Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

 

  1. Общие положения.

 

Настоящий анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Республике Хакасия проводится во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции  на товарных рынках на 2011-2012 годы».

Анализ данного рынка проведен в соответствии с методическими  рекомендациями ФАС России  от 22.04.2011 №АК/1521, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220,

Анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

 

Законодательной и нормативной базой для данного заключения служат:

 

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  •  Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»;
  • Федеральный закон от 08,11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026 (далее – Порядок анализа рынка);
  •  Методические рекомендации по анализу рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, разработанные ФАС России (далее – Методические рекомендации);
  • «Общероссийский классификатор продукции видов экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст;
  • Информация, представленная в адрес Хакасского УФАС России от:

- Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия»;

- Автономного учреждения Республики Хакасия «Государственная экспертиза Республики Хакасия»;

- Министерства регионального развития Республики Хакасия;

- Администраций муниципальных образований;

- Генеральных подрядчиков.

 

  1. Определение временного интервала исследования.

 

Временной период исследования согласно методических рекомендаций  – 2008-2010 годы.

 

  1. Определения продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

 

Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен  в «Общероссийском классификаторе продукции видов экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст в разделе F – строительство; класс 45- строительство;, подкласс 45.2 строительство зданий и сооружений; группа 45.21 – производство общестроительных работ; подгруппа 45.21.2 производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог.

 

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

В соответствии с методическими рекомендациями, в целях проведения данного анализа продуктовыми границами рассматриваемых рынков будут являться услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов.

 

IV . Определение географических границ товарных рынков.

 

В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;
  3. автомобильные дороги местного значения;
  4. частные автомобильные дороги.

Согласно методических рекомендаций для целей настоящего исследования территориальные органы ФАС России проводят анализ рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей - тоннелей, мостов и путепроводов, находящихся в частной собственности, а также регионального, межмуниципального и местного значения в географических границах субъектов Российской Федерации, а именно Республикой Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

На территории республики Хакасия выявлены следующие автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные дороги.

 

 

№ п/п

Значение автомобильных дорог

Протяженность автомобильных дорог, км

Соотношение к общей протяженность автомобильных дорог, %

1.

региональные

357,6

7,5

2.

межмуниципальные

2242,0

46,7

3.

местные

2199,39

45,8

4

частные

---

---

 

ВСЕГО:

4798,99

100,0

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном  рынке.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

 

  1. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих  субъектов на рынках.

 

Расчет общего объема, произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках осуществляется на основании показателя объема продаж в стоимостном выражении.

Доля хозяйствующего субъекта на данных рынках рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема продаж, данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемых рынках к общему объему продаж рассматриваемых рынков отдельно в стоимостном выражении.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рассматриваемых рынках определяется по итогам каждого года

(2008 год, 2009год и 2010год).

 

В связи с тем, что данные по показателям объема продаж в натуральном выражении от хозяйствующих субъектов поступили не по всем видам выполняемых работ.  Некоторые хозяйствующие субъекты  представили объем выполненных работ в штуках, другие в кв. км., (что допустимо в требуемой таблице) сопоставить эти данные, а также свести воедино не представляется возможным. Согласно порядка проведения анализа, а также методических рекомендаций расчет объема товарных рынков произведем по стоимостным показателям.

Расчет долей осуществляется отдельно для субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно (в отношении работ, выполненных своими силами).

 

  1. Определение барьеров входа на товарные рынки.

 

Хакасским УФАС России проведен опрос хозяйствующих субъектов о существующих барьерах в сфере дорожного строительства. Данные представлены в таблице 6.

Информация, полученная Хакасским УФАС России от департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства, а также от органов местного самоуправления  говорит о том, что средний срок рассмотрения заявлений в случае выдачи разрешения составляет от 3 до 10 дней при выдачи разрешения на строительство, и от 1 до 23 дней при выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. (таблица 7)

В автономном учреждении Республики Хакасия «Государственная экспертиза Республики Хакасия» получена информация о выданных заключениях государственной экспертизы. (таблица 8). Порядок проведения государственной экспертизы установлен Градостроительным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». На основании п.30 Положения этого Постановления, Правительством Республики Хакасия принято Постановление от 08.02.2011 №51 «О сроке проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», которым сокращен срок проведения государственной экспертизы с 90 до 60 дней.

Информация об осуществлении государственного строительного надзора представлена по запросу Хакасского УФАС России Министерством регионального развития Республики Хакасия. (таблица 9). Автономное учреждение республики Хакасия «Государственная экспертиза Республики Хакасия2 создано на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 10.02.2010 №41. Количество жалоб за период с 11.03.2010 по 31.12.2010 одна. Оспорено одно отрицательное заключение. В ходе судебного разбирательства заключено мировое соглашение.

 

  1. Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

 

Согласно методических рекомендаций расчет показателей проводится отдельно по генеральным подрядчикам и по субподрядчикам, а также отдельно по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и строительству, реконструкции, капитальному искусственных дорожных сооружений.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

 

  • Коэффициент рыночной концентрации (CR);

                           n

CRn = SUM D , где

                   I=1

D - Выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта на товарном рынке,

n –число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

 

  • Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

                    N   2

 HHI = SUM   Di      ,  где

                  I=1            

D I  - выраженная в процентах доля  i-го хозяйствующего субъекта,

действующего на товарном рынке;

 

N   - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

 

Генеральные подрядчики

 

 

 

 

CR

HHI

уровень концентрации

2008

строительство, реконструкция, кап. ремонт  дорог

47,55

765

низкий

искусственные дорожные сооружения

CR (2) 100,0

9690

высокий

2009

Строительство, реконструкция, кап. ремонт  дорог

68,46

1934

умеренный

искусственные дорожные сооружения в

Работы не выполнялись

2010

Строительство, реконструкция, кап. ремонт  дорог

73,0

1888

умеренный

искусственные дорожные сооружения

CR (1) 100,0

10000

высокий

 

Субподрядчики

 

 

 

 

CR

HHI

уровень концентрации

2008

Строительство, реконструкция, кап. ремонт  дорог

Работы не выполнялись

искусственные дорожные сооружения

Работы не выполнялись

2009

Строительство, реконструкция, кап. ремонт  дорог

CR (2) 100,0

8256

высокий

искусственные дорожные сооружения

Работы не выполнялись

2010

Строительство, реконструкция, кап. ремонт  дорог

100,0

3936

высокий

искусственные дорожные сооружения

Работы не выполнялись

 

  1. Выводы

 

Анализ рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов в географических границах Республики Хакасия отдельно за 2008 год, за 2009 год, за 2010 год показал следующее.

 

По генеральным подрядчикам:

Рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог относится:  в2008 году к рынку с развитой конкуренцией, в 2009 году – к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в 2010 году к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

Рынок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений относится:  в 2008 году к рынку с неразвитой конкуренцией, в 2009  году этот вид деятельности в Республики Хакасия не осуществлялся, в 2010 году к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

По субподрядчикам:

Рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог относится: в 2008 году – этот вид деятельности на территории Республики Хакасия субподрядчиками не осуществлялся, в 2009 году – к рынку с неразвитой конкуренцией, в 2010 году к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

Рынок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений относится:  в 2008, 2009,2010 годах  этот вид деятельности в Республики Хакасия субподрядчиками не осуществлялся.