Хакасское УФАС предупреждает: За нарушения закона о защите конкуренцию можно получить дисквалификацию

Сегодня врио заместителя руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России Ольга Липина провела брифинг, на котором рассказала «об исключении из правила». Это касается антимонопольного контроля за соблюдением положений статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

                   

Имущество, находящееся на балансе муниципалитета, нередко проблема для администрации. Причина тому – высокая изношенность и нехватка средств на их ремонт. Поэтому понятно желание избавиться от этой ноши. Но не тут-то было. Есть закон о защите конкуренции. В этом документе прописан особый порядок заключения договоров (аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и др.). Он предусматривает переход прав владения и (или) пользования имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями и учреждениями, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

       

Что важно: данное положение сформулировано в качестве общего правила, из которого установлен ряд исключений. О них подробно рассказала Ольга Олеговна Липина:

– Основанием для заключения подобных договоров без проведения торгов в большинстве случаев является использование их в качестве одной из форм государственной (муниципальной) поддержки социально значимой деятельности. В целом такими основаниями являются:

  1. положения международных договоров РФ (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу;

2) передача имущества государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Банку России, что вполне объяснимо, поскольку в данном случае речь идет исключительно о создании условий для более эффективного использования имущества без выбытия его из-под контроля собственника;

3) передача имущества государственным и муниципальным учреждениям;

4) передача имущества некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

5) передача имущества адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам, которые являются негосударственными некоммерческими организациями, выполняющими значимые для общества функции. Следует учитывать, что данные положения не подлежат расширительному толкованию. В частности, они не распространяются на адвокатские кабинеты, которые не являются некоммерческими организациями, а, следовательно, права и обязанности по договору аренды передаются физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, и на указанные отношения действие данного закона не распространяется;

6) передача имущества:

- медицинским организациям, то есть юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в установленном законом порядке (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),

- организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

7) передача имущества для размещения:

- сетей связи, то есть технологических систем, включающих в себя средства и линии связи и предназначенных для электросвязи или почтовой связи (ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»),

- объектов почтовой связи, представляющих собой обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения) (ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»);

8) передача имущества лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, то есть совокупностью трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, в случае если передаваемое имущество является частью этой сети, технологически связанной с ней в соответствии с ГрК РФ и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами;

9) передача имущества лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

10) предоставление прав владения и (или) пользования имуществом в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции, регулирующей вопросы предоставления государственных и муниципальных преференций;

11) предоставление имущества лицу, с которым заключен:

- государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при условии, что предоставление права владения и пользования было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта;

- договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», но только в том случае, если заказчиком являлось государственное или муниципальное автономное учреждение;

12) передача имущества на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев, что является частным случаем установления максимальных (предельных) сроков договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества, предусмотренных п. 3 ст. 610 ГК РФ;

13) предоставление имущества взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых оно является, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям;

14) передача имущества правопреемнику приватизированного унитарного предприятия;

15) передача имущества, являющегося частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 м2 и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему имущество;

16) передача имущества в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся лицу, подавшему единственную заявку на участие в нем либо признанному его единственным участником, если эта заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а договор заключается на условиях, предусмотренных заявкой на участие в нем и конкурсной документацией или документацией об аукционе, по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о его проведении;

17) передача государственного или муниципального имущества в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении него были предоставлены:

- по результатам проведения торгов;

- по договору, заключенному вследствие признания торгов несостоявшимися;

- по государственному или муниципальному контракту;

- в силу предписаний международных договоров РФ, федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу.

Порядок заключения договоров по результатам проведения конкурсов или аукционов не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, которые, впрочем, в большинстве случаев также предусматривают проведение торгов для заключения договора аренды соответствующего государственного и муниципального имущества.

Проведение конкурса или аукциона необходимо для заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества:

1) принадлежащего государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления;

2) закрепленного за государственными или муниципальными автономными учреждениями на праве оперативного управления;

3) принадлежащего государственным (муниципальным) бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления на праве оперативного управления.

По истечении срока договора аренды, заключенного на торгах, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен российским законодательством, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. В то же время срок может быть уменьшен на основании заявления арендатора.

Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, за исключением случаев:

1) принятия в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличия у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

В текущем году Хакасским УФАС России принято два решения о нарушении части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.  В одном случае без торгов была передана в аренду модульная котельная с теплосетями. В другом случае муниципалитет каждый месяц заключал договор аренды автомобиля на 30 дней, тем самым предоставляя одному и тому же хозяйствующему субъекты преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

За нарушение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена административная ответственность по статье 14.9 КоАП РФ – действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При повторном совершении нарушения – дисквалификация на срок до трех лет.