РЕШЕНИЕ по делу № 17-А-Т-14

Номер дела: 17-А-Т-14
Дата публикации: 18 марта 2014, 11:01

                                                                                         Прокурору Ширинского района

                                                                                         <…>

ул. Курортная, 59, с. Шира, 655200

 

ОАО «Хакасэнергосбыт»

ул. Крылова, 41а, г. Абакан, 655017

 

Главе Туимского сельсовета

                                                                                         <…>

с. Туим, микрорайон №8, Ширинскй район, Республика Хакасия, 655225

 

ООО «Хакасресводоканал Ширинского района»

                                                                                         Директору <…>

ул. Курортная, 13, с. Шира, 655200

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 17-А-Т-14

                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2014

В полном объеме решение изготовлено 17.03.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                 Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

Член комиссии Исакова Е.А. отсутствует в связи с нахождением в очередном отпуске, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

- представителя заявителя ОАО «Хакасэнергосбыт» - <…> (доверенность № 09 от 09.01.2014);

- главы муниципального образования Туимский сельсовет <…> (решение Избирательной комиссии МО Туимский сельсовет  от 15.10.2010 №17/19-2);

в отсутствие представителя прокуратуры Ширинского района и представителя заинтересованного лица ООО «Хакресводоканал Ширинского района», уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений №№ 655017 71 75744 4 и 655017 71 71572 0 соответственно),

рассмотрев дело № 17-А-Т-14 по признакам нарушения администрацией Туимского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

11.02.2014 в Хакасское УФАС России поступила информация ОАО «Хакасэнергосбыт» о нарушении администрацией Туимского сельсовета антимонопольного законодательства в части заключения договоров, предусматривающих переход права владения (пользования) муниципальным имуществом, с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района». ОАО «Хакасэнергосбыт» приложены копии договоров безвозмездного пользования имуществом (объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения), которые были представлены ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» в составе заявления о заключении договора энергоснабжения.

13.02.2014 в Хакасское УФАС России поступили материалы прокуратуры Ширинского района о результатах проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере распоряжения муниципальной собственностью и антимонопольного законодательства, из которых также следует о заключении договоров безвозмездного пользования имуществом между администрацией Туимского сельсовета и ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» в нарушение Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 между администрацией МО Туимский сельсовет и ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» (далее ООО «ХРВК Ширинского района») был заключен договор № 3 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Ширинского района» для использования в целях обеспечения водоотведения на территории МО Туимский сельсовет. Указанный договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 15.10.2013 (пункт 1.4 договора).

16.10.2013 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 6 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком на 30 дней (до 14 ноября 2013 года).

15.11.2013 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 9 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком на 30 дней (до 14 декабря 2013 года).

15.12.2013 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 12 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком до 31 декабря 2013 года.

01.01.2014 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 15 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком на 30 дней (до 30 января 2014 года).

Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 17.02.2014 № 59 возбудило дело № 17-А-Т-14 в отношении администрации Туимского сельсовета по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 17.02.2014 дело назначено к рассмотрению на 05.03.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Хакасресводоканал Ширинского района».

В ходе заседания комиссии представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» поддержал заявление общества, пояснив при этом следующее.

Исключение, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, разрешает заключение договоров владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, приведенным в п. 1 Постановления от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Кроме того, в силу прямого указания Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Таким образом, неправомерные действия местной администрации по передаче прав владения муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры нарушают принцип стабильности гражданских правоотношений.

Учитывая то обстоятельство, что имущество было передано ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» с нарушениями законодательства, ОАО «Хакасэнергосбыт» вынуждено выставлять счета по оплате за потребленную объектами коммунальной инфраструктуры, находящимся в муниципальной собственности, электрическую энергию с 16.10.2013 администрации Туимского сельсовета, как собственнику имущества. 

Присутствующий на заседании комиссии глава МО Туимский сельсовет <…>

подтвердил свои письменные пояснения, представленные в материалы дела, указав следующее.

16 сентября 2013 года ГУП РХ «Хакресводоканал» отказалось предоставлять населению Туимского сельсовета услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Отопительный сезон 2013/2014 года на территории Туимского сельсовета начался с 23 сентября 2013 года.

16 сентября 2013 года администрацией Туимского сельсовета был заключен договор безвозмездного пользования имуществом коммунальной инфраструктуры № 3 от 16.09.2013 с вновь созданным предприятием ООО «Хакасресводоканал Ширинского района», сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 15.10.2013.

Для заключения нового договора в рамках Закона о защите конкуренции необходимо было провести оценку имущества коммунальной инфраструктуры для проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды данного имущества.

Оценка муниципального имущества коммунальной инфраструктуры была изготовлена ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» 28.10.2013.

В связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования, администрацией Туимского сельсовета не была произведена оплата за изготовленный отчет. Фактический отчет был передан администрации только 07.11.2013. После получения данного отчета, администрацией Туимского сельсовета был объявлен открытый конкурс на право заключения договора аренды, извещение опубликовано 14.11.2013. Проведение конкурса назначено на 16.12.2013, однако конкурс не состоялся, так как не было подано ни одной заявки. Вновь объявленный конкурс назначен на 10.01.2014 и был признан несостоявшимся в связи с единственной поданной заявкой. 20 января 2014 года был заключен договор аренды муниципального имущества с единственным участником – ООО «Хакасресводоканал Ширинского района».

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится организация электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения.

В связи с окончанием срока действия договора № 3 безвозмездного пользования от 16.09.2013, в рамках предоставленных полномочий № 131-ФЗ, в целях недопущения приостановления обеспечения услуг населению по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению администрация была вынуждена продлять срок действия договора на период проведения оценки имущества и проведения торгов.

Своими действиями администрация Туимского сельсовета не нанесла угрозу охраняемым общественным отношениями, наоборот, сделала все возможное, чтобы не допустить срыв отопительного сезона и предотвратила возникновение чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.

Кроме того, глава МО Туимский сельсовет <…> со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ просил признать совершенное правонарушение малозначительным, так как считает, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениями.

Также глава МО Туимский сельсовет <…> отметил, что вопросы оплаты потребленной электрической энергии не являются предметом рассмотрения настоящего дела и будут разрешаться Арбитражным судом Республики Хакасия.

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 администрацией Туимского сельсовета (Ссудодатель) с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» (Ссудополучатель) заключен договор № 3  безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности МО Туимский сельсовет в соответствии с приложением № 1 к договору. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется Ссудополучателю для его использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами деятельности по обеспечению водоотведения на территории МО Туимский сельсовет. Договор заключены сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 15.10.2013 (пункт 1.4 договора).

16.10.2013 договором № 6 администрация Туимского сельсовета передала в безвозмездное пользование ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» данное имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения муниципального образования.

15.11.2013 администрация Туимского сельсовета заключила договор безвозмездного пользования № 9 с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района», согласно которому имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения, было передано последнему на срок 30 дней до 14 декабря 2013 года.

15.12.2013 администрация Туимского сельсовета заключила договор безвозмездного пользования № 12 с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района», согласно которому имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения, было передано обществу до 31 декабря 2013 года.

01.01.2014 между администрацией Туимского сельсовета и ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» заключен договор безвозмездного пользования № 15, согласно которому имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения, было передано обществу на 30 дней до 30 января 2014 года.

Торги на право заключения договоров № 6 от 16.10.2013, № 1 от 01.01.2014 администрацией Туимского сельсовета не проводились.

В настоящее время договор от 20.01.2014 аренды объектов водоотведения заключен с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» по результатам проведенных торгов (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 2 от 10.01.2014). 

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Как указано ранее, торги на право заключения договора № 15 от 01.01.2014 муниципального имущества – объектов для осуществления деятельности по водоотведению администрацией Туимского сельсовета не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Хакасского УФАС России администрация Туимского сельсовета с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» для организации водоотведения населения также не обращалась.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией Туимского сельсовета антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования № 15 от 01.01.2014, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что администрацией МО Туимского сельсовет проведен открытый конкурс на право заключения договоров аренды муниципального имущества в целях оказания на территории МО Туимский сельсовет услуг водоотведения, и договор аренды от 20.01.2014 с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» заключен по результатам торгов.

Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России считает необходимым отметить, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 3 от 16.09.2013 и № 15 от 01.01.2014 заключены с нарушением части 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которая предусматривает, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды.

Комиссия Хакасского УФАС России отклоняет довод главы МО Туимский сельсовет <…> о малозначительности совершенного правонарушения и применении статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего. При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства комиссия антимонопольного органа руководствуется положениями Закона о защите конкуренции, который не предполагает квалификации правонарушений как малозначительных. На заседании Комиссия рассматривает дело о нарушении антимонопольного законодательства и принимает решение, в котором должны содержаться выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика.

Доводы о малозначительности правонарушения рассматриваются должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в рамках административного производства, возбужденного в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.    

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Туимский сельсовет нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 15 от 01.01.2014 без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции, администрацией  МО Туимский сельсовет не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица администрации Туимский сельсовет.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

 

(отсутствует)                            Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 11158 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 17-А-Т-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11158 [type] => solution [language] => ru [created] => 1395630167 [changed] => 1395630167 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1395630167 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                                         Прокурору Ширинского района

                                                                                         <…>

ул. Курортная, 59, с. Шира, 655200

 

ОАО «Хакасэнергосбыт»

ул. Крылова, 41а, г. Абакан, 655017

 

Главе Туимского сельсовета

                                                                                         <…>

с. Туим, микрорайон №8, Ширинскй район, Республика Хакасия, 655225

 

ООО «Хакасресводоканал Ширинского района»

                                                                                         Директору <…>

ул. Курортная, 13, с. Шира, 655200

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 17-А-Т-14

                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2014

В полном объеме решение изготовлено 17.03.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                 Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

Член комиссии Исакова Е.А. отсутствует в связи с нахождением в очередном отпуске, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

- представителя заявителя ОАО «Хакасэнергосбыт» - <…> (доверенность № 09 от 09.01.2014);

- главы муниципального образования Туимский сельсовет <…> (решение Избирательной комиссии МО Туимский сельсовет  от 15.10.2010 №17/19-2);

в отсутствие представителя прокуратуры Ширинского района и представителя заинтересованного лица ООО «Хакресводоканал Ширинского района», уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений №№ 655017 71 75744 4 и 655017 71 71572 0 соответственно),

рассмотрев дело № 17-А-Т-14 по признакам нарушения администрацией Туимского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

11.02.2014 в Хакасское УФАС России поступила информация ОАО «Хакасэнергосбыт» о нарушении администрацией Туимского сельсовета антимонопольного законодательства в части заключения договоров, предусматривающих переход права владения (пользования) муниципальным имуществом, с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района». ОАО «Хакасэнергосбыт» приложены копии договоров безвозмездного пользования имуществом (объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения), которые были представлены ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» в составе заявления о заключении договора энергоснабжения.

13.02.2014 в Хакасское УФАС России поступили материалы прокуратуры Ширинского района о результатах проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере распоряжения муниципальной собственностью и антимонопольного законодательства, из которых также следует о заключении договоров безвозмездного пользования имуществом между администрацией Туимского сельсовета и ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» в нарушение Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 между администрацией МО Туимский сельсовет и ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» (далее ООО «ХРВК Ширинского района») был заключен договор № 3 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Ширинского района» для использования в целях обеспечения водоотведения на территории МО Туимский сельсовет. Указанный договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 15.10.2013 (пункт 1.4 договора).

16.10.2013 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 6 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком на 30 дней (до 14 ноября 2013 года).

15.11.2013 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 9 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком на 30 дней (до 14 декабря 2013 года).

15.12.2013 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 12 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком до 31 декабря 2013 года.

01.01.2014 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 15 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком на 30 дней (до 30 января 2014 года).

Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 17.02.2014 № 59 возбудило дело № 17-А-Т-14 в отношении администрации Туимского сельсовета по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 17.02.2014 дело назначено к рассмотрению на 05.03.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Хакасресводоканал Ширинского района».

В ходе заседания комиссии представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» поддержал заявление общества, пояснив при этом следующее.

Исключение, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, разрешает заключение договоров владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, приведенным в п. 1 Постановления от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Кроме того, в силу прямого указания Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Таким образом, неправомерные действия местной администрации по передаче прав владения муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры нарушают принцип стабильности гражданских правоотношений.

Учитывая то обстоятельство, что имущество было передано ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» с нарушениями законодательства, ОАО «Хакасэнергосбыт» вынуждено выставлять счета по оплате за потребленную объектами коммунальной инфраструктуры, находящимся в муниципальной собственности, электрическую энергию с 16.10.2013 администрации Туимского сельсовета, как собственнику имущества. 

Присутствующий на заседании комиссии глава МО Туимский сельсовет <…>

подтвердил свои письменные пояснения, представленные в материалы дела, указав следующее.

16 сентября 2013 года ГУП РХ «Хакресводоканал» отказалось предоставлять населению Туимского сельсовета услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Отопительный сезон 2013/2014 года на территории Туимского сельсовета начался с 23 сентября 2013 года.

16 сентября 2013 года администрацией Туимского сельсовета был заключен договор безвозмездного пользования имуществом коммунальной инфраструктуры № 3 от 16.09.2013 с вновь созданным предприятием ООО «Хакасресводоканал Ширинского района», сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 15.10.2013.

Для заключения нового договора в рамках Закона о защите конкуренции необходимо было провести оценку имущества коммунальной инфраструктуры для проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды данного имущества.

Оценка муниципального имущества коммунальной инфраструктуры была изготовлена ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» 28.10.2013.

В связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования, администрацией Туимского сельсовета не была произведена оплата за изготовленный отчет. Фактический отчет был передан администрации только 07.11.2013. После получения данного отчета, администрацией Туимского сельсовета был объявлен открытый конкурс на право заключения договора аренды, извещение опубликовано 14.11.2013. Проведение конкурса назначено на 16.12.2013, однако конкурс не состоялся, так как не было подано ни одной заявки. Вновь объявленный конкурс назначен на 10.01.2014 и был признан несостоявшимся в связи с единственной поданной заявкой. 20 января 2014 года был заключен договор аренды муниципального имущества с единственным участником – ООО «Хакасресводоканал Ширинского района».

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится организация электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения.

В связи с окончанием срока действия договора № 3 безвозмездного пользования от 16.09.2013, в рамках предоставленных полномочий № 131-ФЗ, в целях недопущения приостановления обеспечения услуг населению по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению администрация была вынуждена продлять срок действия договора на период проведения оценки имущества и проведения торгов.

Своими действиями администрация Туимского сельсовета не нанесла угрозу охраняемым общественным отношениями, наоборот, сделала все возможное, чтобы не допустить срыв отопительного сезона и предотвратила возникновение чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.

Кроме того, глава МО Туимский сельсовет <…> со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ просил признать совершенное правонарушение малозначительным, так как считает, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениями.

Также глава МО Туимский сельсовет <…> отметил, что вопросы оплаты потребленной электрической энергии не являются предметом рассмотрения настоящего дела и будут разрешаться Арбитражным судом Республики Хакасия.

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 администрацией Туимского сельсовета (Ссудодатель) с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» (Ссудополучатель) заключен договор № 3  безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности МО Туимский сельсовет в соответствии с приложением № 1 к договору. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется Ссудополучателю для его использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами деятельности по обеспечению водоотведения на территории МО Туимский сельсовет. Договор заключены сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 15.10.2013 (пункт 1.4 договора).

16.10.2013 договором № 6 администрация Туимского сельсовета передала в безвозмездное пользование ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» данное имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения муниципального образования.

15.11.2013 администрация Туимского сельсовета заключила договор безвозмездного пользования № 9 с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района», согласно которому имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения, было передано последнему на срок 30 дней до 14 декабря 2013 года.

15.12.2013 администрация Туимского сельсовета заключила договор безвозмездного пользования № 12 с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района», согласно которому имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения, было передано обществу до 31 декабря 2013 года.

01.01.2014 между администрацией Туимского сельсовета и ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» заключен договор безвозмездного пользования № 15, согласно которому имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения, было передано обществу на 30 дней до 30 января 2014 года.

Торги на право заключения договоров № 6 от 16.10.2013, № 1 от 01.01.2014 администрацией Туимского сельсовета не проводились.

В настоящее время договор от 20.01.2014 аренды объектов водоотведения заключен с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» по результатам проведенных торгов (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 2 от 10.01.2014). 

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Как указано ранее, торги на право заключения договора № 15 от 01.01.2014 муниципального имущества – объектов для осуществления деятельности по водоотведению администрацией Туимского сельсовета не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Хакасского УФАС России администрация Туимского сельсовета с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» для организации водоотведения населения также не обращалась.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией Туимского сельсовета антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования № 15 от 01.01.2014, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что администрацией МО Туимского сельсовет проведен открытый конкурс на право заключения договоров аренды муниципального имущества в целях оказания на территории МО Туимский сельсовет услуг водоотведения, и договор аренды от 20.01.2014 с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» заключен по результатам торгов.

Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России считает необходимым отметить, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 3 от 16.09.2013 и № 15 от 01.01.2014 заключены с нарушением части 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которая предусматривает, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды.

Комиссия Хакасского УФАС России отклоняет довод главы МО Туимский сельсовет <…> о малозначительности совершенного правонарушения и применении статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего. При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства комиссия антимонопольного органа руководствуется положениями Закона о защите конкуренции, который не предполагает квалификации правонарушений как малозначительных. На заседании Комиссия рассматривает дело о нарушении антимонопольного законодательства и принимает решение, в котором должны содержаться выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика.

Доводы о малозначительности правонарушения рассматриваются должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в рамках административного производства, возбужденного в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.    

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Туимский сельсовет нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 15 от 01.01.2014 без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции, администрацией  МО Туимский сельсовет не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица администрации Туимский сельсовет.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

 

(отсутствует)                            Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                                         Прокурору Ширинского района

                                                                                         <…>

ул. Курортная, 59, с. Шира, 655200

 

ОАО «Хакасэнергосбыт»

ул. Крылова, 41а, г. Абакан, 655017

 

Главе Туимского сельсовета

                                                                                         <…>

с. Туим, микрорайон №8, Ширинскй район, Республика Хакасия, 655225

 

ООО «Хакасресводоканал Ширинского района»

                                                                                         Директору <…>

ул. Курортная, 13, с. Шира, 655200

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 17-А-Т-14

                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2014

В полном объеме решение изготовлено 17.03.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                 Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

Член комиссии Исакова Е.А. отсутствует в связи с нахождением в очередном отпуске, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

- представителя заявителя ОАО «Хакасэнергосбыт» - <…> (доверенность № 09 от 09.01.2014);

- главы муниципального образования Туимский сельсовет <…> (решение Избирательной комиссии МО Туимский сельсовет  от 15.10.2010 №17/19-2);

в отсутствие представителя прокуратуры Ширинского района и представителя заинтересованного лица ООО «Хакресводоканал Ширинского района», уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений №№ 655017 71 75744 4 и 655017 71 71572 0 соответственно),

рассмотрев дело № 17-А-Т-14 по признакам нарушения администрацией Туимского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

11.02.2014 в Хакасское УФАС России поступила информация ОАО «Хакасэнергосбыт» о нарушении администрацией Туимского сельсовета антимонопольного законодательства в части заключения договоров, предусматривающих переход права владения (пользования) муниципальным имуществом, с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района». ОАО «Хакасэнергосбыт» приложены копии договоров безвозмездного пользования имуществом (объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения), которые были представлены ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» в составе заявления о заключении договора энергоснабжения.

13.02.2014 в Хакасское УФАС России поступили материалы прокуратуры Ширинского района о результатах проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере распоряжения муниципальной собственностью и антимонопольного законодательства, из которых также следует о заключении договоров безвозмездного пользования имуществом между администрацией Туимского сельсовета и ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» в нарушение Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 между администрацией МО Туимский сельсовет и ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» (далее ООО «ХРВК Ширинского района») был заключен договор № 3 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Ширинского района» для использования в целях обеспечения водоотведения на территории МО Туимский сельсовет. Указанный договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 15.10.2013 (пункт 1.4 договора).

16.10.2013 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 6 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком на 30 дней (до 14 ноября 2013 года).

15.11.2013 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 9 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком на 30 дней (до 14 декабря 2013 года).

15.12.2013 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 12 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком до 31 декабря 2013 года.

01.01.2014 администрацией МО Туимский сельсовет с ООО «ХРВК Ширинского района» без проведения торгов был заключен договор № 15 безвозмездного пользования муниципальным имуществом для обеспечения деятельности по водоотведению сроком на 30 дней (до 30 января 2014 года).

Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 17.02.2014 № 59 возбудило дело № 17-А-Т-14 в отношении администрации Туимского сельсовета по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 17.02.2014 дело назначено к рассмотрению на 05.03.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Хакасресводоканал Ширинского района».

В ходе заседания комиссии представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» поддержал заявление общества, пояснив при этом следующее.

Исключение, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, разрешает заключение договоров владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, приведенным в п. 1 Постановления от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Кроме того, в силу прямого указания Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Таким образом, неправомерные действия местной администрации по передаче прав владения муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры нарушают принцип стабильности гражданских правоотношений.

Учитывая то обстоятельство, что имущество было передано ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» с нарушениями законодательства, ОАО «Хакасэнергосбыт» вынуждено выставлять счета по оплате за потребленную объектами коммунальной инфраструктуры, находящимся в муниципальной собственности, электрическую энергию с 16.10.2013 администрации Туимского сельсовета, как собственнику имущества. 

Присутствующий на заседании комиссии глава МО Туимский сельсовет <…>

подтвердил свои письменные пояснения, представленные в материалы дела, указав следующее.

16 сентября 2013 года ГУП РХ «Хакресводоканал» отказалось предоставлять населению Туимского сельсовета услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Отопительный сезон 2013/2014 года на территории Туимского сельсовета начался с 23 сентября 2013 года.

16 сентября 2013 года администрацией Туимского сельсовета был заключен договор безвозмездного пользования имуществом коммунальной инфраструктуры № 3 от 16.09.2013 с вновь созданным предприятием ООО «Хакасресводоканал Ширинского района», сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 15.10.2013.

Для заключения нового договора в рамках Закона о защите конкуренции необходимо было провести оценку имущества коммунальной инфраструктуры для проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды данного имущества.

Оценка муниципального имущества коммунальной инфраструктуры была изготовлена ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» 28.10.2013.

В связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования, администрацией Туимского сельсовета не была произведена оплата за изготовленный отчет. Фактический отчет был передан администрации только 07.11.2013. После получения данного отчета, администрацией Туимского сельсовета был объявлен открытый конкурс на право заключения договора аренды, извещение опубликовано 14.11.2013. Проведение конкурса назначено на 16.12.2013, однако конкурс не состоялся, так как не было подано ни одной заявки. Вновь объявленный конкурс назначен на 10.01.2014 и был признан несостоявшимся в связи с единственной поданной заявкой. 20 января 2014 года был заключен договор аренды муниципального имущества с единственным участником – ООО «Хакасресводоканал Ширинского района».

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится организация электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения.

В связи с окончанием срока действия договора № 3 безвозмездного пользования от 16.09.2013, в рамках предоставленных полномочий № 131-ФЗ, в целях недопущения приостановления обеспечения услуг населению по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению администрация была вынуждена продлять срок действия договора на период проведения оценки имущества и проведения торгов.

Своими действиями администрация Туимского сельсовета не нанесла угрозу охраняемым общественным отношениями, наоборот, сделала все возможное, чтобы не допустить срыв отопительного сезона и предотвратила возникновение чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.

Кроме того, глава МО Туимский сельсовет <…> со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ просил признать совершенное правонарушение малозначительным, так как считает, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениями.

Также глава МО Туимский сельсовет <…> отметил, что вопросы оплаты потребленной электрической энергии не являются предметом рассмотрения настоящего дела и будут разрешаться Арбитражным судом Республики Хакасия.

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 администрацией Туимского сельсовета (Ссудодатель) с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» (Ссудополучатель) заключен договор № 3  безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности МО Туимский сельсовет в соответствии с приложением № 1 к договору. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется Ссудополучателю для его использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами деятельности по обеспечению водоотведения на территории МО Туимский сельсовет. Договор заключены сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 15.10.2013 (пункт 1.4 договора).

16.10.2013 договором № 6 администрация Туимского сельсовета передала в безвозмездное пользование ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» данное имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения муниципального образования.

15.11.2013 администрация Туимского сельсовета заключила договор безвозмездного пользования № 9 с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района», согласно которому имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения, было передано последнему на срок 30 дней до 14 декабря 2013 года.

15.12.2013 администрация Туимского сельсовета заключила договор безвозмездного пользования № 12 с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района», согласно которому имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения, было передано обществу до 31 декабря 2013 года.

01.01.2014 между администрацией Туимского сельсовета и ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» заключен договор безвозмездного пользования № 15, согласно которому имущество, предназначенное для обеспечения водоотведения, было передано обществу на 30 дней до 30 января 2014 года.

Торги на право заключения договоров № 6 от 16.10.2013, № 1 от 01.01.2014 администрацией Туимского сельсовета не проводились.

В настоящее время договор от 20.01.2014 аренды объектов водоотведения заключен с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» по результатам проведенных торгов (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 2 от 10.01.2014). 

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Как указано ранее, торги на право заключения договора № 15 от 01.01.2014 муниципального имущества – объектов для осуществления деятельности по водоотведению администрацией Туимского сельсовета не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Хакасского УФАС России администрация Туимского сельсовета с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» для организации водоотведения населения также не обращалась.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией Туимского сельсовета антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования № 15 от 01.01.2014, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что администрацией МО Туимского сельсовет проведен открытый конкурс на право заключения договоров аренды муниципального имущества в целях оказания на территории МО Туимский сельсовет услуг водоотведения, и договор аренды от 20.01.2014 с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» заключен по результатам торгов.

Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России считает необходимым отметить, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 3 от 16.09.2013 и № 15 от 01.01.2014 заключены с нарушением части 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которая предусматривает, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды.

Комиссия Хакасского УФАС России отклоняет довод главы МО Туимский сельсовет <…> о малозначительности совершенного правонарушения и применении статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего. При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства комиссия антимонопольного органа руководствуется положениями Закона о защите конкуренции, который не предполагает квалификации правонарушений как малозначительных. На заседании Комиссия рассматривает дело о нарушении антимонопольного законодательства и принимает решение, в котором должны содержаться выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика.

Доводы о малозначительности правонарушения рассматриваются должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в рамках административного производства, возбужденного в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.    

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Туимский сельсовет нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с ООО «Хакасресводоканал Ширинского района» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 15 от 01.01.2014 без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции, администрацией  МО Туимский сельсовет не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица администрации Туимский сельсовет.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

 

(отсутствует)                            Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 17-А-Т-14 [format] => [safe_value] => 17-А-Т-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-18 03:01:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-17 03:01:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1395630167 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )