Об инициативах и роденовском «Мыслителе»

2013 год был насыщенным на события в сфере развития конкуренции, которые вызвали ожесточенные дискуссии и общественный резонанс. Какие из них можно назвать антимонопольным прорывом года, а какие – антисобытием? Чего ждать от 2014 г. и каких рисков опасаться? Заместитель руководителя ФАС России, кандидат экономических наук Андрей Геннадьевич Цыганов подводит итоги прошедшего года и рассказывает корреспонденту издания «Конкуренция и право» о ближайших планах ведомства.

- Андрей Геннадьевич, Правительство РФ назначило ФАС России координатором исполнения принятой в декабре 2012 г. «дорожной карты» по развитию конкуренции. Как идет реализация плана мероприятий?

– Сразу отмечу, «дорожную карту» по развитию конкуренции, в отличие, например, от «дорожных карт» по совершенствованию таможенного или налогового администрирования, реализовать достаточно сложно. Дело в том, что в ней фигурируют полтора десятка головных исполнителей по отдельным мероприятиям, деятельность которых нужно координировать.

В «дорожной карте» предусмотрены меры, касающиеся механизма смягчения ответственности для лиц, содействующих расследованию антимонопольных нарушений. Эта программа касается только административных правонарушений и освобождает должностных лиц и компании от уплаты административных штрафов. Но остается угроза привлечения к уголовной ответственности, угроза попасть под прицел наших коллег из правоохранительных органов. Совершенно очевидно, что необходимо синхронизировать эти виды ответственности: административную и уголовную.

Иными словами, тот, кто пришел к нам первый и заявил о картеле, предоставил достаточно материалов для его раскрытия и привлечения остальных участников к ответственности, возместил ущерб и загладил вред, освобождается от административного и уголовного наказания. Такая конструкция предусмотрена поправками в ст. 178 УК РФ, которые приняты в первом чтении летом 2013 г. и, надеемся, будут окончательно одобрены без концептуальных изменений этой статьи в целом.

- Предусмотрены ли другие меры по снижению административного бремени в рамках антимонопольного контроля?

– ФАС России подготовлен большой пакет поправок в Закон о защите конкуренции, который СМИ называют четвертым антимонопольным пакетом. На совещании у первого заместителя премьер-министра России И.И. Шувалова было принято решение внести в первом квартале 2014 г. проект соответствующего закона на рассмотрение Правительства РФ, с тем, чтобы он прошел всю необходимую процедуру обсуждения в кабинете министров и парламенте. Пока трудно сказать, сколько эта процедура может занять времени.

Предлагаемые ФАС России поправки носят комплексный характер. Они полезны для предпринимательства и развития конкуренции в целом. Пакет поправок можно представить в виде глыбы мрамора, и если мы будем от него отбивать куски, то микеланджеловский «Давид» или роденовский «Мыслитель» не получатся.

- В соответствии с «дорожной картой» необходимо подготовить предложения о снижении доли государственного участия в экономике. Какие отрасли нуждаются в таком снижении в первую очередь?

– Наша позиция, обозначенная еще несколько лет назад, следующая: присутствие на конкурентных рынках МУПов и ГУПов, которые получают необоснованные преференции и подпадают под несколько статей Закона о защите конкуренции ввиду их особых отношений с органами власти, неизбежно ведет к ограничению конкуренции.

МУПы и ГУПы должны быть, на наш взгляд, удалены с конкурентных рынков с помощью структурных преобразований, акционирования. Если по тем или иным причинам государственные компании остаются на рынке, естественным или искусственным путем следует открывать этот рынок для конкуренции и снижать входной барьер.

Госкомпании существуют, прежде всего, в сфере естественных монополий, которые, убежден, также следует открывать для конкуренции. Нужна реформа естественных монополий, они должны быть более эффективными, менее бюджетнозатратными, недискриминационными, рыночно- и клиентоориентированными. Соответствующие меры подробно изложены в «дорожной карте». Тот формат, в котором естественные монополии функционируют и регулируются, тормозит развитие конкуренции и национальную экономику.

Наряду с естественными монополиями в ограничении доли государственного участия нуждаются практически все рынки услуг, в частности образование, медицина, транспорт, строительный сектор.