Осторожно, БАДы!

Сегодня заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Ольга Франскевич провела пресс-конференцию, на которой рассказала об изменениях в законодательстве о рекламе, которые вступят в силу с 22 октября.

 

 

- С момента принятия Федерального закона «О внесении изменений в Закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», подписанного Президентом 23.07.2013 №200-ФЗ, предстоящие изменения обсуждались неоднократно.

Закон о рекламе будет приведен в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Так, термины «изделия медицинского назначения» и «медицинская техника» будут объединены под общим понятием «медицинские изделия». А термин «лекарственные средства» будет заменен на «лекарственные препараты» - как более узкое понятие, конкретизирующее объект рекламирования и при анализе закона «Об обращении лекарственных средств» исключающие из данной нормы средства, относящиеся к фармацевтическим субстанциям.

Большое значение уделено изменениям, касающимся биологически активных добавок. Тема БАДов сегодня привлекает внимание жителей многих стран, в том числе и России. Расширение рынка БАДов и, зачастую, недобросовестное  воздействие на потребителя, влечет за собой как минимум введение в заблуждение населения, которое в попытках излечиться от того или иного заболевания верит в «чудодейственные» свойства предлагаемого средства и в ущерб своему здоровью идет в аптеку и покупает не прописанные врачом лекарства, а подобные добавки. И это хорошо еще, если в попытках улучшить свое здоровье мы идем в аптеку. В большинстве же случаев БАДы покупаются через маркетинговые сети, где отказаться от него бывает очень сложно, ведь распространитель заверяет - это самое лучшее средство и оно буквально излечивает от всех недугов, вдобавок, подкрепляет кучей примеров, чаще всего выздоровления своих близких и знакомых.

В настоящее время Хакасским УФАС России как раз рассматриваются материалы о рекламе биологически активной добавки, опубликованной в газете, содержащей, в нарушение ст. 25 действующего закона о рекламе, отзывы так называемых «излечившихся» и благодарности фирме-производителю.

Аналогичное дело возбуждено Хакасским УФАС России и в отношении рекламы медицинских услуг.

В связи со сложившейся обстановкой на рынке БАДов, с 22 октября статья 25 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью, устанавливающей, что реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Продолжительность такого предупреждения в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, должна составлять не менее чем три секунды, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной площади.

Таким образом, употребление в рекламе биологически активных добавок непосредственно фразы «не является лекарственным средством» будет свидетельствовать о соблюдении требования статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

Стоит также обратить внимание на участившиеся случаи распространения рекламы медицинских услуг и, соответственно, непосредственным осуществлением рекламируемых процедур без наличия на то лицензии у лица, осуществляющего такую деятельность. А ведь это может привести не только к бесполезному расходованию бюджета потребителя, но причинению вреда здоровью.

Не так давно Хакасское УФАС России привлекло к административной ответственности  одну из частных клиник, которая открылась в Абакане и разместившую баннер с рекламой. При этом клиника не имела лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории Республики Хакасия. На должностное лицо организации был наложен штраф.

В настоящее время также рассматривается дело об административном правонарушении в отношении должностного лица одного из Абаканских салонов красоты. В своей рекламе салон предлагал услуги по перманентному макияжу, который относится к услугам медицинского характера и требует наличия лицензии. Однако такой лицензии у салона не имелось. Что хуже всего, так это то, что салон не только рекламировал, но и осуществлял деятельность без получения лицензии. Результатом чего стала жалоба одной из клиенток, которая в дополнение к выполненной процедуре получила рубцы и шрамы на лице.

В связи с этим хотелось бы предупредить жителей Хакасии и попросить быть бдительными.

Изменения 22 октября  коснутся и ст. 14.3 КоАП РФ. Ответственность за несоблюдение норм закона о рекламе в части вносимых изменений, иные нарушения  требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и услуг, а также БАДов ляжет на юридических лиц в размере от 200-500 тыс. рублей, на должностных лиц - от 10-20 тыс. рублей, на физических лиц - от 2-2,5 тыс. рублей. Ответственность за нарушения рекламного законодательства в области БАДов и лекарственных средств будет выделена в отдельный состав. В законе предлагается применять соответствующие нормы также к рекламораспространителям.

Кроме того, планируется установить ответственность рекламораспространителей наравне с рекламодателями за иные нарушения. К таким нарушениям, относятся, в частности, следующие:

- указание на лечебные свойства объекта рекламирования (за исключением рекламы лекарственных средств, медицинских услуг и изделий);

- реклама стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции (за исключением мероприятий, проводимых в целях ее реализации);

- реклама деятельности медиаторов, не прошедших соответствующего профессионального обучения.

Указанная норма направлена на повышение ответственности рекламодателей и средств массовой информации за размещение рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Это были основные новшества, которые нас ждут с 22 октября 2013 года в части изменения закона о рекламе.