Разъяснение норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) и сообщает следующее.

Согласно статье 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно перечню объектов, подлежащих государственной охране, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 (далее - Перечень) здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входят в указанный Перечень.

Согласно статье 5 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (далее - Закон о государственной охране) государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

При этом согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранная деятельность частных охранных организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, включенные в Перечень.

Таким образом, по мнению ФАС России, государственные и муниципальные заказчики вправе заключать государственные и муниципальные контракты на оказание услуг государственной охраны объектов, указанных в Перечне, с органами, поименованными в статье 5 Закона о государственной охране, без проведения торгов на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.

На основании изложенного, заключение контрактов на оказание услуг государственной охраны административных зданий с филиалами отделов вневедомственной охраны МВД по Республике Хакасия возможно на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.

По вопросу заключения контрактов на оказание услуг по охране объектов с ФГУП «Охрана», как с единственным поставщиком на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, сообщаем следующее.

Целью Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) является предупреждение, пресечение, недопущение, ограничение, устранение конкуренции на том или ином товарном рынке.

03.02.2012 Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Комиссия) рассмотрела дело о нарушении требований антимонопольного законодательства Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ФГУП «Охрана»).

В результате рассмотрения вышеуказанного дела Комиссией принято решение от 03.02.2012 №1 15/86-11, в соответствии с которым, в том числе установлено, что постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» не закрепляет право ФГУП «Охрана» осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране.

Однако ФГУП «Охрана», Министерством внутренних дел России подано заявление о признании недействительными решения и предписания Комиссии ФАС России от 03.02.2012 №1 15/86-11.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.03.2013 по делу № А40-35703/12-93-354 решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2012 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 оставлены без изменений, а ФГУП «Охрана», Министерству внутренних дел России отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными указанных ненормативных правовых актов решения и предписания Комиссии ФАС России от 03.02.2012 №1 15/86-11.

16.02.2013 постановлением Правительства Российской Федерации № 127 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской федерации» внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» в котором установлено, что федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» вправе охранять объекты, подлежащие государственной охране. Однако в статью 5 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» изменения не внесены в части органов, осуществляющих государственную охрану.

Таким образом, заключение контракта на оказание услуг по охране объекта на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещения заказов с ФГУП «Охрана» будет являться нарушением законодательства о размещении заказов.

В соответствии со статьей 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Таким образом, ФГУП «Охрана» вправе подать заявки на участие в торгах, запросе котировок.

ФАС России обращает внимание, что заключение соответствующих контрактов на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов является правом заказчика, но не обязанностью. Размещение заказа на оказание услуг по охране объектов, подлежащих государственной охране возможно путем проведения конкурентных процедур с учетом соблюдения требований Закона о размещении заказов.