В ФАС нашли способ снизить цены на авиабилеты

Сфера деятельности: Транспорт и связь

К 2015 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должна внедрить электронную систему мониторинга тарифов российских авиакомпаний, рассказали "РГ" в ведомстве. По идее это должно способствовать снижению цен на перелеты.

Сейчас ФАС объявила конкурс на разработку автоматизированной системы.

"Планируем создать базу данных, которую увяжем с основными источниками информации по продаже билетов. Она будет постоянно формировать индексы цен на билеты эконом-класса, бизнес-класса, а также на продажи с определенной глубиной", - сообщил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин по итогам заседания экспертного совета по конкуренции в авиаперевозках.

Как пояснили "РГ" в ведомстве, аналоги таких систем есть в отраслях, связанных с биржевой торговлей. "С их помощью формируются биржевые индексы, - рассказал начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. - Эти индексы позволяют сопоставлять цены поставщиков на различных площадках". И в целом служат индикаторами тенденций рынка, а значит, являются своего рода индикаторами цен.

Пока планируется, что система будет доступна только работникам ФАС.

"В ней будет содержаться информация, представляющая коммерческую тайну, поэтому широкое распространение она вряд ли получит", - пояснил начальник управления ведомства. Формировать индексы планируют по основным факторам, влияющим на стоимость перевозок: расстоянию перелета, количеству авиакомпаний, работающих на конкретном маршруте. Также система будет анализировать количество проданных билетов на конкретных этапах - за три месяца, за месяц, за неделю - это тоже влияет на цену билета. Конечно, будут сравниваться тарифы разных перевозчиков. "При сопоставлении этих факторов будем делать выводы. За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрен штраф от 1 до 15 процентов от годового оборота авиакомпании на конкретном маршруте", - уточнил Дмитрий Рутенберг.

В ФАС не исключают, что внедрение системы будет способствовать снижению цен на билеты. "Определение ценовых индикаторов должно заставить авиакомпанию адекватно реагировать на изменение спроса и устанавливать реально обоснованные тарифы", - считают в ведомстве.

Впрочем, эксперты считают, что система мониторинга тарифов на стоимость авиабилетов повлияет вряд ли. "Я тоже недоволен уровнем цен на авиаперевозки, но, как человек, знающий, что происходит внутри авиаотрасли и как формируется стоимость билетов, прекрасно понимаю, что дешево авиакомпании сегодня летать не в состоянии при всем желании", - поделился мнением в беседе с "РГ" главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его оценке, примерно 60 процентов стоимости билета складывается из аэропортовых и топливных сборов. Плюс к этому - лизинг воздушных судов, зарплаты персоналу, налоги, пошлины, банковские кредиты. "Больше всего на авиакомпании давят поставщики услуг, а практически все они - монополисты. В аэропортах существует более тридцати тарифов, и только четыре из них регулируются государством. Практически во всех аэропортах работает единственный и безальтернативный заправщик, который монопольно назначает цены на топливо", - рассказал Роман Гусаров.

Красноречивый пример - сравнение стоимости перелетов из Москвы в Нью-Йорк и из Москвы в Магадан. Нью-Йорк дальше. Но в первом случае можно улететь туда-обратно за 30 тысяч рублей, во втором - за 50 тысяч в один конец. "Стоимость услуг и топлива в Магадане и в Нью-Йорке просто несопоставимы. У нас, что в Магадане, что в Петропавловске-Камчатском, аэропорты - мировые рекордсмены по цене авиакеросина. К тому же рейс Москва - Нью-Йорк не облагается налогом на добавленную стоимость, а это минус 18 процентов от стоимости билета. Вот и считайте", - говорит Гусаров. В такой ситуации, продолжает он, в России ежегодно прекращают деятельность около десятка компаний, причем с рынка уходят, казалось бы, прочные игроки.

Просто банкротства в авиабизнесе не такие громкие, как, например, в туристической отрасли.

Кстати, в Российском союзе туриндустрии (РСТ), основываясь на данных систем бронирования, недавно сравнили стоимость авиабилетов туда-обратно в Сочи из некоторых российских регионов с ценой турпакетов в Турцию, включающих перелет и проживание по системе "все включено". Например, прямой перелет в Сочи из Новосибирска - от 45 тысяч рублей, при этом цена недельного отдыха для жителей этого города в трехзвездочном отеле Турции - от 23,5 тысячи рублей. Прямой перелет из Читы стоит от 38 тысяч рублей. За эти деньги жители Читы могут купить турпакет в Турцию почти на две недели.

Похожая ситуация с Барнаулом, Иркутском, Кемерово, Красноярском, Новокузнецком, Омском, Томском. Конечно, нельзя не учитывать, что турпакеты предполагают чартерные перевозки, а они почти в два раза дешевле регулярных. Но что мешает поставить чартеры на курорты юга России? "В 2013 году пассажиропоток на маршруте Новосибирск - Сочи - Новосибирск составил около 30 тысяч человек. Для сравнения: поток на самом популярном летнем направлении Новосибирск - Анталья - Новосибирск в сезоне 2013 года достиг 143 тысяч человек", - привела пример пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

Во время заседания экспертного совета по вопросам авиаперевозок в ФАС представители общества защиты прав потребителей поинтересовались, почему цены не снизило внедрение системы продажи невозвратных билетов.

Предполагалось, что в случае отказа пассажира от перелета без указания перечисленных в законе причин перевозчик может не возвращать деньги. (Раньше российские авиакомпании при возврате билета могли удерживать не более 25 процентов от его стоимости и, по данным минтранса, теряли на этом более 22 миллиардов рублей в год. Эта сумма закладывалась в стоимость билетов в целях минимизации рисков.) По словам Дмитрия Рутенберга, представители авиакомпаний заверили ФАС, что цены на невозвратные билеты снижены.