Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения 11 сентября 2019 года

ВОПРОС: Перечислите основные нарушения, возникающие при проведении конкурсных процедур в целях заключения концессионного соглашения на объекты тепло- и водоснабжения.

ОТВЕТ:

В настоящее время подавляющее большинство нарушений законодательства в области передачи прав владения и пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения связано с незаключением органами местного самоуправления концессионных соглашений, вследствие чего указанные объекты жилищно-коммунального хозяйства передаются хозяйствующим субъектам по договорам аренды в нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Действия органа местного самоуправления по передаче на конкурсной основе в аренду объектов ЖКХ, в отношении которых должно было заключаться концессионное соглашение, вне зависимости от того, участвовали ли в таком конкурсе один или несколько участников, могут быть квалифицированы как нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающего запрет на нарушение порядка определения победителя торгов.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения осуществляется с особенностями, установленными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В соответствии с положениями Закона о водоснабжении и водоотведении, если разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении конкурса превышает пять лет, то такие объекты могут быть переданы только по концессионному соглашению. При этом Законом о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды заключенный с нарушением таких требований, является ничтожным.

Аналогичные требования в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, содержатся в Законе о теплоснабжении.

Таким образом, выбор способа передачи прав и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Также распространенным нарушением антимонопольного законодательства в этой сфере является предоставление муниципального имущества без проведения процедуры торгов. Подчас органы местного самоуправления заключают договоры аренды объектов коммунальной инфраструктуры с «нужными» организациями. Необходимая при этом процедура торгов, которая должна быть открытой, не проводится.

 

ВОПРОС: Какие нарушения выявляются в действиях органов местного самоуправления при «дроблении» сделок (лотов) при определении исполнителя работ (услуг)?

ОТВЕТ:

В Республике Хакасия участились случаи «дробления» сделок (лотов) при определении исполнителя работ (услуг).

Для выполнения работ по ремонту дорог на подведомственной территории с целью формального соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», органы местного самоуправления искусственно дробят общий предмет договора. Общая цена сделки с единым предметом составляет более ста тысяч рублей, однако стороны дробят сделку на несколько договоров с ценой менее ста тысяч рублей (в ред. Закона о контрактной системе, действовавшей до 01.07.2019), что, в свою очередь, позволяет уйти от проведения конкурентных процедур отбора поставщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с гражданским законодательством договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, на обе стороны договора, в рассматриваемом случае на заказчика и поставщика, законом возложена обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству.

Хакасское УФАС России призывает заказчиков и поставщиков при заключении договора проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения антимонопольному законодательству и законодательству о контрактной системе.

Подобного рода нарушения антимонопольного законодательства (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции) были зафиксированы на территориях Усть-Абаканского, Аскизского, Ширинского и Алтайского района Республики Хакасия.

 

 

ВОПРОС: Можно ли признать нарушившим антимонопольное законодательство ресурсоснабжающие организации, выдающие органам местного самоуправления технические условия на подключение объекта к сетям не в полном объеме?

ОТВЕТ:

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» определено понятие «сети инженерно-технического обеспечения» как совокупности имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе водоснабжения и водоотведения.

При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с настоящими Правилами.

В силу подпункта 4 пунктом 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории).

Таким образом, информация о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение является требованием о представлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка, соответственно, данная информация должна быть доведена до всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе.

Кроме того, согласно пункту 4 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенные использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

Указание в извещении лишь ссылок на письма соответствующих организаций, информации о том, что технические условия на присоединение к водопроводу и водоотведению имеются, свидетельствует о ненадлежащем выполнении организатором торгов требований подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ и не может быть расценено как достаточное в целях соблюдения данной нормы закона вне зависимости от объема подлежащей размещению информации.

Отказ ресурсоснабжающей организации в предоставлении в полном объеме органам местного самоуправления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям может быть обжалован в судебном порядке. При этом такие действия ресурсоснабжающей организации не содержат всех признаков нарушения антимонопольного законодательства, позволяющих квалифицировать такое поведение как нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции.

           

ВОПРОС: При установлении сроков исполнения предписаний установление срока менее или равного одному месяцу фактически делает невозможным или чрезмерно затруднительным обращение с ходатайством о продлении сроков исполнения предписания. Как поступать в таком случае?

ОТВЕТ:

В соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.

Законодатель не устанавливает конкретные сроки исполнения предписаний. В любом случае длительность исполнения предписаний зависит от конкретных обстоятельств дела, определяется в каждом случае комиссией антимонопольного органа. При этом в предписании должны содержаться разумные сроки для исполнения и конкретные действия по прекращению нарушений и (или) последствий нарушения антимонопольного законодательства.

В любом случае у ответчика, которому выдано предписание, имеется возможность обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.

Срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика, ответчиков в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.