• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Игорь Артемьев: Синхронизация Национального плана развития конкуренции и Национальных проектов – один из приоритетов в деятельности ФАС

Глава ФАС подвел итоги деятельности службы за последний период и отметил основные проблемы и перспективы развития конкуренции в Российской Федерации
«Оценка состояния конкуренции, как в целом, так и в отдельных отраслях и сферах является важнейшим инструментом разработки и реализации государственной экономической политики. Принятие Указа Президента, Национального плана по развитию конкуренции, проведение Государственного совета по её поддержке в регионах и утверждение на федеральном уровне «дорожной карты» в ключевых отраслях экономики привело к созданию правовой основы развития конкуренции», - подчеркнул руководитель ФАС России Игорь Артемьев на Расширенном заседании Коллегии антимонопольного ведомства, которое состоялось накануне, 16 сентября 2019 года.
В мероприятии участвует врио руководителя Хакасского УФАС России Ольга Широкова.
 
Подводя итоги реализации этих документов, Игорь Артемьев указал, что «дорожная карта» развития конкуренции в установленные сроки исполнена на 41,5%.
Также он выделил важность регионального аспекта поддержки конкуренции:
«За прошедшее время все субъекты РФ определили ключевые рынки, закрепили в положениях органов власти важность развития конкуренции и внедрили антимонопольный комплаенс. Сейчас ведется работа по актуализации региональных «дорожных карт».
Говоря о статистике, глава службы отметил, что количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти снизилось на 14%, доля государственных закупок у малого бизнеса составила 29,7%, при целевом показателе Национального плана развития конкуренции к 2020 году - 31%, аналогичный показатель для госкомпаний составил 12,1%, целевой показатель к 2020 году - 18%.
 
Игорь Артемьев также затронул тему тарифного регулирования.
«За последние 4 года мы провели колоссальную работу в этом направлении. Нам удалось закрепить принципы долгосрочного тарифного регулирования на все естественно-монопольные сферы контроля. В сферах ЖКХ и электроэнергетики устранены возможности для превышения предельного уровня тарифов в субъектах Российской Федерации. Этот вопрос особенно важен, т.к. он затрагивает всех наших граждан. Внедрен принцип «тариф в обмен на инвестиции», стимулирующий организации к сокращению издержек и повышению своей производительности», - сообщил глава ФАС.
Однако, по его словам, остается проблема отсутствия прозрачного тарифного регулирования, которая, в том числе будет решена после принятия единого Закона о государственном регулировании тарифо
Кроме того, Игорь Артемьев сообщил о создании современной системы борьбы с картелями.
«Сейчас угроза уголовного наказания за картельные сговоры стала реальной. По материалам ФАС России возбуждено 34 уголовных дела, из них 15 дел по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, остальные случаи - различные коррупционные и должностные преступления, связанные со сговорами с заказчиками на торгах», - отметил руководитель службы.
Переходя к проблемам развития конкуренции, глава ФАС выделил медленное развертывание электронных систем сопоставления цен, огосударствление финансового сектора, неконкурентное предоставление природных ресурсов хозяйствующим субъектам, отсутствие единых процедур по продаже государственного имущества, непрозрачность утверждения и исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий и процедур закупочных процедур госкомпаний.
 
В качестве решения этих и других проблем Игорь Артемьев обозначил следующие задачи перед антимонопольным органом. Во-первых, продолжить активную реализацию Указа Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции. Во-вторых, подготовить и принять новый Национальный план на 2021 - 2025 годы, который обеспечит развитие конкуренции в стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Также следует осуществить меры по декартелизации экономики, продолжить развитие биржевой торговли и провести работу по цифровизации тарифного регулирования.