Недобросовестная конкуренция на рынке пассажироперевозок. Новый тренд в судебной практике

скрин-шот сайта журнала "Конкуренция и право"

Для Республики Хакасия недобросовестная конкуренция на рынке пассажирских перевозок не редкость. Наиболее распространенная форма – введение в заблуждение, предоставление хозяйствующими субъектами недостоверных сведений комиссии заказчика еще на этапе подачи заявок на открытый конкурс. Расскажем об ответственности предпринимателей в этой сфере и возможностях заказчика повлиять на ситуацию на примере одного из знаковых дел, рассмотренных Хакасским УФАС России.

 Фабула дела

Хакасское УФАС России признало недобросовестной конкуренцией действия предпринимателя, занимавшегося перевозкой пассажиров и багажа в Саяногорске. Разбирательства по спорному маршруту велись в течение года на заседаниях управления и в арбитражных судах трех инстанций.

Комиссия ведомства сочла бизнесмена нарушившим ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и привлекла к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ за введение в заблуждение и предоставление комиссии заказчика – Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска (далее – комитет) – недостоверных сведений о классе своих транспортных средств (далее также – ТС) и недействующей лицензии на перевозку пассажиров.

Принятые антимонопольным органом меры были эффективны: сейчас за перевозку пассажиров на этом маршруте отвечают два других бизнесмена, технические характеристики их автобусов и все необходимые для этой деятельности документы отвечают закону.

 

Нормативная база

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ, Закон) регулирует соответствующие отношения, в том числе связанные:

с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок;

допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению этих перевозок;

использованием для их осуществления объектов транспортной инфраструктуры;

организацией контроля за такими перевозками.

Решением Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск от 24.12.2015 № 67 утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в муниципальном образовании «Город Саяногорск» (далее – Положение).

 

Согласно утвержденной руководителем комитета конкурсной документации на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автотранспортом в Саяногорске примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе приводится в этой документации (ч. 1.8.2).

В заявке должна быть вся указанная заказчиком информация, в том числе документы, подтверждающие соответствие перевозчика требованиям к участникам конкурса, установленным в соответствии с ч. 1.2.1 ст. 1.2 (п. 4 ч. 1.8.1). К участию допускаются юрлица, ИП, стороны договора простого товарищества, принявшие на себя обязательства, в случае если участнику конкурса будет предоставлено право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, подтвердить в определенные конкурсной документацией сроки наличие на праве собственности или на ином законном основании ТС, предусмотренных его заявкой (п. 2 ч. 1.2.1).

Заявка на участие признается надлежащей, если она соответствует извещению о проведении конкурса и конкурсной документации, а подавший ее участник – требованиям этой документации (ч. 1.10.1). И отклоняется, если подавший ее участник или сама заявка не отвечают предусмотренным требованиям (ч. 1.10.3).

Если установлена недостоверность информации в документах, представленных участником в соответствии с ч. 1.8.2, комиссия обязана отстранить его на любом этапе проведения конкурса (ч. 1.10.4).

В пункте 2 формы заявки отражен параметр «класс транспортного средства» и его определение – группа ТС, характеризующихся определенными габаритами в части длины: особо малый класс ТС – до 5 м включительно; малый – от более чем 5 до 7,5 м включительно; средний – от более чем 7,5 до 10 м включительно; большой – от более чем 10 до 16 м включительно; особо большой – более 16 м.

В техническом задании конкурсной документации отражены вид и класс ТС: автобус не ниже среднего класса. В представленной предпринимателем заявке названы три ТС 2018 г. выпуска: два марки Ford Transit и одно марки ГАЗ-А62R32. Заказчик не отклонил эту заявку.

Возникает вопрос: может ли заказчик, изучив документы на участие в конкурсе, прийти к выводу о наличии оснований для признания поданной заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации?

 

Поворот практики

До 2021 г. антимонопольный орган и суды заключали, что представленные хозсубъектом документы не содержат противоречивой информации, а указанные в заявке сведения соответствуют характеристикам и показателям, отраженным в техзадании. Следовательно, у конкурсной комиссии нет оснований не допустить такого хозсубъекта к участию в конкурсе. В нашем случае предприниматель продекларировал соответствие своих ТС среднему классу, как того требовал заказчик.

Однако в Постановлении 3-го ААС от 13.01.2021 по делу № А74-4867/2020 вектор сменился. Хотя Закон № 220-ФЗ и Положение не обязывают комиссию заказчика проверять достоверность сведений о ТС в заявках и иных документах участника, при проведении конкурса она обязана оценить соответствие предоставленной информации установленным требованиям. При этом должны использоваться любые сведения из любых источников, а отсутствие компетентных специалистов, которые могут определить тип ТС по цифровому и буквенному обозначению его марки, не освобождает комиссию от этой обязанности. Иное может привести к тому, что к перевозкам пассажиров будут допускаться грузовые автомобили, или, как в рассматриваемом случае, маломерные ТС, что нарушает правила безопасности.

Апелляционная инстанция руководствовалась положениями конкурсной документации, которая требует задействовать при перевозках по заявленному маршруту автобусы среднего класса. При использовании ТС меньших габаритов часть пассажиров не смогут воспользоваться услугами общественного транспорта либо эти услуги будут выполняться с нарушением.

Следовательно, заказчик необоснованно не отклонил заявку предпринимателя. При ее заполнении ИП подал сведения, не соответствующие установленным требованиям, указав, что ТС относятся к среднему классу. Однако, согласно открытым данным на официальном сайте изготовителя транспортных средств марки Ford, габаритная длина автобуса Ford Transit 2018 г. составляет от 5,5 до 6,7 м в зависимости от количества мест; в силу одобрения типа ТС серии RU № 0007420 габаритная длина автобусов ГАЗ-A62R32 и ГАЗ-A65R35 – от 6,2 до 6,4 м. Таким образом, заявленные ТС принадлежат к малому классу.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 15.04.2021 поддержал решение апелляции.

 

Введение в заблуждение

Пункт 1 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в том числе в отношении: качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже; его назначения, способах и условиях изготовления или применения; результатов, ожидаемых от использования такого товара; его пригодности для определенных целей.

Хакасское УФАС России установило, что предприниматель подал комиссии заказчика не только недостоверные сведения о классе ТС, но и недействующую лицензию на перевозки пассажиров автотранспортом.

По результатам рассмотрения дела хозсубъект признан нарушившим Закон о защите конкуренции. Действие свидетельства об осуществлении перевозок к тому времени было прекращено, поэтому предписание не выдавалось.

 

Предложения и выводы

Из изложенного вытекает обоюдная ответственность. Хозсубъект должен отвечать за введение в заблуждение комиссии заказчика. А заказчик – отстранить от участия в конкурсе предпринимателя, представившего в составе заявки сведения, не соотвутствующие требованиям конкурсной документации. При этом комиссия обязана использовать любые сведения из любых источников для определения такого соответствия, и отсутствие компетентных специалистов не освобождает ее от этой обязанности. В ином случае итоги открытого конкурса, проведенного с нарушением закона, можно признать недействительными в судебном порядке.

Ольга Липина,

заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России