За сговор - срок

Госорганы систематически прибегают к антиконкурентным сговорам с компаниями, заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Александр Кинев на конференции «Ведомостей» по антимонопольному регулированию. В первом полугодии 2013 г. возбуждено 181 дело по таким нарушениям.

Масштаб проблемы описывает начальник департамента по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев: «Сговоры при госзакупках, при приватизации, различного рода соглашения, ограничивающие конкуренцию на товарных рынках». Этому способствуют память о централизованном планировании и привычка использовать административный ресурс, говорится в презентации службы.

Сейчас за сговор с госорганом компании грозит штраф от 1 до 15% от годовой выручки на рынке, на котором совершено нарушение, а менеджеру — штраф до 50 000 руб. или дисквалификация.

Если речь идет о нарушении чиновником антимонопольного законодательства, то правоохранительные органы чаще всего квалифицируют такие дела как превышение должностных полномочий, подтверждает Кинев, но об ограничении конкуренции в этих статьях ничего нет, они не защищают свободу рыночных отношений.

Чтобы устранить пробел, ФАС предлагает внести изменения в Уголовный кодекс (УК). Из выступления Кинева следует, что к уголовной ответственности будут привлекаться чиновники, вошедшие в соглашение с представителями компаний. Менеджерам компаний также будет грозить срок. По действующему УК максимальный срок за антиконкурентные действия и злоупотребление должностными полномочиями — до семи лет лишения свободы. По мнению Кинева, ответственность для чиновников и менеджеров за сговор должна быть более суровой, но конкретных предложений ФАС пока не подготовила.

ФАС — второе ведомство, которое предложило ужесточить наказание за сговор чиновников и предпринимателей. Ранее это же предложил сделать Следственный комитет России (СКР) — правда, его инициатива касалась исключительно сговора в приватизационных сделках, знает знакомый с текстом законопроекта силовиков чиновник. Раз идеи родились независимо друг от друга, значит, к этому назрела объективная необходимость, заключает он.

Закон СКР распространяется только на приватизационные сделки, потому что президент в послании к Федеральному собранию сказал о необходимости обеспечения справедливости именно приватизации, поясняет сотрудник силового ведомства, если проект поддержат, его можно распространить на другие сделки, в том числе госконтракты.

Инициативы ФАС и СКР — удавка для бизнеса и органов управления, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай: любая помощь чиновника в развитии бизнеса может быть расценена как антиконкурентный сговор и тогда региональные власти будут вообще опасаться поддерживать бизнес. В основе неправомерной поддержки лежит коррупция, а для нее уже предусмотрены и состав преступления, и наказание, продолжает Тай. То, что взятки не всегда дают деньгами, не значит, что их нельзя обнаружить, проблема — в компетентности оперативных органов, резюмирует он.

С представителем первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует в правительстве защиту конкуренции) связаться не удалось.