ФАС России – орган предупредительного контроля

Проект поправок в Федеральный закон "О защите конкуренции", или "4-й антимонопольный пакет", разработанный Федеральной антимонопольной службой в прошлом году, встретился с активным противодействием со стороны юристов. В результате, после продлившихся почти год дебатов, он так и не был внесен правительством в Госдуму. На днях ФАС представила экспертам новые либеральные поправки к антимонопольному законодательству, пишут федеральные СМИ.

Специалисты, собравшиеся на ежегодном форуме Объединения корпоративных юристов, в целом предложениями ФАС остались довольны. Запланирован, в частности, переход от правоохранительной деятельности антимонопольной службы к предупредительной, устранение ряда административных барьеров для бизнеса, отказ от контроля за использованием исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и уменьшение государственного вмешательства в экономику.

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, обозначив ключевые моменты проекта, подчеркнул, что ведомством взят курс на сокращение сферы применения антимонопольного законодательства, и ФАС планирует продолжить его либерализацию.

В новых поправках сфера применения института предупреждения и предостережения нарушений антимонопольного законодательства значительно расширяется. Она распространится на злоупотребления доминирующим положением, в том числе на действия с признаками недобросовестной конкуренции, а также на деятельность органов государственной власти.

Как сообщил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский, преимущества от этих нововведений получат все. Бизнес сможет устранить допущенное нарушение без штрафов, а в судах резко сократится количество рассматриваемых дел. Причем, по ожиданию ведомства, число дел уменьшится на 200–300 %. Антимонопольный орган сможет сконцентрировать свою деятельность на крупных делах, имеющих серьезное значение для развития конкуренции. Кроме того, потребители смогут эффективно и оперативно защищать свои права.

Он подчеркнул, что в отношении органов власти, ввиду длительности рассмотрения дел, будет полезно распространить предупредительные меры. При этом, поскольку их ответственность снижается из-за отсутствия наказаний, ФАС намерена изменить действующую систему, в которой при повторном нарушении предусмотрена альтернатива – дисквалификация или назначение штрафа. Разработчик поправок предлагает оставить в качестве наказания за повторное нарушение только дисквалификацию.

– Единственное исключение, когда предупреждение не должно применяться, – это вопросы, связанные с интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальное воровство должно наказываться жесткими санкциями, здесь антимонопольное ведомство непреклонно, – заверил Пузыревский.