Почему картели не исчезают и как с ними бороться

Во всех развитых странах картели признаются одним из самых опасных нарушений антимонопольного законодательства и зачастую отвечают всем признакам организованной преступной группы в сфере экономики. Это устойчивые объединения со сложной иерархической структурой, системами конспирации, противодействия правоохранительным и контролирующим органам.

В России, как и во всем мире, картели запрещены безусловно - это так называемый запрет per se. Во всех ведущих мировых юрисдикциях существует презумпция того, что любой картель вреден для конкуренции. Но, несмотря на жесткие законодательные запреты, картели у нас есть. Почему картели не исчезают и как с ними бороться, "РГБ" рассказал начальник Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Тенишев.

- Каковы причины живучести картелей в современной экономике?

- Для существования картелей, к сожалению, есть питательная почва. Соглашения о разделе рынка, как правило, рудимент старой, плановой экономики, а ценовые картели и сговоры на торгах обычно - результат стремления недобросовестного бизнеса к получению сверхприбылей.

- Много ли решений ФАС выносит по картельным делам?

- Только за 2013 год ФАС и ее территориальные органы вынесли 147 решений по делам о нарушении части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. 78% - это решения о сговорах на торгах. Оставшиеся 33 дела - это картели на товарных рынках, как правило, ценовые или о разделе рынка. За последние годы ФАС вынесла решения в отношении целого ряда крупных картелей, охватывающих целые отрасли. Это, например, картели на рынках оптовых поставок минтая, норвежской семги, вьетнамского пангасиуса, "содовый", "соляной" картели; сговоры между участниками аукционов по продаже прав на заключение договоров о закреплении квот добычи крабов в Приморье; сговоры на торгах по поставкам медикаментов для нужд минздрава, мясных изделий для нужд минобороны, вещевого имущества для нужд МВД России. К сожалению, иногда в антиконкурентных соглашениях нам приходится уличать органы власти различных уровней (от администраций и правительств областей и республик до федеральных агентств, служб и министерств). О масштабности рассмотренных дел свидетельствует один показатель - сумма штрафов, наложенных в 2013 году на участников антиконкурентных соглашений, составила почти 4 млрд рублей.

- Какая ответственность предусмотрена за картели и взаимодействуете ли вы с правоохранительными органами?

- Ответственность за антиконкурентные соглашения в административном праве суровая - до 15% от оборота компании на рынке, где совершено правонарушение, а для должностных лиц, при определенных условиях, может наступить уголовная ответственность. Меры административной ответственности мы применяем самостоятельно. Вопросы уголовной ответственности находятся в ведении МВД России и Следственного комитета РФ, с которыми у ФАС подписаны соглашения о взаимодействии и созданы межведомственные рабочие группы. Это позволяет оперативно обмениваться информацией, решать текущие вопросы межведомственного взаимодействия.

- Сейчас много спорят о полномочиях ФАС проводить внеплановые проверки. Какова ваша позиция?

- Внеплановые проверки - один из наиболее эффективных инструментов по выявлению и доказыванию антиконкурентных соглашений. Такие проверки позволяют нам находить прямые доказательства существования картелей. Видимо, именно это сильно беспокоит наших оппонентов. Полномочия проводить внезапные проверки есть у многих антимонопольных органов мира. Аналогичные полномочия есть практически у всех других российских контролирующих органов, например, у налоговой службы, таможенников, Ростехнадзора. В 2013 году Управление по борьбе с картелями провело 62 такие проверки. Некоторые из них были обжалованы в суд и прокуратуру, но ни одна из них не была признана незаконной.

- Нужны ли судебные санкции для проведения внеплановых проверок?

- Нет, действующим законодательством это не предусмотрено. Общее правило - судебное разрешение нужно только для тех действий органов власти, которые существенно ограничивают права и свободы граждан. ФАС проводит проверки в отношении юридических лиц, права и свободы граждан этими проверками не затрагиваются. В зарубежных юрисдикциях конкурентные ведомства, которым для проведения проверки необходимо получить разрешение суда, получают и большие полномочия - обыскивать жилые помещения, изымать документы и носители информации, приостанавливать на время проверки работу предприятий.