Иски о миллиардных убытках грозят российским компаниям

Коллективные иски испортили жизнь многим глобальным корпорациям. Размер требований потребителей доходил до нескольких миллиардов долларов. Со следующего года такая угроза нависнет и над российскими компаниями, предупреждают «Ведомости».

Закон о коллективных исках готовит Общероссийский народный фронт (ОНФ), он будет внесен в Госдуму в конце сентября, говорит сопредседатель ОНФ Александр Галушка. Год назад Минюст подготовил и внес свою версию законопроекта, он стал одним из пунктов в «дорожной карте» по развитию конкуренции, и инициативу перехватил ОНФ. Его проект получился предельно жестким для бизнеса.

Проект ОНФ предлагает ввести в России коллективный иск по американскому образцу. По одному иску получить компенсацию смогут все пострадавшие от компании — для этого даже не надо присоединяться к иску: инициатор иска считается представителем всех потенциальных истцов, если они не заявят, что не хотят судиться (система opt-out). Все они смогут рассчитывать на компенсацию: например, покупатель дефектного телефона будет взыскивать убытки в пользу всех купивших такие аппараты. В материалах межведомственной группы приводится пример пользователей Facebook: иск защищал каждого третьего американца.

Коллективный истец должен доказать судье, что все заявители, в том числе потенциальные, пострадали от компании. Размер убытков определяет суд: для обратившихся — на основании представленных ими документов, для потенциальных истцов — с помощью оценок. В антимонопольных делах проект разрешает взыскивать кроме убытков еще и упущенную выгоду в кратном размере. А юристам проект разрешает получать «гонорар успеха».

Отсуженная компенсация поступит в специальный фонд и будет распределяться в порядке очереди: первыми деньги получат присоединившиеся к иску до решения суда, затем — адвокаты, оставшаяся сумма пропорционально делится между потенциально пострадавшими, они могут обратиться за деньгами и после решения суда. Представитель ОНФ говорит, что механизм фонда еще нужно дорабатывать — например, зачислять деньги на депозиты суда.

Закон ОНФ поддерживает Федеральная антимонопольная служба, а для антимонопольных дел — даже с системой opt-out, говорит начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.

Банки, перевозчики, производители табачной и алкогольной продукции теперь в группе риска. С исками столкнутся компании практически любой сферы, ведь круг споров широк — вся антимонопольная сфера и сфера защиты прав потребителей. Можно будет оспорить завышение тарифов, навязывание услуг банками, сговор продавцов бензина.

Наиболее активными истцами могут стать клиенты банков, недовольные скрытыми комиссиями в ставках по розничным кредитам. В России уже был опыт массовых банковских процессов: после того как Высший арбитражный суд ввел запрет на комиссии за ведение ссудного счета, целые адвокатские конторы в Сибири стали специализироваться на возврате комиссий. За 2011 г. в регионе удалось выиграть более 10 000 дел. Коллективный иск упростил бы процесс.

Можно судиться не только от клиентов компаний, но и от жителей домов, улиц или городов. В сфере ЖКХ выигранный коллективный иск к управляющей компании (УК) за неправильно рассчитанную плату обяжет УК пересчитать платежки и вернуть лишнее всем потребителям, объясняет юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. Таким же образом можно будет судиться за некачественно оказанные услуги.

Скорее всего, уже сама угроза таких исков будет стимулировать компании заключать мировые соглашения, говорится в материалах межведомственной группы. Многие компании предпочтут отделаться малой кровью, соглашаются юристы.