У потребителей должен быть выбор

Хронические проблемы российской экономики концентрируются там, где доминируют монополии, а у потребителей нет выбора. Зоны общественного беспокойства совпадают с зонами отсутствия конкуренции – отечественным здравоохранением, коммуналкой и даже школьным образованием. Такое заключение сделали в Экспертном совете при правительстве РФ. Доклад об улучшении бизнес-климата за счет расширения конкуренции был представлен премьеру Дмитрию Медведеву, пишет «Независимая газета».

Главными проблемами для себя российские граждане называют рост цен, коммунальные сложности, низкое качество медицины и образования, а также безработицу. Этот факт подтверждается социологическими опросами.

В Экспертном совете при правительстве обратили внимание, что все названные проблемные сферы – это те самые зоны, где не действует конкуренция или она сильно ограничена. Действительно, рост цен или коммунальных тарифов часто объясняется монополизацией рынка. Проблемы с трудоустройством, как ни удивительно, также можно объяснить монополией. Здесь речь идет о низкой мобильности жителей небольших городов, для которых единственный в округе работодатель – это царь и бог. Низкое качество образования и медицинских услуг также распространено там, где граждане лишены права выбора.

Отсутствие конкуренции не только портит жизнь граждан, но и ухудшает российский бизнес-климат. «Мы договаривались провести серию обсуждений по конкретным вопросам совершенствования бизнес-климата, посмотреть на то, что делается, что не делается, сверить часы, послушать и экспертное сообщество, и в необходимых случаях представителей предпринимательского сообщества», – заявил на совещании премьер Медведев.

Экспертный совет подготовил к заседанию несколько тем, которые, с их точки зрения, требуют обсуждения в рамках улучшения бизнес-климата. Наиболее приоритетной темой стала тема конкуренции.

«Приоритеты построения системы открытого правительства изначально звучали как «четыре К»: кадры, коррупция (то есть антикоррупция), конкуренция, качество жизни. Они взаимосвязаны. За два года эти направления не потеряли актуальности, мы намерены их активизировать. В качестве первой темы для обсуждения с премьер-министром эксперты не случайно выбрали конкуренцию. На повестке дня стоит принятие «четвертого антимонопольного пакета». Конкуренция – один из индикаторов бизнес-климата. Одновременно со снятием административных барьеров конкуренция – возможность развития предпринимательства, улучшения качества товаров и услуг, а значит, качества жизни», – считает министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов.

В свою очередь, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил, что бизнесу часто мешают развиваться картельные сговоры. Для их расследования силами службы Артемьев попросил расширить полномочия его ведомства и наделить ФАС функцией органа дознания по уголовным делам о совершении преступлений по антикартельной статье (ст. 178 УК РФ).

Между тем точка зрения ФАС на основные пути улучшения бизнес-климата далеко не всегда совпадала с приоритетами других участников совещания. Так, замгендиректора «Первой грузовой компании» Михаил Курбатов пояснил, что эксперты сосредоточились на сферах, которые больше всего волнуют россиян. «Это сферы, где конкуренция развита в меньшей степени. Значит, конкуренция может быть решением наиболее актуальных для граждан проблем», – сказал он.

Эксперты, сравнив структуры потребительских расходов среднего гражданина и сопоставив их с данными ФАС о доминирующем положении хозяйствующих субъектов на отдельных рынках, пришли к выводу, что более 40% прямых и косвенных расходов домашних хозяйств приходится на рынки с признаками монополизации. Так, 21% всех прямых расходов приходится на рынки хлебных продуктов, молока и молочных продуктов, мяса и мясопродуктов. В 59 субъектах России на рынке хлебных продуктов ФАС выявила признаки монополизации, в 55 – есть признаки монополизации на рынках молока и молочных продуктов.

Для успешной борьбы с подобными сговорами, по мнению независимых экспертов, государство должно расширить полномочия ФАС.