Хакасское УФАС России в очередной раз предупреждает: дробить сделки нельзя!

Искусственное дробление закупок - это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров, одно из основных нарушений, на которое вполне сознательно идут муниципалитеты Хакасии.

     

Об этом сегодня рассказала на своём брифинге «Искусственное дробление сделок: опыт правоприменительной практики Хакасского УФАС России» заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления Ольга Липина:

-  Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов.

Согласно п.4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

В Хакасии же нередки случаи заключения и реализации соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции).

Накануне Хакасским УФАС установлено, что администрации трех сельсоветов для выполнения работ по ремонту дорог на подведомственной территории с целью формального соблюдения Закона о контрактной системе, искусственно раздробили общий предмет договора.

Хозяйствующие субъекты выступили единственными поставщиками по искусственно раздробленным договорам, что позволило им получить право заключения договоров без конкурентного отбора. В рассматриваемых действиях администраций сельсоветов и хозяйствующих субъектов по заключению контрактов Хакасское УФАС России усмотрело признаки нарушения антимонопольного законодательства.