Четвертый антимонопольный пакет

Происходящие в экономике изменения требуют адекватной трансформации системы правового регулирования. Именно поэтому российское антимонопольное законодательство столь динамично развивается. Чтобы достичь уровня ведущих и успешных государств, тот путь, который многие страны проходили десятилетия, нам следует проделать за более короткое время.

- Основная цель четвертого антимонопольного пакета – создание оптимального регулирования, обеспечивающего эффективное развитие экономики.

С тем чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, законопроект предлагает отменить реестр лиц, занимающих на товарном рынке долю свыше 35%, включая отмену контроля за сделками экономконцентрации таких субъектов (если их активы не превышают установленные Законом о защите конкуренции). Кроме того, предусматривается исключение антимонопольного регулирования торгов частных компаний (торгов, проведение которых необязательно в соответствии с законодательством РФ), - дал интервью «Конкуренции и право» начальник Правового управления ФАС России Сергей Пузыревский. - Одновременно согласно законопроекту не может быть признана доминирующей компания, доля которой не превышает 35% (за исключением случаев, предусмотренных отраслевыми законами, и случаев коллективного доминирования).

В целях оперативного устранения выявленных нарушений планируется расширить институт предупреждения, распространив его на такие формы злоупотребления доминирующим положением, как создание дискриминационных условий и установление разных цен на один и тот же товар, а также на антиконкурентные действия органов власти и отдельные формы недобросовестной конкуренции.

В целях снижения государственного вмешательства в экономику законопроект предусматривает возможность создания государственных и муниципальных предприятий только с согласия антимонопольного органа. При этом согласие может быть получено лишь в случае, если предприятие создано для деятельности на рынке с неразвитой или отсутствующей конкуренцией. В сферах, в которых ту же деятельность может выполнять частный бизнес, создание государственных предприятий недопустимо.

Кроме того, одновременно с введением для органов власти института предупреждения законопроект предлагает для их должностных лиц, систематически нарушающих антимонопольное законодательство, предусмотреть безальтернативную дисквалификацию.

Принятие законопроекта, по нашему мнению, обеспечит развитие антимонопольного регулирования, снижая необоснованные ограничения там, где они препятствуют эффективному развитию рыночных отношений, и обеспечивая защиту конкуренции от проявлений монополистической деятельности.