Полномочия – на всех

Заботиться о развитии конкуренции теперь будет не только ФАС, но и другие ведомства. Своим постановлением правительство РФ наделило ФТС, ФСТ, минтранс, минрегион, минэнерго, минприроды, минкомсвязь, минэкономразвития, минпромторг, минсельхоз, Росалкогольрегулирование, минобрнауки, минкультуры и минздрав полномочиями по разработке и реализации мер по развитию конкуренции на товарных рынках.

Развивать конкуренцию планируется в первую очередь в сферах и отраслях, которые непосредственно влияют на качество жизни наших граждан, в частности в сфере ЖКХ, железнодорожного и авиатранспорта, медуслуг и фармацевтики.

"РБГ" попробовала разобраться, на каких именно рынках и каким образом чиновники будут улучшать конкуренцию. Как оказалось, многого ждать не стоит. Большинство министерств ссылается на дорожную карту "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденную еще в декабре 2012 года.

- Согласно ей федеральные органы исполнительной власти должны утвердить планы по развитию конкуренции в инфраструктурных отраслях. Осенью минтранс представит в правительство РФ свои предложения по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, в сфере услуг аэропортов и портов. Минтранс направит свои предложения по этому вопросу в минэкономразвития до конца августа, - сообщили "РБГ" в министерстве.

В автотранспортной сфере проблема конкуренции стоит не менее остро. "В России при достаточно невысоком пороге входа в отрасль деятельность перевозчика не подлежит лицензированию, отсутствуют традиции и часто понимание у многих перевозчиков экономики, перспектив развития и уровня рискованности инвестиций в транспорт.

Подавляющее большинство коммерческих перевозчиков (более 90%) - это предприятия с автопарками до пяти автопоездов, - рассказал "РБГ" Леонид Шляпников, гендиректор "Совтрансавтоэкспедиции". - На таком рынке, где преобладают небольшие компании, которые часто уходят от уплаты налогов, используют подержанную технику, не занимаются персоналом и безопасностью, не страхуют ответственность и грузы, основным конкурентным фактором остается тариф на перевозки. Выигрывают частники и АТП с дешевыми тарифами, у которых нет запаса прочности и, как правило, перспектив развития. Как результат, плохое качество услуг по перевозке грузов, высокие риски и отсутствие перспектив развития перевозчиков и отрасли в целом".

Алексей Кичатов, генеральный директор City Express, считает, что с рынка необходимо выдавить "серый" сектор: тех, кто занимается грузоперевозками нелегально или полулегально. Их немало. Они работают без договоров, налогов не платят, не страхуют перевозимый груз. Соответственно, могут предлагать клиентам низкие тарифы, демпингуют", - сетует Алексей Кичатов.

Слабая конкуренция на одном рынке вызывает проблемы на связанном. Например, высокие тарифы на перевозки сдерживают развитие рынка стройматериалов. Но эта забота возложена на минрегион. "Транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, что существенно сужает географию поставок, затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов. Например, в структуре цены тонны щебня железнодорожный тариф достигает 46%, а в структуре цены тонны песка размер стоимости транспортных расходов (перевозка, погрузка, выгрузка) достигает 90%", - сообщили "РБГ" в минрегионе.

Конечно, и на рынке стройматериалов есть и другие проблемы, сдерживающие развитие конкуренции. Возьмем, например, рынок нерудных строительных материалов (НСМ). "В качестве барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов можно отметить ограниченность ресурсов. Несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геолого-разведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений. Существуют также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения; на оформление разрешительных документов уходит до трех лет. Кроме того, сказывается отсутствие действенного механизма конкурсного получения соответствующих лицензий.

"Деловая Россия" проводила опрос на тему того, в каких отраслях в наибольшей степени ощущается дефицит конкуренции. И первые места заняли ЖКХ, электроэнергетика, банковская сфера. "Конкурентный рынок - это прежде всего рынок покупателя, рынок потребителя. Именно на этих рынках потребитель сегодня очевидным образом ощущает себя дискриминированным, ощущает нехватку экономической свободы, выбора и удовлетворенности", - отмечает сопредседатель "Деловой России" Александр Галушка.

Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на заседании правительства, заявил, что, по его мнению, конкуренция в России не развивается из-за пассивной позиции министерств и ведомств, которые не принимают никаких постоянных мер воздействия на конкурентную среду. Теперь на чиновников "повесили" новые полномочия. Каким образом они будут их реализовывать, ведь штат ведомств, как и финансирование, расширять власти не собираются, пояснил "РБГ" Владимир Мишеловин, начальник управления контроля органов власти ФАС России: "За счет повышения эффективности своей деятельности. Если раньше ФАС России рассматривала более половины дел о нарушении Закона "О защите конкуренции" в отношении органов власти как федерального, так и регионального уровня, то теперь мы надеемся, что чиновники будут сами заниматься развитием конкуренции, а не создавать новые барьеры. Мы считаем инициативу правильной. Ведь уровень развития конкуренции зависит не только от деятельности ФАС России, но и от отраслевых министерств и ведомств, которые напрямую влияют на предпринимательский климат. Конкуренция зависит от региональных властей и губернаторов, которые во многом определяют, в каких условиях будет работать и развиваться малый и средний бизнес".