Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

 

  1. Общие положения.

 

Настоящий анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Республике Хакасия проводится во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции  на товарных рынках на 2011-2012 годы». Приказом ФАС России от 11.03.2012 № 135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66» временной интервал исследования данного товарного рынка изменен на период 2009-2011 гг.  

Анализ данного рынка проведен в соответствии с методическими  рекомендациями ФАС России  от 22.04.2011 №АК/1521, а также Изменениями в Методические рекомендации по анализу рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов (приложение к письму ФАС России от 13.04.2012 № АЦ/11418), в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

 

Законодательной и нормативной базой для данного заключения служат:

 

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  •  Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»;
  • Федеральный закон от 08,11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026 (далее – Порядок анализа рынка);
  •  Методические рекомендации по анализу рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, разработанные ФАС России (далее – Методические рекомендации);
  • «Общероссийский классификатор продукции видов экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст;
  • Информация, представленная в адрес Хакасского УФАС России от:

- Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия»;

- Министерства транспорта Республики Хакасия;

- Администраций муниципальных образований;

- Генеральных подрядчиков;

- Информация, предоставленная в ФАС России ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства».

 

  1. Определение временного интервала исследования.

 

В соответствии  с Приказом ФАС России от 11.03.2012 № 135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66» временной интервал исследования в целях получения объективных результатов исследования  товарного рынка определен в течение трех лет – 2009-2011 годы.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

 

Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен  в «Общероссийском классификаторе продукции видов экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст в разделе F – строительство; класс 45- строительство;  подкласс 45.2 строительство зданий и сооружений; группа 45.21 – производство общестроительных работ; подгруппа 45.21.2 производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог.

 

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

В соответствии с методическими рекомендациями, в целях проведения данного анализа продуктовыми границами рассматриваемых рынков будут являться услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

 

IV . Определение географических границ товарных рынков.

 

В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;
  3. автомобильные дороги местного значения;
  4. частные автомобильные дороги.

В соответствии с Методическими рекомендациями в целях настоящего исследования географические границы рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов определены административными границами субъектов Российской Федерации, в частности Республики Хакасия.

Согласно методических рекомендаций в проводимые Хакасским УФАС России  анализы рассматриваемых товарных рынков включается информация об объемах выполненных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог и искусственных дорожных сооружений федерального значения, расположенных на территории Республики Хакасия.

Т.о. на настоящем этапе исследования проводится анализ рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, находящихся в частной собственности, а также федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в географических границах Республики Хакасия.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2011 составляет 5991,98 км, в том числе:

– федеральная автомобильная дорога М-54 «Енисей» от Красноярска через Абакан, Кызыл до госграницы с Монголией – 186,1 км;

– региональные и межмуниципальные автомобильные дороги Республики Хакасия – 2599,6 км (по данным статистической отчетности);

– региональная автомобильная дорога Абакан – Ак-Довурак, участок км 182 – км 320, находящийся на балансе в Управлении автомобильных дорог «Тываавтодор» - 138 км;

– автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципальных районов Республики Хакасия – 162,3 км;

– автомобильные дороги общего пользования местного значения городских округов и поселений Республики Хакасия – 2905,98 км (по данным, представленным Министерством экономики Республики Хакасия, с учетом улично-дорожной сети), из них городских округов 706,59 км, поселений Республики Хакасия – 2199,39 км.

Густота автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения составляет 47,5 км на 1 тыс.кв. км, в том числе с твердым покрытием 45,5 км на 1 тыс.кв. км. По сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности составил на 01.01.2011 95,7 %.

На автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения расположено 196 искусственное сооружение общей протяженностью 6888,45 п.м. Из них 32 искусственных сооружений протяженностью 523,83 п. м находится в аварийном и неудовлетворительном состоянии.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном  рынке.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

Информация о составе хозяйствующих субъектов предоставляется по формам, представленным  в приложении к письму ФАС России от 13.04.2012 № АЦ/11418 «О внесении изменений в Методические рекомендации по анализу рынков» (таблица Сведения о ген. подрядчиках и субподрядчиках).

В указанном приложении представлена информация об объемах выполненных работ генеральными подрядчиками, субподрядчиками I уровня, привлеченными к исполнению договоров подряда, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также работ   по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов), федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в географических границах Республики Хакасия.

Для получения полной информации о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемых товарных рынках, устанавливалась принадлежность хозяйствующих субъектов к группе лиц. В ходе проведения анализа установлена группа лиц в составе: ООО «ДСП № 11» и ИП Гадиров Н.Х. (доля группы лиц на товарном рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог составила 7,93 %). 

 

  1. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих  субъектов на рынках.

 

Расчет общего объема, произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов (объема продаж)  в географических границах рассматриваемых рынков и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках осуществляется на основании суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитана как выраженное в процентах отношение объема выполненных работ данного хозяйствующего субъекта к общему объему рассматриваемого рынка в стоимостном выражении. Доли хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рассматриваемых товарных рынках определены суммарно за трехлетний период (2009-2011 гг.). Определение долей хозяйствующих субъектов произведено с учетом совокупного объема самостоятельно выполненных работ генеральными подрядчиками и субподрядчиками I уровня.

Из общего объема выполненных работ (и состава хозяйствующих субъектов)  исключены работы, не являющиеся предметом анализа, в том числе переустройство линий электропередач, переустройство кабелей связи, перенос и защита кабелей связи и т.п. 

Информация  об общем объеме произведенных работ и долей хозяйствующих субъектов на рассматриваемых товарных рынках представлена в приложении к данному анализу (Таблица Сведения о ген. подрядчиках и субподрядчиках).

 

  1. Определение барьеров входа на товарные рынки.

 

Информация по разделу «Определение барьеров входа на товарные рынки»  Хакасским УФАС России   представлена  в рамках проведения анализа состояния конкуренции на данных товарных рынках в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России.

  1. Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

 

В соответствии  с Методическими рекомендациями определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели: коэффициент рыночной концентрации; Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Показатели уровня концентрации рассматриваемых товарных рынков представлены в таблице:

 

 

CR3

HHI

уровень концентрации

строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог

47,01

1113,5051

умеренный

строительство, реконструкция, капитальный ремонт искусственных дорожных сооружений

87,24

2832,42

высокий

 

Полученные результаты анализа данных товарных рынков в географических границах Республики Хакасия в  пределах рассматриваемого временного периода (2009-2011 гг.) свидетельствуют об умеренном уровне концентрации товарного рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному автомобильных дорог.

Рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов в географических границах Республики Хакасия за период 2009-2011 гг. относится к товарному рынку  с высоким уровнем концентрации, с недостаточно развитой конкуренцией.