• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ФАС выясняет, почему нефтяники игнорируют биржи

Компаниям предстоит объяснить регулятору, почему они не поставляют нужный минимум бензина на торговую площадку и продают его своим сбытовым структурам.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается выяснить причины невыполнения вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) совместного приказа антимонопольной службы и Минэнерго о работе на бирже нефтепродуктов. Об этом «Известиям» рассказал начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. По его словам, налицо ситуация, когда приказ не исполняется надлежащим образом.

— Не выставляются необходимые объемы нефтепродуктов, указанные в приказе, не соблюдается правило равномерного и регулярного выставления нефтепродуктов на продажу, еще проблемы с продажей нефтепродуктов по отдельным базисам НПЗ, — уточнил он.

Согласно совместному приказу Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго о минимальном количестве продаваемых на бирже нефтепродуктов, крупнейшие нефтяные компании страны обязаны выставлять на биржевые торги не менее 10% производимого бензина и 5% дизельного топлива. Однако независимые владельцы АЗС жалуются на то, что производители топлива продают недостаточное количество бензина на бирже. На прошедшем в четверг в Минэнерго заседании штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России они внесли предложение о корректировке приказа с целью увеличения прозрачности рынка биржевой торговли моторным топливом.

Как пояснил директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов, представители независимых АЗС предлагают в первую очередь запретить учитывать нестандартные сделки и продажи собственным сбытовым структурам в системе биржевых торгов. По его мнению, количество топлива для реализации на бирже в процентном соотношении от объемов производства ВИНК следует увеличить, причем обязать продавать заданное приказом количество нефтепродуктов не только компаниям, занимающим доминирующее положение на рынке, но вообще всех производителей топлива в стране. Эксперт считает, что необходимо определить четкие критерии нестандартных сделок, а также исключить продажу бензина на бирже через брокеров, обязав компании-производители самостоятельно реализовывать свой товар.

Ранее сообщалось, что по итогам июля «Лукойл» продал практически весь выставляемый им на биржу объем топлива своим сбытовым структурам, оправдав это широкой сетью собственных АЗС. Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов в ходе заседания штаба критиковал практику продажи нефтепродуктов ВИНК собственным сбытам. Однако независимым производителям топлива не стоит ждать скорой коррекции документа.

— Совместный приказ ФАС и Минэнерго о работе биржи нефтепродуктов работает всего полтора месяца, и менять его прямо сейчас было бы несвоевременно, нужно сначала добиться его исполнения в существующем виде, — считает Дмитрий Махонин. Но в дальнейшем, по словам чиновника, работа над корректировкой приказа возможна, если изменятся отношения на профильном рынке, который он регулирует.

По словам представителя «Лукойла», компания готова высказать свою позицию по результатам проверки ФАС после того, как ведомство проанализирует информацию, запрошенную у ЦДУ ТЭК и СПбМТСБ, а затем ознакомит с ними «Лукойл» и профильный рынок. По словам представителя «Роснефти», компания осуществляет свои биржевые продажи топлива строго в соответствии с требованиями совместного приказа ФАС и Минэнерго и даже перевыполняет утвержденные в нем минимальные нормативы (в июле «Роснефть» реализовала почти вдвое больше биржевых минимумов по автобензинам и по дизельному топливу). Кроме того, у компании отсутствуют адресные сделки, а также продажи продукции аффилированным структурам.

Исполнение совместного приказа ФАС и Минэнерго — добровольное дело компаний, говорит Дмитрий Махонин. Однако если биржевые торги из-за систематических нарушений приказа будут выглядеть непрозрачными, это может стать основанием для рассмотрения на профильной комиссии ФАС каждой ситуации с завышенными ценами на топливо с целью проверки этой цены на статус монопольной.