Банки захватили лидерство во многих сегментах страхового рынка

По данным исследования агентства "ЭкспертРА", в прошлом году объем рынка банкострахования составил 193 млрд рублей. Драйвером рынка по-прежнему оставалось страхование заемщиков потребительских кредитов, пишет «Российская газета».

Однако в поисках дополнительных источников дохода банки готовы продавать некредитные страховые продукты.

В 2013 году заметно увеличился новый сектор банкострахования - некредитное страхование. Доля страхования, не связанного с кредитованием, в общей структуре банкострахования выросла с 4% за 2012 год до 14% за 2013 год, а объем этого вида страхования составил 26,8 млрд руб. По итогам прошлого года, по оценкам агентства, наибольшую долю в розничном банкостраховании, не связанном с кредитованием, занимали инвестиционное страхование жизни (34%), смешанное страхование жизни (32%) и страхование имущества физических лиц (13%).

Лидер по объему прошлых лет - страхование автокаско - полностью перешел в дилерский канал (падение составило 33%). Наблюдалось падение и в страховании юридических лиц через банки, и в страховании собственных рисков банков - минус 8% и 18% соответственно.

Помимо роста интереса к некредитным продуктам эксперты отмечают повышение интереса банков к телемаркетингу - предложению программ страхования удаленно (например, по телефону). С ростом клиентской базы и с появлением новых технологий банкам такой подход нравится все больше и больше. Основное преимущество телемаркетинга в том, что банк при такой системе продаж не несет никаких расходов. А программа страхования, приобретаемая клиентом, может действовать в течение нескольких лет. После принятия закона об электронном страховании у этого канала дистрибуции появились хорошие перспективы на будущее.

По прогнозу "ЭкспертРА", рынок банкострахования в 2014 году сохранит темп прироста взносов на уровне 15%. Страхование заемщиков потребительских кредитов увеличится на 25%, некредитное страхование - на 50%. Сдерживающее влияние на рынок банкострахования в этом году будет оказывать макроэкономическая нестабильность и снижение темпов кредитования, а также насыщение сектора страхования жизни и здоровья при потребительском кредитовании. С другой стороны, будет развиваться некредитное страхование, приносящее дополнительный комиссионный доход банкам, но ограничивать его рост будет снижение платежеспособного спроса населения.

По словам замначальника управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы Ирины Смирновой, сейчас в ФАС России поступает небольшое количество жалоб от клиентов банков, связанных с условиями банкострахования. Тем не менее, по ним можно судить о сохраняющейся практике давления на заемщиков при реализации договоров страхования жизни. При этом при анализе внутренних документов и регламентов, разработанных банками, где определяется порядок реализации дополнительных страховых услуг коммерческими банками, всегда оказывается, что в документах зафиксирован добровольный характер предложения страховых услуг при кредитовании.

Ирина Смирнова предположила, что "практика выплаты бонусов сотрудникам банков за количество кредитов, проданных вместе со страховым полисом, побуждает работников к недобросовестному поведению в отношении получателей кредитов".