Администрация МО Ширинский район
ул. Октябрьская, 79, Ширинский район,
с. Шира, Хакасия Республика, 655200
РЕШЕНИЕ
№ 64-А-13
г. Абакан
Резолютивная часть оглашена 07 ноября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Франскевич О.П. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Алехина А.А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;
Чиж Д.А.– ведущий специалист - эксперт отдела АЗР;
Лаврова Е.С. - старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.
в присутствии представителей Администрации муниципального образования Ширинский район (далее по тексту – Администрация МО Ширинский район) – Тимофеевой Ирины Валерьевны по доверенности № 20 от 31.10.2013г. и Уваровой Риммы Абакировны по доверенности № 4 от 26.12.2012г., рассмотрев материалы дела № 64-А-13 возбужденного в отношении Администрации МО Ширинский район по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении Администрацией договора аренды земельного участка № 160 от 05 июня 2012 года с //==// без проведения торгов и без публичного сообщения о возможности предоставления данного участка в аренду,
УСТАНОВИЛА:
На основании Приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 09 августа 2013 года № 214, Хакасским УФАС России проведена проверка Администрации Муниципального образования Ширинский район.
Комисией Хакасского УФАС России просмотрены акты Администрации муниципального образования Ширинский район за период с января 2012 года по июнь 2013 года.
В ходе проведения проверки комиссия Хакасского УФАС России установлено, что Администрацией МО Ширинский район с //==// заключен договор аренды земельного участка № 160 от 06 июня 2012 года без проведения процедуры торгов.
В связи с этим, 16 октября 2013 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело № 64-А-13 в отношении Администрации МО Ширинский район по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии от 07 ноября 2013 года, представители Ответчика с нарушением антимонопольного законодательства не согласились. Пояснили, что поскольку земельный участок, расположенный по адресу: ул. Курортная, 32, с. Шира, Ширинский район, не является муниципальным имуществом. Положения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества. В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок, закрепленный данной статьей не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ. По вопросу Комиссии о передаче Администрацией в аренду //==// земельного участка, у которого отсутствует кадастровый номер, представители Ответчика пояснить что либо затруднились.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
17 августа 2011 года, //==// обратился в Администрацию МО Ширинский район с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу ул. Курортная 32, с. Шира, Республика Хакасия, площадью 45 кв.м. в аренду сроком в 11 месяцев для пристройки к существующему магазину
«Турист».
17 августа 2011 года, районная межведомственная комиссия по управлению и распоряжению земельными участками Администрации МО Ширинский район рассмотрела заявление //==// и приняла решение предоставить земельный участок указанному лицу в аренду (выписка из протокола № 3-08 от 17.08.2011г.).
Постановлением Администрации МО Ширинский район № 936 от 01.06.2012г., //==// предоставлен в аренду земельный участок, сроком на 11 месяцев, для размещения объекта торговли (пристройки), из земель муниципального образования Ширинский район, земли населенных пунктов. Участок расположен по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, село Шира, ул. Курортная, 32, площадь участка – 37,63 кв.м.
05 июня 2012 года, Администрацией МО Ширинский район с //==// заключен договор аренды земельного участка № 160.
Согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает земельный участок, площадью 37,63 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32, для размещения объекта торговли (пристройки).
Согласно пункту 2.1. договора, срок аренды участка устанавливается с 01.06.2012г. по 01.05.2013г. (11 месяцев).
Согласно пояснениям представителей Администрации МО Ширинский район, извещение о передаче в аренду земельного участка, расположенного по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32, до заключения указанного выше договора не публиковалось, в связи с тем, что данный земельный участок предоставлен для пристройки к существующему магазину «Турист».
10 июня 2013 года, договор аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012 года был расторгнут.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов.
В силу частей 2,3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, позволяющих определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально – определенной вещи или подтверждающих прекращение существования такого недвижимого имущества, в результате чего каждый объект недвижимости, в том числе земельный участок, получает уникальные характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет объектов недвижимости сопровождается присвоением каждому объекту не повторяющегося во времени и на территории РФ государственного учетного (кадастрового) номера.
Таким образом, индивидуализация отдельного земельного участка как объекта недвижимости, а значит, как объекта земельных отношений, гражданских правоотношений, осуществляется с помощью его кадастрового учета.
Отсутствие данных о внесении участка в государственный земельный кадастр, о присвоении ему соответствующего кадастрового номера, отсутствие кадастрового плана участка исключает его из числа объектов земельных отношений.
Положения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" распространяются на случаи заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, а следовательно, не входит в сферу правового регулирования, осуществляемого антимонопольным законодательством.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения Администрацией МО Ширинский район положений статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию.
В соответствии с частью 5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В нарушение указанных выше норм, //==// Администрцией МО Ширинский район был передан в аренду не сформированный земельный участок, поскольку у этого земельного участка отсутствует государственный учетный (кадастровый) номер.
Согласно пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Поскольку Администрация Ширинского района не является собственником рассматриваемого земельного участка, она так же не вправе распоряжаться и передавать кому либо данный земельный участок в аренду.
Таким образом, Администрацией Ширинского района в нарушении указанных выше норм действующего законодательства, //==// во- первых был передан в аренду не сформированный земельный участок, во- вторых данный участок был передан с отсутствием у Администрации права на такую передачу в аренду земельного участка, который не находится в ее собственности, тем самым ограничив права других хозяйствующим субъектов в заключение договора аренды на вышеназванный земельный участок.
В соответствии с общими положениями Земельного кодекса Российской Федерации, в ряде случае земельные участки передаются в аренду только с условием проведения торгов, либо с предварительным опубликованием информации о том, что конкретный участок предполагается органом местного самоуправления сдавать в аренду. Согласно положениям статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть исключительно сформированный земельный участок.
Помимо прочего, договор аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012г. был заключен Администрацией Ширинского района и //==// на срок в 11 месяцев. Срок действия данного договора соответственно заканчивается 05 мая 2013 года. Однако указанный договор был расторгнут соглашением о расторжении договора от 10 июня 2013 года. Таким образом, на протяжении месяца //==// была предоставлена возможность пользоваться земельным участком по окончанию действия заключенного ранее договора аренды земельного участка.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действиями Администрации Ширинского района которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции являются предоставление //==// преимущественного положения относительно других хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли бы быть заинтересованы в аренде земельного участка площадью 37,63 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что описанными выше действиями Администрацией Ширинского района нарушаются положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Поскольку договор аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012 года был расторгнут, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Администрации Ширинского района предписания.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Администрацию Муниципального образования Ширинский район нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012г., ограничив тем самым конкуренцию путем предоставления //==// преимущественного положение относительно других хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли бы быть заинтересованы в аренде земельного участка площадью 37,63 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32.;
- Прекратить рассмотрение дела № 64-А-13 в части нарушения Администрацией Муниципального образования Ширинский район части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виду отсутствия нарушения.
Председатель комиссии: О.П. Франскевич
Члены комиссии: А.А. Алехина
Е.С. Лаврова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.
stdClass Object
(
[vid] => 10441
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕ № 64-А-13
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10441
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1384483790
[changed] => 1384483790
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1384483790
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Администрация МО Ширинский район
ул. Октябрьская, 79, Ширинский район,
с. Шира, Хакасия Республика, 655200
РЕШЕНИЕ
№ 64-А-13
г. Абакан
Резолютивная часть оглашена 07 ноября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Франскевич О.П. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Алехина А.А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;
Чиж Д.А.– ведущий специалист - эксперт отдела АЗР;
Лаврова Е.С. - старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.
в присутствии представителей Администрации муниципального образования Ширинский район (далее по тексту – Администрация МО Ширинский район) – Тимофеевой Ирины Валерьевны по доверенности № 20 от 31.10.2013г. и Уваровой Риммы Абакировны по доверенности № 4 от 26.12.2012г., рассмотрев материалы дела № 64-А-13 возбужденного в отношении Администрации МО Ширинский район по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении Администрацией договора аренды земельного участка № 160 от 05 июня 2012 года с //==// без проведения торгов и без публичного сообщения о возможности предоставления данного участка в аренду,
УСТАНОВИЛА:
На основании Приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 09 августа 2013 года № 214, Хакасским УФАС России проведена проверка Администрации Муниципального образования Ширинский район.
Комисией Хакасского УФАС России просмотрены акты Администрации муниципального образования Ширинский район за период с января 2012 года по июнь 2013 года.
В ходе проведения проверки комиссия Хакасского УФАС России установлено, что Администрацией МО Ширинский район с //==// заключен договор аренды земельного участка № 160 от 06 июня 2012 года без проведения процедуры торгов.
В связи с этим, 16 октября 2013 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело № 64-А-13 в отношении Администрации МО Ширинский район по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии от 07 ноября 2013 года, представители Ответчика с нарушением антимонопольного законодательства не согласились. Пояснили, что поскольку земельный участок, расположенный по адресу: ул. Курортная, 32, с. Шира, Ширинский район, не является муниципальным имуществом. Положения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества. В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок, закрепленный данной статьей не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ. По вопросу Комиссии о передаче Администрацией в аренду //==// земельного участка, у которого отсутствует кадастровый номер, представители Ответчика пояснить что либо затруднились.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
17 августа 2011 года, //==// обратился в Администрацию МО Ширинский район с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу ул. Курортная 32, с. Шира, Республика Хакасия, площадью 45 кв.м. в аренду сроком в 11 месяцев для пристройки к существующему магазину
«Турист».
17 августа 2011 года, районная межведомственная комиссия по управлению и распоряжению земельными участками Администрации МО Ширинский район рассмотрела заявление //==// и приняла решение предоставить земельный участок указанному лицу в аренду (выписка из протокола № 3-08 от 17.08.2011г.).
Постановлением Администрации МО Ширинский район № 936 от 01.06.2012г., //==// предоставлен в аренду земельный участок, сроком на 11 месяцев, для размещения объекта торговли (пристройки), из земель муниципального образования Ширинский район, земли населенных пунктов. Участок расположен по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, село Шира, ул. Курортная, 32, площадь участка – 37,63 кв.м.
05 июня 2012 года, Администрацией МО Ширинский район с //==// заключен договор аренды земельного участка № 160.
Согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает земельный участок, площадью 37,63 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32, для размещения объекта торговли (пристройки).
Согласно пункту 2.1. договора, срок аренды участка устанавливается с 01.06.2012г. по 01.05.2013г. (11 месяцев).
Согласно пояснениям представителей Администрации МО Ширинский район, извещение о передаче в аренду земельного участка, расположенного по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32, до заключения указанного выше договора не публиковалось, в связи с тем, что данный земельный участок предоставлен для пристройки к существующему магазину «Турист».
10 июня 2013 года, договор аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012 года был расторгнут.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов.
В силу частей 2,3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, позволяющих определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально – определенной вещи или подтверждающих прекращение существования такого недвижимого имущества, в результате чего каждый объект недвижимости, в том числе земельный участок, получает уникальные характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет объектов недвижимости сопровождается присвоением каждому объекту не повторяющегося во времени и на территории РФ государственного учетного (кадастрового) номера.
Таким образом, индивидуализация отдельного земельного участка как объекта недвижимости, а значит, как объекта земельных отношений, гражданских правоотношений, осуществляется с помощью его кадастрового учета.
Отсутствие данных о внесении участка в государственный земельный кадастр, о присвоении ему соответствующего кадастрового номера, отсутствие кадастрового плана участка исключает его из числа объектов земельных отношений.
Положения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" распространяются на случаи заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, а следовательно, не входит в сферу правового регулирования, осуществляемого антимонопольным законодательством.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения Администрацией МО Ширинский район положений статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию.
В соответствии с частью 5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В нарушение указанных выше норм, //==// Администрцией МО Ширинский район был передан в аренду не сформированный земельный участок, поскольку у этого земельного участка отсутствует государственный учетный (кадастровый) номер.
Согласно пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Поскольку Администрация Ширинского района не является собственником рассматриваемого земельного участка, она так же не вправе распоряжаться и передавать кому либо данный земельный участок в аренду.
Таким образом, Администрацией Ширинского района в нарушении указанных выше норм действующего законодательства, //==// во- первых был передан в аренду не сформированный земельный участок, во- вторых данный участок был передан с отсутствием у Администрации права на такую передачу в аренду земельного участка, который не находится в ее собственности, тем самым ограничив права других хозяйствующим субъектов в заключение договора аренды на вышеназванный земельный участок.
В соответствии с общими положениями Земельного кодекса Российской Федерации, в ряде случае земельные участки передаются в аренду только с условием проведения торгов, либо с предварительным опубликованием информации о том, что конкретный участок предполагается органом местного самоуправления сдавать в аренду. Согласно положениям статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть исключительно сформированный земельный участок.
Помимо прочего, договор аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012г. был заключен Администрацией Ширинского района и //==// на срок в 11 месяцев. Срок действия данного договора соответственно заканчивается 05 мая 2013 года. Однако указанный договор был расторгнут соглашением о расторжении договора от 10 июня 2013 года. Таким образом, на протяжении месяца //==// была предоставлена возможность пользоваться земельным участком по окончанию действия заключенного ранее договора аренды земельного участка.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действиями Администрации Ширинского района которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции являются предоставление //==// преимущественного положения относительно других хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли бы быть заинтересованы в аренде земельного участка площадью 37,63 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что описанными выше действиями Администрацией Ширинского района нарушаются положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Поскольку договор аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012 года был расторгнут, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Администрации Ширинского района предписания.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Администрацию Муниципального образования Ширинский район нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012г., ограничив тем самым конкуренцию путем предоставления //==// преимущественного положение относительно других хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли бы быть заинтересованы в аренде земельного участка площадью 37,63 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32.;
- Прекратить рассмотрение дела № 64-А-13 в части нарушения Администрацией Муниципального образования Ширинский район части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виду отсутствия нарушения.
Председатель комиссии: О.П. Франскевич
Члены комиссии: А.А. Алехина
Е.С. Лаврова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Администрация МО Ширинский район
ул. Октябрьская, 79, Ширинский район,
с. Шира, Хакасия Республика, 655200
РЕШЕНИЕ
№ 64-А-13
г. Абакан
Резолютивная часть оглашена 07 ноября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Франскевич О.П. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Алехина А.А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;
Чиж Д.А.– ведущий специалист - эксперт отдела АЗР;
Лаврова Е.С. - старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.
в присутствии представителей Администрации муниципального образования Ширинский район (далее по тексту – Администрация МО Ширинский район) – Тимофеевой Ирины Валерьевны по доверенности № 20 от 31.10.2013г. и Уваровой Риммы Абакировны по доверенности № 4 от 26.12.2012г., рассмотрев материалы дела № 64-А-13 возбужденного в отношении Администрации МО Ширинский район по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении Администрацией договора аренды земельного участка № 160 от 05 июня 2012 года с //==// без проведения торгов и без публичного сообщения о возможности предоставления данного участка в аренду,
УСТАНОВИЛА:
На основании Приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 09 августа 2013 года № 214, Хакасским УФАС России проведена проверка Администрации Муниципального образования Ширинский район.
Комисией Хакасского УФАС России просмотрены акты Администрации муниципального образования Ширинский район за период с января 2012 года по июнь 2013 года.
В ходе проведения проверки комиссия Хакасского УФАС России установлено, что Администрацией МО Ширинский район с //==// заключен договор аренды земельного участка № 160 от 06 июня 2012 года без проведения процедуры торгов.
В связи с этим, 16 октября 2013 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело № 64-А-13 в отношении Администрации МО Ширинский район по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии от 07 ноября 2013 года, представители Ответчика с нарушением антимонопольного законодательства не согласились. Пояснили, что поскольку земельный участок, расположенный по адресу: ул. Курортная, 32, с. Шира, Ширинский район, не является муниципальным имуществом. Положения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества. В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок, закрепленный данной статьей не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ. По вопросу Комиссии о передаче Администрацией в аренду //==// земельного участка, у которого отсутствует кадастровый номер, представители Ответчика пояснить что либо затруднились.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
17 августа 2011 года, //==// обратился в Администрацию МО Ширинский район с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу ул. Курортная 32, с. Шира, Республика Хакасия, площадью 45 кв.м. в аренду сроком в 11 месяцев для пристройки к существующему магазину
«Турист».
17 августа 2011 года, районная межведомственная комиссия по управлению и распоряжению земельными участками Администрации МО Ширинский район рассмотрела заявление //==// и приняла решение предоставить земельный участок указанному лицу в аренду (выписка из протокола № 3-08 от 17.08.2011г.).
Постановлением Администрации МО Ширинский район № 936 от 01.06.2012г., //==// предоставлен в аренду земельный участок, сроком на 11 месяцев, для размещения объекта торговли (пристройки), из земель муниципального образования Ширинский район, земли населенных пунктов. Участок расположен по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, село Шира, ул. Курортная, 32, площадь участка – 37,63 кв.м.
05 июня 2012 года, Администрацией МО Ширинский район с //==// заключен договор аренды земельного участка № 160.
Согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает земельный участок, площадью 37,63 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32, для размещения объекта торговли (пристройки).
Согласно пункту 2.1. договора, срок аренды участка устанавливается с 01.06.2012г. по 01.05.2013г. (11 месяцев).
Согласно пояснениям представителей Администрации МО Ширинский район, извещение о передаче в аренду земельного участка, расположенного по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32, до заключения указанного выше договора не публиковалось, в связи с тем, что данный земельный участок предоставлен для пристройки к существующему магазину «Турист».
10 июня 2013 года, договор аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012 года был расторгнут.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов.
В силу частей 2,3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, позволяющих определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально – определенной вещи или подтверждающих прекращение существования такого недвижимого имущества, в результате чего каждый объект недвижимости, в том числе земельный участок, получает уникальные характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет объектов недвижимости сопровождается присвоением каждому объекту не повторяющегося во времени и на территории РФ государственного учетного (кадастрового) номера.
Таким образом, индивидуализация отдельного земельного участка как объекта недвижимости, а значит, как объекта земельных отношений, гражданских правоотношений, осуществляется с помощью его кадастрового учета.
Отсутствие данных о внесении участка в государственный земельный кадастр, о присвоении ему соответствующего кадастрового номера, отсутствие кадастрового плана участка исключает его из числа объектов земельных отношений.
Положения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" распространяются на случаи заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, а следовательно, не входит в сферу правового регулирования, осуществляемого антимонопольным законодательством.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения Администрацией МО Ширинский район положений статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию.
В соответствии с частью 5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В нарушение указанных выше норм, //==// Администрцией МО Ширинский район был передан в аренду не сформированный земельный участок, поскольку у этого земельного участка отсутствует государственный учетный (кадастровый) номер.
Согласно пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Поскольку Администрация Ширинского района не является собственником рассматриваемого земельного участка, она так же не вправе распоряжаться и передавать кому либо данный земельный участок в аренду.
Таким образом, Администрацией Ширинского района в нарушении указанных выше норм действующего законодательства, //==// во- первых был передан в аренду не сформированный земельный участок, во- вторых данный участок был передан с отсутствием у Администрации права на такую передачу в аренду земельного участка, который не находится в ее собственности, тем самым ограничив права других хозяйствующим субъектов в заключение договора аренды на вышеназванный земельный участок.
В соответствии с общими положениями Земельного кодекса Российской Федерации, в ряде случае земельные участки передаются в аренду только с условием проведения торгов, либо с предварительным опубликованием информации о том, что конкретный участок предполагается органом местного самоуправления сдавать в аренду. Согласно положениям статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть исключительно сформированный земельный участок.
Помимо прочего, договор аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012г. был заключен Администрацией Ширинского района и //==// на срок в 11 месяцев. Срок действия данного договора соответственно заканчивается 05 мая 2013 года. Однако указанный договор был расторгнут соглашением о расторжении договора от 10 июня 2013 года. Таким образом, на протяжении месяца //==// была предоставлена возможность пользоваться земельным участком по окончанию действия заключенного ранее договора аренды земельного участка.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действиями Администрации Ширинского района которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции являются предоставление //==// преимущественного положения относительно других хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли бы быть заинтересованы в аренде земельного участка площадью 37,63 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что описанными выше действиями Администрацией Ширинского района нарушаются положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Поскольку договор аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012 года был расторгнут, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Администрации Ширинского района предписания.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Администрацию Муниципального образования Ширинский район нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора аренды земельного участка № 160 от 05.06.2012г., ограничив тем самым конкуренцию путем предоставления //==// преимущественного положение относительно других хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли бы быть заинтересованы в аренде земельного участка площадью 37,63 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу – Ширинский р-н, с. Шира, ул. Курортная, 32.;
- Прекратить рассмотрение дела № 64-А-13 в части нарушения Администрацией Муниципального образования Ширинский район части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виду отсутствия нарушения.
Председатель комиссии: О.П. Франскевич
Члены комиссии: А.А. Алехина
Е.С. Лаврова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 64-А-13
[format] =>
[safe_value] => 64-А-13
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
- привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
- взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-11-15 02:48:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-11-11 02:48:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1384483790
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хакасское УФАС России
)