2018 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка приняты на основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 41, статьи 42, статьи 43, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и заявлений собственников земельных участков.

Вместе с тем, Хакасским УФАС России была изучена правовая природа Постановления № 327 от 04.10.2018 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка из категории земель – земли населённых пунктов, отнесенный к видам разрешенного использования – для строительства диспетчерской такси «…» и стоянки для автомашин такси на вид разрешенного использования земельного участка – предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, Постановления № 296 от 21.12.2017 г., а также Постановления № 26 от 26.01.2018 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка, из категории земель – земли населённых пунктов, отнесенный к видам разрешенного использования – для размещения склада на вид разрешенного использования земельного участка – объекты торговли.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Спорные земельные участки, а именно изначально предназначенные для размещения склада, не подпадают под указанные в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ случаи.

В соответствии с положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) торги представляют собой особый способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди нескольких предложивших лучшую цену или лучшие условия, то есть содержит принцип состязательности хозяйствующих субъектов. Процедура проведения торгов позволяет вывить потенциальных желающих получить земельный участок.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, согласно пункту 8 части 1 статьи 15 указанного Закона, запрещается создание дискриминационных условий.

Таким образом, непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу, что может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате издания соответствующих постановлений, изменен предмет договоров аренды (вид разрешенного использования земельного участка), у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

Кроме того, изменение существенных условий может привести к ограничению конкуренции, поскольку изменение условий договора может повлечь за собой изменение круга заинтересованных в заключении договора аренды на земельный участок, участии в соответствующих торгах лиц.

В связи с чем, по результатам проведенной плановой проверки инспекция Хакасского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия Администрации Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия противоречат положениям части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Прилагаемые документы: Проверочный лист

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

_________________________________                       

 

 

«…»

 

_________________________________                    

 

«…»

_________________________________                        

 

«…»

_________________________________                                           

 

«…»

С актом проверки ознакомлен (а):

 

 

20

 

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Копию акта со всеми приложениями (за исключением документов, полученных от проверяемого лица) получил (а):

 

20

 

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт________________________________________________________________

 

 

Руководитель инспекции:

 

_________________________________                                               «…»