Разъяснения ФАС России в отношении действий Россельхознадзора в части ограничения круга организаций, оказывающих услуги по обеззараживанию подкарантинной продукции

 

В ФАС России поступают многочисленные обращения организаций и индивидуальных предпринимателей, с просьбой дать разъяснения касательно правомерности действий Россельхознадзора, в части ограничения письмом Россельхознадзора от 13.12.2010 г. № ФС-АС-3/16433 круга организаций, оказывающих услуги по обеззараживанию подкарантинной продукции.

В первую очередь следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 352 услуга по обеззараживанию подкарантинной продукции в соответствии с нормами и правилами обеспечения карантина растений и выдача документа, подтверждающего обеззараживание, включена в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.

Указанное постановление Правительства Российской Федерации, а также Федеральный закон от 27.06.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не содержат каких-либо ограничений круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, работы по обеззараживанию подкарантинных объектов могут осуществляться не только государственными учреждениями, но и иными хозяйствующими субъектами, которые отвечают требованиям законодательства, в частности приказу Минсельхоза России от 29.08.2008 № 414 «Об организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации» (далее – Приказ № 414).

Вместе с тем, Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» и Приказом № 414 определено, что проведение работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации в отношении продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, осуществляется только организациями подведомственными Россельхознадзору и Минсельхозу России.

Письма Россельхознадзора (от 11.08.2010 г. № ФС-АС-3/9810, от 17.11.2010 г. № ФС-ГК-3/14263, от 13.12.2010 г. № ФС-АС-3/16433) устанавливают из подведомственных Россельхознадзору учреждений перечень организаций, уполномоченных осуществлять деятельность в области обеззараживания подкарантинных объектов в карантинных фитосанитарных целях (далее – перечень), в целях выдачи импортных карантинных разрешений.

Вышеназванные письма не распространяются на случаи обеззараживания подкарантинной продукции при межрегиональных перевозках. Указанный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.12.2011 по делу № А40-22521/11-153-174. Кроме того, Суд отмечает, что работы по обеззараживанию в иных сферах жизнедеятельности могут проводиться и иными методами (влажным, аэрозольным и т.д.).

В соответствии с позицией Суда факты отказа территориальных органов Россельхознадзора от принятия актов о проведенных обеззараживаниях аэрозольно-влажным или аэрозольными способами либо проведенных организациями, не включенными в перечень, при проведении работ по обеззараживанию подкарантинных объектов или при межрегиональных перевозках свидетельствуют о неверном толковании территориальными органами Россельхознадзора указаний федерального органа исполнительной власти.

Указанные выше действия территориальных органов Россельхознадзора могут привести к созданию дискриминационных условий на рынке оказания услуг по обеззараживанию подкарантинной продукции в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений, и могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) «О защите конкуренции».

С целью предотвращения необоснованного препятствования осуществлению предпринимательской деятельности ФАС России проводит работу по рассмотрению заявлений (обращений) по фактам незаконного ограничения организаций, оказывающих услуги по обеззараживанию подкарантинных объектов.

Все заинтересованные лица могут направить имеющуюся информацию по данному вопросу в Управление административной реформы и контроля платных государственных услуг.