Арбитражный суд Республики Хакасия встал на защиту конкуренции в регионе

13 октября 2009 года по результатам рассмотрения дела №32-А-09 Хакасское УФАС России признало Правительство Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

Статьями 8,74 Конституции РФ гарантируются поддержка конкуренции и свободное перемещение товаров, услуг на всей территории Российской Федерации. Во исполнение данных конституционных норм часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает, в частности, органам государственной власти принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 3 «Порядка организации деятельности ярмарок в Республике Хакасия» (приложение 8 к Постановлению Правительства РХ от 11.05.2007 №142 «О мерах по реализации Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации») преимущественное право осуществления торговли на ярмарках предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям Республики Хакасия. Хакасское УФАС России посчитало, что данным пунктом нарушена статья 15 Закона о защите конкуренции и выдало Правительству РХ Предписание об исключении из пункта 3 Порядка слова «... с преимущественным правом организаций и индивидуальных предпринимателей Республики Хакасия...».

Не согласившись с Решением и Предписанием, Правительство РХ обратилось в Арбитражный суд РХ с заявлением о признании их недействительными, приводя следующие доводы:

- пункт 3 Порядка имеет рекомендательный характер и необязателен к исполнению;

- антимонопольный орган не доказал фактическое ограничение конкуренции. Отстаивая законность и обоснованность обжалуемых Решения и

Предписания, Хакасское УФАС России исходило из следующего:

- органы государственной власти любого уровня не вправе принимать антиконституционные и противозаконные нормативные акты, обязательные к исполнению неопределенным кругом лиц, даже в рекомендательной форме;

- антимонопольное законодательство в значительной степени является превентивным, поскольку устанавливает запреты на совершение правонарушений, которые не только приводят но и могут привести к отрицательным последствиям для конкуренции.

Арбитражный суд РХ признал доводы Хакасского УФАС России обоснованными и отказал Правительству РХ в удовлетворении заявленных требований.