Методика предельного ценообразования обеспечит долгосрочность, гибкость и предсказуемость тарифного регулирования

Разработка и внедрение метода при расчете регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи признана лучшим достижением отраслевых подразделений центрального аппарата ФАС России за 2018 г

«Метод предельного ценообразования – прогрессивный стимулирующий метод тарифного регулирования. Он является промежуточным этапом для дерегулирования услуг в сфере связи. Этот подход позволяет обеспечить требуемую долгосрочность, гибкость и предсказуемость тарифного регулирования», - прокомментировал замруководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Метод предельного ценообразования может быть применен не только в сфере связи, но и в других регулируемых сферах.

После того, как регулируемые тарифы достигают уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, применяется метод предельного ценообразования («price cap»), или метод, обеспечивающий возможность получения прибыли от эффективности управления издержками, или «инфляция минус».

Регулятор устанавливает максимальное (предельное) значение цены или тарифа на услугу регулируемой компании или максимальное (предельное) значение индекса изменения тарифов на группу услуг на очередной период регулирования, исходя из прогнозного уровня инфляции и повышения эффективности деятельности предприятия и экономики в целом, или, другими словами, «инфляция -Х-фактор».

«С содержательной точки зрения X–фактор является ожидаемым темпом повышения эффективности производства оператора в целом. Х- фактор должен стимулировать оператора к повышению эффективности до некоторого базового уровня по экономике в целом. Иными словами, X–фактор является механизмом бенчмаркинга в том, что касается эффективности использования ресурсов и темпов ее повышения», - отметила начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева.

К преимуществам этого метода относятся такие факторы, как финансовое стимулирование производителя к повышению эффективности, прозрачность и простота расчета Х-фактора и предельной цены в течение долгосрочного периода регулирования. Х-фактор рассчитывается по данным предприятия в целом с целью получения сопоставимых данных. Данные оператора сравниваются с данными экономики в целом. Экономика выступает в роли эталона.

«Чем эффективность оператора выше эффективности экономики, тем ниже Х-фактор и, соответственно, выше коэффициент максимально допустимого повышения тарифов. Тем самым компании получают стимулы к повышению эффективности своей деятельности и к инвестиционному развитию», - добавила Елена Заева.

Метод тарифного регулирования содержит регуляторный механизм, отвечающий требованиям конкурентного рынка, который «вовлекает» операторов связи в условия поведения на рынке, либо находящегося в состоянии конкуренции, либо близкому к нему, при формировании тарифной политики.

«Операторам связи предоставлено право самостоятельно определять индексы изменения тарифов внутри набора услуг исходя из потребительского поведения и целей компании.
Основная мотивация регулирования с помощью ценовых ограничений – это, с одной стороны, стимулирование сокращения затрат, приводящее к росту прибыли, остающейся в распоряжении оператора связи, с другой стороны - сдерживание роста тарифов для потребителей», - заключила Елена Заева.

В июне 2019 года ФАС России метод предельного ценообразования применен при утверждении регулируемых тарифов для ПАО «Ростелеком».