Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов.

Основанием для проведения анализа оценки состояния конкурентной среды является поступление в Хакасское УФАС России заявлений рекламного агентства «Медведь», ООО «Видеоканал-Абакан», ООО «Сибирская Информационная Компания», ООО «Телерадиокомпания «Сибирь» (далее заявители) на действия ФГУП «РТРС» по филиалу Радиотелевизионный передающий центр Республики Хакасия, и возбуждение дела № 10-А-Т-11. 

Настоящий анализ проводится в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

 

Целью настоящего анализа является изучение сложившихся характеристик товарного рынка и установления наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Законодательной и нормативной базой для данного заключения служат:

 

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции);
  • Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»;
  • Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
  • Порядок проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026 (далее – Порядок анализа рынка);
  •  «Общероссийский классификатор по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007г. №329-ст);
  • Материалы дела № 10-А-Т-11.

 

  • Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

В соответствии с Главой II Порядка анализа рынка и исходя из целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации требуется провести  ретроспективный анализ состояния конкурентной среды, т.е. необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка.

Исследование товарного рынка проводится на основании документов и материалов,  поступивших в Хакасское УФАС России на момент проведения настоящего анализа.  

Покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени.

Исходя из характеристик товарного рынка, обусловливающих выбор покупателя, а также исходя из материалов дела  временной интервал возьмем 2010 год - первое полугодие 2011 года.

Исходя из вышесказанного период исследования товарного рынка определим 2010 год-1 полугодие 2011 года.

 

  • Определение продуктовых  границ  товарного  рынка.

 

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с главой III Порядка анализа рынка.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - это объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, данный вид услуги является товаром.

Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен  в «Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС2002)» (принят и введен Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) в разделе I – услуги транспорта, складского хозяйства и связи; подраздел  IA – услуги транспорта, складского хозяйства и связи; класс – услуги почты и электросвязи с кодом 64; подкласс – услуги  электросвязи с кодом 64.2; группа – услуги электросвязи с кодом 64.20; подгруппа – услуги прочие в области электросвязи с кодом 642.20.2; вид - услуги связи для целей эфирного вещания с кодом 64.20.21.

 

 Согласно Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» услуга связи – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Трансляция телеканалов и (или) радиоканалов – это прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала.

 В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.

Между рекламным агентством «Медведь» и ФГУП «РТРС» по филиалу Радиотелевизионный передающий центр Республики Хакасия (далее РТПЦ) заключен договор оказания услуг от 01.01.2007г. №01/07. Предмет договора  услуги по распространению программы радиовещания «Хакасская волна». В договоре указана мощность передатчика1кВт в FM-диапазоне на частоте 106,7 МГц.

Между ООО «Видеоканал-Абакан» и РТПЦ заключен договор на предоставление услуг по распространению программы телевидения ООО «Видеоканал-Абакан» на технических средствах РТПЦ от 10.03.2005г. №17/05. Предмет договора обязательства по распространению программы телевидения в г. Абакане.  В договоре указано предоставлять услуги по распространению программы телерадиовещания в пределах действующих лицензий на вещание.

Между ООО «Сибирская Информационная Компания»  и РТПЦ заключен договор на предоставление услуг по распространению программы радиовещания на технических средствах РТПЦ от 28.12.2007г. №21/07. Обязательства договора  предоставлять услуги по приему и распространению программы радиовещания в г. Абакане в указанных диапазонах. В договоре указано предоставлять услуги по приему и распространению программы радиовещания в г. Абакане радиовещательными передатчиками ТХ-250 в диапазоне УКВ и ТХS-500 в диапазоне FM на частотах 69,92 и 105,7 МГц в режиме стерео, ретрансляцию сигнала программа «Енисейское радио» с УКВ-2 105,7 МГц на УКВ-2 107,2 МГц на ГПЦ гора Гладенькая.

Между ООО «Телерадиокомпания «Сибирь» и РТПЦ заключен договор на предоставление услуг по распространению программы телевидения и радиовещания «ТРК Сибирь» на технических средствах РТПЦ от 11 января 2005 г №13/05. Предмет договора обязательства по распространению программы телевидения и радиовещания. В договоре указано, предоставлять услуги по распространению программ телевидения и радиовещания в г. Абакане, г. Саяногорске, п. Майна, п. Черемушки . Предоставлять услуги по распространению программы телерадиовещания в пределах действующих лицензий на вещание.

То есть, согласно условий договора, продуктовые границы определены как  предоставление услуг по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены  в совершении действий РПЦ, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. А именно, перерывы вещания в г. Абакане в августе 2011 год в связи с проведением работ на ТВ башне без согласования с заявителем. То есть, предметом рассмотрения являются услуги по распространению теле-радио программ для региональных каналов.

 

Мнение покупателей, приобретающих рассматриваемую услугу выявлено на основании анализа предмета договора, мнения заявителей, приобретающих данную услугу.  Продуктовые границы определены  как предоставление услуг по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов.

 

Согласно статьи 12 Закона РФ   от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности – оказание услуг связи.

В материалах дела имеются лицензии, выданные Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»:  №52736 на услуги связи для целей эфирного вещания,  № 49854 на услуги связи для целей эфирного вещания. Согласно условий осуществления деятельности в соответствии с лицензиями лицензиат обязан в соответствии с лицензией обеспечить предоставление пользователю прием сигналов программы (программ) телевизионного вещания и (или) радиовещания от вещателей; трансляции сигналов программы (программ) в эфире.

 

Свойства услуги по распространению теле-радио программ, для региональных каналов, определяющие выбор покупателя:

 

  • Функциональное назначение, в том числе цель потребления  и ее потребительские свойства - услуга по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов направлена на трансляцию сигналов (программ) в эфире;
  • Качественные характеристики -  оказание услуг возможно только в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.
  • Технические характеристики - необходимо выполнять условия, установленные при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;
  • Применение товара – профессиональное использование;

 

Услуга, потенциально являющаяся взаимозаменяемой для услуги по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов - эта услуга, входящая вместе с рассматриваемой услугой в одну классификационную группу общероссийских классификаторов.

 

Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен  в «Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС2002)» (принят и введен Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) в разделе I – услуги транспорта, складского хозяйства и связи; подраздел  IA – услуги транспорта, складского хозяйства и связи; класс – услуги почты и электросвязи с кодом 64; подкласс – услуги  электросвязи с кодом 64.2; группа – услуги электросвязи с кодом 64.20;

 

При сопоставлении по существенным свойствам услуги по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов эти виды деятельности не являются взаимозаменяемыми.  Покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении услугу по по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов.

При определении взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции покупатели также фактически не заменяют и не готовы заменять услуги по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов в процессе потребления на потенциально взаимозаменяемую – услуги электросвязи.

Услуга по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов является не взаимозаменяемой.

На основании вышеизложенного продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии Главой III Порядка анализа рынка  будут являться – услуги по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов.

 

  • Определение географических границ товарного рынка.

 

Определение географических границ товарного рынка определено в соответствии с главой IV Порядка анализа рынка.

 

Необходимо определить границы территории на которой покупатель (покупатели) приобретают или имеют экономическую возможность приобрести услугу и  не имеют такой возможности за ее пределами (определение географических границ рынка).

 

Продавцы

Покупатели

Хозяйствующие субъекты оказывающие услуги по распространению телерадиопрограмм для региональных каналов, заключившие договоры на оказание услуг связи с вещателем.

Хозяйствующие субъекты,  заключившие договоры на получение услуг по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов и имеющие лицензии на телевизионное вещание или радиовещание.

 

 

В Федеральном законе от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат такие виды деятельности как: оказание услуг связи, телевизионное вещание и радиовещание.

Согласно условий осуществления деятельности в соответствии с  лицензиями, выданными РТПЦ на услуги связи для целей эфирного вещания – имеется обязанность оказывать услуги связи на территории населенных пунктов Республики Хакасия, при выполнении условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.

  То есть, структура товаропотоков такова, что хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, действует на территории  Республики Хакасия.

 В разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов, действительном только  с условиями использования радиочастот и радиочастотных каналов прописан частотно-территориальный план РЭС. В нем указаны такие параметры как: мощность передатчика, высота передающей антенны над уровнем земли, географические координаты пункта установки передатчика.

Пунктом 8 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, оказание услуг связи в соответствии с лицензией допускается только при наличии лицензии на осуществление вещания и/или при наличии договора на оказание услуг связи с лицензиатом-вещателем.

У заявителей и РТПЦ заключены договора на услуги по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов.

То есть, деятельность РТПЦ на услуги связи для целей эфирного вещания не допускается без лицензии на осуществление вещания либо при наличии договора на оказание услуг связи. Значит осуществление деятельности РТПЦ на услуги связи для целей эфирного вещания не возможна без заключения указанных договоров с заявителями.

Следует отметить, что в свою очередь деятельность на телевизионное вещание и радиовещание также лицензируемая. Заявители, являющиеся вещателями, имеют указанные лицензии.  Согласно лицензий на телевизионное вещание и радиовещание, выданных вещателям, в них указана мощность, частота МГц,  наименования распространяемых средств массовой информации, направления вещания.

То есть, в лицензиях вещателей прописаны технические характеристики, определяющие вещание, частотные каналы. Этими характеристиками определены услуги связи, оказываемые РТПЦ.

Согласно заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Хакасия  организация, владея только лицензией на осуществление теле- радиовещания, в которой указывается определенная частота или радиочастотный канал не может сменить оператора связи, не потеряв используемую радиочастоту или радиочастотный канал. И наоборот, оператор связи, владеющий лицензией на оказание услуг связи для целей эфирного вещания, в которой прописана используемая радиочастота или радиочастотный канал не сможет запустить теле- радиоканал лицензиата вещателя, не имеющего на данный радиочастотный ресурс лицензию.

В данной сфере существуют особенности предоставления услуг. Возможность приобретателей  по доступу к инфраструктуре и ее использование возможно только при получении разрешительных документов, в которых прописаны технические параметры (определенная частота или радиочастотный канал). Географические границы услуг по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов ограничены частотным каналом.

 

Покупатель  приобретает услуги по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов на территории Республики Хакасия в границах частотных каналов и не имеет такой возможности за ее пределами.

В соответствии с заключением Управления Федеральной службы по надзору с в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Хакасия   в случае изменения места установки телевизионного и радиовещательного передатчика, а также высоты подвеса антенны, необходимо проводить экспертизу возможности использования радиоэлектронных средств и их электромагнитную совместимость. В случае получения положительного заключения экспертизы требуется переоформить  разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Данные процедуры требуют значительных временных  и финансовых затрат.

Покупатели исходя из функционального назначения, качественных  и технических характеристик оказываемой услуги и каких-либо других характеристик продавца выбирают продавца услуги и заключают с ним договор.

 

Условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара покупателем:

  • Оказывать услугу по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов можно только при наличии лицензии на услуги связи для эфирного вещания, а также имея необходимую инфраструктуру.
  • Покупатель не может изменить (увеличить)  район продаж, указанный в лицензии;
  • Отсутствует возможность перемещения услуги по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов от покупателя к продавцу. Продавцы  услуги могут только в одностороннем порядке оказывать данную услугу;
  • Региональные особенности спроса на рассматриваемый товар. В республике Хакасия, в соответствии со сложившимися характеристиками товарного рынка заявители - вещатели используют сооружения и объекты связи РТПЦ (мост сложения – башня, фидер, антенна).  

 

Исходя из условий обращения услуги по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов покупатели предпочитают приобретать услуги у продавца, имеющего все необходимые разрешительные документы на используемую частоту, а также необходимую инфраструктуру.

При определении географических границ, в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции приобрести услугу по распространению телерадиопрограмм для региональных каналов за пределами Республики Хакасия не представляется возможным, исходя из технической возможности и имеющихся разрешительных документов.

 

Определим границу территории на которой покупатель   приобретает услугу по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов у продавцов Республики Хакасия в пределах частотных каналов.

 

  • Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

 

продавцы

покупатели

ФГУП «РТРС» по филиалу Радиотелевизионный передающий центр Республики Хакасия

Рекламное агентства «Медведь», ООО «Видеоканал-Абакан», ООО «Сибирская Информационная Компания», ООО «Телерадиокомпания «Сибирь» и другие

 

Продавцом на данном товарном рынке является единственный хозяйствующий субъект ФГУП «РТРС» по филиалу Радиотелевизионный передающий центр Республики Хакасия.

 

  • Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Расчет объема товарной массы в обороте за 2010 год и первую половину 2011 года в продуктовых границах - услуги по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов, в географических границах - Республика Хакасия в пределах частотных каналов и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема оказанных услуг по договорам.

Объем оказанных услуг по договорам радиовещания составил 25 535,66 часов, 746,795 тысяч рублей. По договорам телевещания 246 869,56 часов, 10 238,487 тысяч рублей.

 

  • Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • Коэффициент рыночной концентрации;
  • Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

 

Коэффициент рыночной концентрации

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке, выраженная в процентах, определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Продавцом (поставщиком) рассматриваемого рынка услуг по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов за указанный период времени в географических границах рассматриваемого рынка является единственный хозяйствующий субъект  – ФГУП «РТРС» по филиалу Радиотелевизионный передающий центр Республики Хакасия, его доля превышает 50 %.

Показатели рыночной концентрации на этом рынке: CR1 приближен к  100%. 

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) сумма квадратов долей на товарном рынке, выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

HHI приближен  к 10000.

Рынок является высококонцентрированным, конкуренция не развита.  

 

  • Определение барьеров входа на товарный рынок.

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

  • Выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
  • Определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

 

а) экономические ограничения, в том числе:

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности в связи с уже сложившимися договорами и деловой репутацией;

-

 

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

-  осуществление услуг связи для целей эфирного вещания, а также телевизионное вещание и радиовещание возможно только с получения лицензий.

 

Барьеры входа на товарный рынок услуг по распространению теле-радиопрограмм для региональных  каналов преодолимы.  Однако, для их преодоления необходимы значительные финансовые и временные затраты.

 

VIII. Оценка положения хозяйствующего субъекта на рынке.

 

Рынок услуг по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

  • Вывод.

 

Проанализировав сложившиеся характеристики рассматриваемого рынка сделаем следующие выводы:

ФГУП «РТРС» по филиалу Радиотелевизионный передающий центр Республики Хакасия на рынке услуг по распространению теле-радиопрограмм для региональных каналов:

  •  имеет долю  более 35%;
  •  в географических границах, ограниченных Республикой Хакасия в пределах частотных каналов.
  •  показатели рыночной концентрации на этом рынке:: CR3 приближен к  100%.  Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана  приближен к  100%.  Приближен к 10 000;
  •  рынок является высококонцентрированным, конкуренция не развита