Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения 25 марта

  1. Все ли органы местного самоуправления должны внедрять антимонопольный комплаенс?

 

«Этот вопрос не урегулирован. Четкого его понимания нет. В методических рекомендациях, которые приняты распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 года № 2258, говорится, что эта система дается самими органами, они могут решить каким образом будет внедрятся антимонопольный комплаенс. При принятии организационных и управленческих решений в любом случае необходимо руководствоваться методическими рекомендациями. Это может быть один единый орган на который возложены определенные задачи, либо это может быть каждый орган местного самоуправления, управления, департаменты и им передать внедрение. В этом случае управленческие решения принимают соответственно должностные лица самоуправления. И то и другое, и единый орган и каждый орган-это допустимо.»

 

  1. Необходимо ли учитывать цели, задачи, полномочия, специфику типового органа, отсутствие влияние их деятельности на товарные рынки?

 

«Конечно, цели, задачи, полномочия, специфику нужно учитывать.По поводу влияния органов на товарные рынки приведу следующий пример. Такой вопрос даже органы исполнительной власти субъекта часто задают: «Мы ни на что не влияем, наши полномочия очень ограничены, зачем нам антимонопольный комплаенс?» Мы не согласны с этим, если посмотреть полномочия, на органы местного самоуправления возлагаются очень большие полномочия. Они непосредственно влияют на деятельность предпринимателей, поэтому мы считаем, что орган местного самоуправления, как указано в Указе Президента РФ, должен предпринять все меры, чтобы не предъявлялись к участникам рынка излишние меры.»

 

  1. Необходимо ли внедрять антимонопольный комплаенс в подведомственные организации органов исполнительной власти и деятельности муниципальных унитарных предприятии для данных автономных учреждений и хозяйствующих обществ?

 

«Обязанности внедрять у муниципальных предприятий и учреждений нет. Хочу сообщить о том, что в Закон о защите конкуренции приняты совсем недавно изменения, касающиеся антимонопольного комплаенса. Там тоже на усмотрение хозяйствующих субъектов, действующих на различных рынках, они могут принимать свои внутренние документы, которые им не позволят нарушать антимонопольное законодательство.»

 

  1. Предлагаем ТО ФАС России предоставить информацию о количестве нарушении антимонопольного законодательства органами местного самоуправления? Если такая информация в открытом доступе?

 

«Информация такая в открытом доступе имеется. Мы проводим публичные слушания, у нас есть раздел на сайте «Публичные слушания». В четвертом квартале в этом разделе опубликованы доклады о результатах правоприменительной практике Хакасского УФАС за 2019 год в сфере антимонопольного законодательства. Мы постарались в этом докладе уделить внимание именно органам местного самоуправления. В каждом разделе мы указали на нарушения, например, выявлено нарушение по статье 16, мы указали, что такие нарушения были зафиксированы на территории Усть-Абаканского, Аскизского, Ширинского, Алтайского районов республики Хакасия и так по каждому. Мы сообщили о том, какие органы местного самоуправления допустили нарушения. Можете ознакомиться в онлайн режиме на нашем сайте. Мы и в дальнейшем будем эту информацию за 2020 год опубликуем, когда уже подведем окончательные итоги.»

 

  1. Когда и где планируется проведение обучения по антимонопольному комплаенсу? Какой требуется уровень образования и подготовки специалиста?

 

«В методических рекомендациях указывается на то, что должны быть квалифицированные сотрудники, обычно это правовые службы, в каждом органе либо в едином органе. Федеральная антимонопольная служба на своем сайте публикует перечень обучения, который проводится в рамках антимонопольного комплаенса, внедрение Нацпланов развития конкуренции, стандарты развития конкуренции. Эти обучения проходят регулярно, у нас есть учебно-методический центр в городе Казань, где планируется повышать квалификацию и уделять этому большое внимание. Что касается нашего территориального управления то в качестве консультации, помощи какой-то мы вам не оказываем. Может выехать с семинаром и провести его по соответствующей теме, если в этом будет потребность. Обращайтесь в наше управление.»

 

  1. Планируется ли заключение соглашении о взаимодействии по реализации Нацпланов по развитию конкуренции между ТО ФАС России и муниципальным образованием?

 

«Нет, такого не планируется. По стандарту развития конкуренции в республике Хакасия предполагается привлекать муниципальные образования для решения вопросов, но соглашений мы заключать не уполномочены.»

 

  1. Предусмотрено ли включение доклада об антимонопольном комплаенсе? Доклад о состоянии и развитии конкуренции на рынках товаров, работ и услуг формированный в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 5.09. 2019 года № 1738 о стандарте развития конкуренции.

 

«Не предполагается, такого требования нет. Эти доклады однозначно необходимо разместить на сайтах органов местного самоуправления, решает этот вопрос субъект РФ – Правительство РХ который ежегодно доклад такой готовит. Именно этот доклад направляется в ФАС России для включения в доклад о развитии конкурентной среды на рынках уже Российской Федерации.»

 

  1. Когда планируется обучение по развитию конкуренции? Какой требуется уровень образования и квалификации сотрудников при уполномоченном подразделении?

 

«Мы уже частично ответили на этот вопрос. Четких правил по образованию по антимонопольному комплаенсу по развитию конкуренции не имеется. Если орган местного самоуправления видит, что очень много нарушении с его стороны устанавливается, может быть подумать над вопросом повышения квалификации сотрудников для исключения таких нарушений в дальнейшем.»

 

  1. Будет ли разработано примерное положение о порядке проведения внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса?

 

«Такого положения о проведении внутреннего расследования не предполагается. Расследование в антимонопольном комплаенсе включает, требование об отсутствии конфликта интересов, этот конфликт интересов определен законом о предотвращении коррупции и рядом положении которые применяются в соответствии с нормативно-правовыми актами. Само расследование о конфликте интересов необходимо проводить в рамках этих нормативно-правовых документов. Что касается антимонопольного комплаенса, конфликты интересов могут повлиять на принятие решения органом местного самоуправления.»