ВНИМАНИЕ! С 01.04.2020 Федеральным законом № 98-ФЗ внесены изменения в 44-ФЗ

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Изменения вступили в силу со дня их официального опубликования, т.е. с 1 апреля 2020 г.

Хакасское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» произошли следующие изменения:

1) Существенно расширены полномочия Правительства РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций, соответствующие поправки внесены

в ряд законодательных актов.

Правительство РФ, в том числе:

 

- принимает решение о введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ либо на ее части в случае угрозы возникновения и/или возникновении ЧС федерального или межрегионального характера;

 

- устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС;

 

- вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством РФ (указано на разработку перечня видов деятельности организаций по определенным ОКВЭДам, а также отдельных категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств введения ограничительных мер по предупреждению распространения COVID-2019, особенности, сроки введения моратория остаются на усмотрение Правительства РФ);

 

- вправе установить особенности реализации базовой программы ОМС в условиях ЧС и/или при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

 

- вправе принять решение об установлении ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями, включенными в определяемый Правительством Российской Федерации перечень, на срок, не превышающий девяноста календарных дней;

 

- вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях (дополнительно к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ).

 

2) Установлен мораторий на проведение с 1 апреля по 31 декабря 2020 года проверок субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера.

 

Эти поправки вносятся в статью 26.2 «Особенности организации и проведения в 2019 - 2020 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

3) Введены особенности регулирования государственных и муниципальных закупок:

 

3.1) До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со ст. 30 закона 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Это касается закупок:

- участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) (ч.1 ст. 30 закона 44-ФЗ);

 

- участники которых не являются СМП, СОНКО, но в соответствии с требованиями закупочной документации при исполнении контракта они обязаны привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч. 5 и 6 ст. 30 закона 44-ФЗ).

 

3.2) В 2020 году по соглашению сторон допускаются изменения:

- срока исполнения контракта,

- цены контракта,

- цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 закона 44-ФЗ, когда невозможно определить количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг), если при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом:

1) размер обеспечения может быть уменьшен, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения, при направлении заказчиком в ЕИС информации об исполнении этапа контракта происходит уменьшение размера обеспечения исполнения контракта пропорционально исполненным обязательствам (ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 закона 44-ФЗ);

2) заказчиком не осуществляется возврат ранее предоставленной ему банковской гарантии, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии).

3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:

а) в случае увеличения цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) в случае уменьшения в соответствии с настоящей частью цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;

в) в случае изменения срока исполнения контракта определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

 

3.3) В случае, если контрактом предусмотрены этапы его выполнения, пеня будет исчисляться не от цены всего контракта, а от цены соответствующего этапа, срок выполнения которого нарушен (ч. 7 ст. 34 закона 44-ФЗ).

 

3.4) В связи с изменением части 42.1 статьи 112 закона 44-ФЗ в 2020 году у заказчиков появится возможность после утверждения Правительством РФ соответствующего порядка на 2020 год осуществлять списание сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом. Учитывая данную поправку Правительством РФ будет утвержден порядок списания неустоек (штрафов, пеней).

 

3.5) Порядок закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций значительно упрощен:

- утратили силу статьи 80 - 82 закона 44-ФЗ о предварительном отборе и о запросе котировок, которые необходимы были для проведения закупок в связи с чрезвычайными ситуациями;

- теперь для предупреждения чрезвычайной ситуации или ее ликвидации, а также при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, заказчики вправе заключать контракты у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.

 

3.6) Значительно упростили проведение «особых» закупок в сфере строительства, когда предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее – закупка «под ключ») (ч. 55 - 63 ст. 112 закона 44-ФЗ), а именно:

- исключено условие о том, что закупка «под ключ» в отношении объектов капитального строительства, реализуется в рамках национальных проектов;

- перечни объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ», теперь вправе утверждать не только Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, но и местные администрации;

- такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.;

- в рамках закупок «под ключ» можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.

4) Дополнительные поправки:

- предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или ЧС в целях защиты жизни и здоровья граждан РФ голосование на выборах, референдумах может быть отложено по решению соответствующей избирательной комиссии;

- введен особый порядок регистрации и обращения лекарств и медизделий, предназначенных для применения в условиях военных действий, ЧС, для профилактики и лечения опасных для окружающих заболеваний;

- определены особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну временного пребывания (определена возможность возврата денег туристам за счет фонда персональной ответственности туроператора);

- уточнена периодичность проведения технического осмотра транспортных средств.